Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

Гитара, гриб и молочный суп

Один мой знакомый рассказывал мне о своих первых воспоминаниях: он лежит в люльке, ему год-полтора, над ним висит гитара. Когда он вырос и спросил у родителей про эту гитару, то они очень удивились, ведь в таком возрасте обычно никто себя не помнит. К слову, молодой человек был музыкантом. Может, первое воспоминание о гитаре на него так повлияло?

Мне самой не удается разобраться, какое воспоминание у меня самое первое. Вот я иду с бабушкой летним днем по деревне. Помню домики, озеро, солнце. В руках — большой гриб, которым я хвастаюсь. Мне года три. Или сижу у мамы  на коленях в гостях. Помню стол с едой и напитками и человека с камерой. Позже я найду эти фотографии в семейном альбоме. Или смотрю вниз с балкона (мы жили на пятом этаже). Ощущение страха и высоты. Но конкретного первого воспоминания я назвать не могу.

Спрашиваю подругу. Она тоже не может назвать какой-то конкретный эпизод детства.

К слову, Лев Толстой достаточно подробно описывал свои первые воспоминания. Может, такая способность есть признак гениальности?

Забавно. Почему мозг оставил именно эти воспоминания и как они на нас повлияли? Попробую разобраться, почему мы начисто забываем все, что было до трех лет (а некоторые и вовсе начинают приводить воспоминания из пятилетнего возраста).

Общество и особенности мозга

Неспособность хранить воспоминания из раннего детства обычно называют инфантильной амнезией. Термин появился благодаря отцу психоанализа Зигмунду Фрейду, который более ста лет назад ввел в оборот термин «младенческая амнезия». Вот основные точки зрения современной науки на эту проблему.

Нейронные связи

Интересно, что все ученые указывают на то, что дети в младенчестве могут эффективно пользоваться памятью и другими когнитивными функциями. Ежесекундно младенец формирует по 700 новых нейронных связей и пускает в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот

Уже до окончания первого года жизни младенцы используют нисходящее внимание для визуального поиска, а также пополняют словарный запас во время сна. А некоторые исследования указывают на то, что ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери

Объяснение инфантильной амнезии может заключаться в том, что в детском возрасте в мозге интенсивно заменяются нейроны и формируются новые нервные связи. Такие сложные процессы фактически стирают память. Во время взросления гибель и формирование новых нервных клеток существенно замедляются (но не останавливаются окончательно). Поэтому лучше всего мы помним то, что с нами происходило уже во взрослом состоянии, когда используются все одни и те же нейроны с одними и теми же связями.

Особенности нашей памяти

Ответ на это можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти. Благодаря ряду экспериментов он установил, что человек поразительно быстро забывает выученное. В отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа. К концу месяца человек помнит лишь 2-3% того, что учил. Может, в период осваивания важнейших навыков мы забываем все несущественное, концентрируясь на навыках, которые обеспечат наше выживание в дальнейшем?

Отношение общества

Психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) тоже интересовалась этой темой. Она собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов, чтобы установить природу этого явления. Выяснился любопытный факт: у американцев рассказы были длиннее, а китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты. В целом детские воспоминания китайских студентов начинались на полгода позже. В ходе анализа она установила, что если воспоминания о детстве были смутными, то в этом виноваты родители и культура. Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните

Ученая установила, что раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет

Язык 

Некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь. Язык помогает нам структурировать наши воспоминания, сложить их в форме повествования. Поэтому когда мы осваиваем языковые навыки, то нам становится легче запоминать прошлое. Но многие психологи к этой теории относятся скептически, так как дети, которые, например, рождаются глухими или растут, не зная языка, помнят себя примерно с того же возраста.

5 — 7 лет

·        Игра «Найди отличия».

     Понадобятся две одинаковые картинки, но изображения на них будут немного отличаться. Например: цвет шарфа, рисунок на одежде, количество предметов и т.д. Задача ребенка — найти эти разные детали на рисунках (их может быть от 3 до 8). Слишком много отличий ребенку сразу будет трудно найти. Начинать надо с небольшого количества, а затем увеличивать его.

·        Продолжаем играть с предметами, меняя их местами, убирая или добавляя новые.

·        Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

    Ребенка просят разложить в правильной последовательности несколько сюжетных картинок (от 4 до 6).  Затем составить рассказать (с чего начиналась история и чем она закончилась). Определение «правильной» последовательности происходит благодаря логичности рассказа

Задание  направлено на выявление умения устанавливать причинно-следственные  связи, делать обобщения, что очень важно для будущих школьников

·        «Парные картинки»

Ребенку необходимо запомнить и найти парные картинки, которые лежат перед ним перевернутыми на столе.

      Как видим, детская память бывает разной: эмоциональной, двигательной,  образной, фотографической, словесно-логической. В каждом возрасте преобладает какой — то определенный вид памяти. Зная об этом, родители смогут легче подобрать для ребенка игры, которые будут способствовать развитию  различных видов памяти.

     Предлагаем тест для исследования  непроизвольного и произвольного зрительного и слухового запоминания ребенка.

От 1 года до 2 лет

       Все те же игры радуют малыша: «Ладушки, ладушки», «Сорока-ворона», «Мишка косолапый» и многие другие, но теперь он активно принимает в них участие. Если до года малыш только смотрел, как с ним играют, то теперь он повторяет нужные действия: хлопает в ладоши, топает ножкой, загибает пальчики. Тем самым демонстрирует свою двигательную память и умение ей пользоваться. В возрасте 1,5 – 2 лет дети очень любят танцевать, это тоже можно использовать для развития двигательной памяти.

      Играем в прятки, только теперь предмет можно прятать среди множества игрушек.

     Например: сажаем зайку в игрушки и просим малыша найти его. Ребенку необходимо вспомнить образ зайки, и только потом он начнет его искать. Если же ребенок не справился с заданием, обязательно покажите ему спрятанный предмет (игрушку).

     Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

·        Игра «Волшебный мешочек».

      В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

    С детьми 3 — го года жизни проводят игры: «Кто ушел», «Кто как кричит», «Что спрятано», т. д.

Ребенок маленький и все забудет… или нет?

Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально… ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез…

Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?

Воспоминания из детства

Слушайте других людей и делитесь своими чувствами

Разговаривайте с другими людьми об их детстве, чутко относитесь к своим чувствам, которые появляются во время таких бесед. Зачастую бывает достаточно только начать рассказывать друг другу случаи из жизни, как что-то обязательно вспомнится. Семейным источникам доверяйте умеренно, потому что нередко это бывает необъективным рассказом о прошедших событиях, которые объясняют и толкуют по своему.

Однако, даже такой субъективный рассказ помогает человеку заполнять пробелы в своей истории. В особенности, когда у вас есть возможность спрашивать и сравнивать разные версии. Постепенно заполняя свое прошлое, человеку легче дается принятие себя.

Как вспомнить детство?

Так как же вспомнить своё детство?

Наверняка первое, что вам пришло на ум, это гипноз. Но существует несколько техник, которые можно использовать для возрождения воспоминаний, не прибегая к помощи гипноза.

Уделяйте внимание своим эмоциям

Если в вашем детстве произошло какое-то событие или переживание, которое причинило сильнейшую боль, вы непроизвольно не будете об этом помнить. Но прощупать границы забытого можно попробовать. Задайте себе вопрос: что вызывает у вас крайне сильные чувства? Чувства могут быть связаны с нынешней ситуацией, или же с событиями давно минувших дней. Почему? Когда? Перед вами цель – потихоньку проследить рождение отрицательных эмоций с самого детства.

Возвращайтесь в места вашего детства

Воспоминания можно оживить с помощью ассоциаций. Они могут проявится при помощи старых игрушек, книг и других предметов из вашего детства. Если вы обладаете такой возможностью, то съездите в места, где вы росли.

Понаблюдайте за чужими детьми. Когда вы видите маленькую девочку, плачущую на снежной горке, в то время как другие дети катаются, у вас ком в горле? Понять это переживание вы сможете тогда, когда заглянете в свое детство.

4 – 5 лет

    Тренируем зрительную память: выкладываем перед ребенком насколько знакомых предметов, просим запомнить их и закрыть глаза. Затем один предмет убираем. Ребенок должен сказать, что изменилось. Можно также поменять предметы местами и попросить малыша восстановить картину. Все эти игры заставляют детскую память работать и развиваться.

    Существуют игры с участием вкуса, обоняния, осязания. Для игры понадобится несколько разных запахов: мяты, апельсина, кофе, лимона. Просим ребенка закрыть глаза и угадать каждый из запахов. Похожую игру можно проводить с разными кусочками пищи и угадывать их на вкус.

    Читаем сказки, рассказы и предлагаем ребенку пересказать услышанное. Для этого ему надо будет вспомнить, что он слушал. Но вспомнить — это еще не самое главное, надо подобрать нужные слова для пересказа. Так мы тренируем память, речь, мышление. Очень хорошо, если дети будут сами участвовать в спектаклях, разучивая речь (роль) своего героя. Играем в «Волшебный мешочек», но теперь ребенок угадывает не только предмет, но и материал, из которого он сделан

Дети вспоминают, если… так принято

Установлено, что насколько ранними воспоминаниями будет обладать ребенок, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у обучающихся там студентов из Китая детские воспоминания начинаются на полгода позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совершенно иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашенными, в центре — они сами, их чувства, впечатления, реакция близких на события. Китайские студенты вспоминали о каком-то запоминающемся факте без личного контекста.

В китайском обществе, как выяснилось, не принято интересоваться впечатлениями и воспоминаниями детей, а раз их воспоминаниям никто не придавал ценности, то они и не сохранялись.

Интересно исследование новозеландских психологов, который изучали воспоминания представителей местной народности маори. Возможно, в психологах взыграл патриотизм, но они уверяют, что высокое значение, которое маори придают культу прошлого, способствуют тому, что малыши этой народности помнят себя чуть ли не раньше всех в мире – с двух с половиной лет!

Исследование слуховой памяти

          Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

         Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста.

         Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объема словарного материала (5 — 8 слов).

         Воспроизведение 5 — 6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой памяти.

         Инструкция:

«Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, запомнишь, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

 Материал подготовила педагог — психолог Александрова В. Г.

Литература:

  1. Ершова Т.. «Как развивать память у дошкольников», «Школьный психолог», № 8, 2016
  2. Мухина В. С. «Детская психология», «Эксмо — Пресс», М., 2000
  3. Сергеенкова И. В. «Психологическое развитие детей», изд-во «Феникс», Ростов – на – Дону, 2007

Если ребенок все забыл, можно ему напомнить

Ну и, наконец, еще одна удивительная способность детской памяти: вспомнить (достоверно, ярко и с подробностями) то, чего не было. Причем сделать это могут не только завзятые фантазеры и выдумщики; стоит немного подтолкнуть ребенка, как он начинает «вспоминать» описываемые события!

К сожалению, таким образом у детей часто формируются ложные воспоминания, более того, их можно создать даже у взрослых. Примером могут послужить все те же Соединенные Штаты Америки, где одно время пошла настоящая волна судебных дел, связанных с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. После сеансов у психотерапевтов, которые искренне пытались докопаться до корня проблем своих пациентов, подростки и даже взрослые люди «вспоминали» эпизоды сексуального насилия, которые, оказывается, были спрятаны глубоко в памяти. С этой информацией пациенты отправлялись в суд и требовали компенсировать перенесенные ими моральные страдания. Оказалось, что иногда речь действительно идет о подавленных воспоминаниях, а иногда – о вновь сформированных, причем отличить одни от других мог только опытный специалист. Сами же пациенты сделать это совершенно не в состоянии.

Какой вывод можно сделать из этой, несомненно печальной, практики? Самый оптимистичный!

Ведь чем ярче и полнее наши воспоминания о счастливом детстве, тем счастливее мы будем во взрослой жизни!

24.08.2020Подготовила Полина Иванова

  
  о детях до года, о детях от 1 до 3 лет, Познавательное

Ярче воспоминания у детей, росших в большой семье или испытавших стресс

Итак, с национальной культурой мы разобрались, обратимся к культуре семейной. Психолог Федерика Артиоли провела исследование в своей родной Италии, славившейся ранее своими большими семьями и крепкими родственными связями. Сегодня там, как и во всей Европе, все чаще встречаются семьи «папа+мама+ребенок». Госпожа Артиоли обнаружила, что дети, выросшие в традиционных многопоколенных семьях – с бабушками, дедушками, дядями, тетями и кузенами обладают воспоминаниями о более раннем детском возрасте, и они гораздо ярче и насыщеннее, чем у их сверстников из маленьких семей.

Интересно, что знак эмоционального фона не имеет значения; в другом исследовании Федерика Артиоли вместе с коллегой Элейн Риз выяснила, что дети, пережившие развод родителей до своего семилетия, хранят более ранние детские воспоминания! Исследовательницы предполагают, что этому может быть простое логическое объяснение; например, мама, оставшись вдвоем с ребенком на руках, невольно расширяет круг общения, поручая заботу о нем другим родственникам, то есть, формируя ту самую «большую шумную итальянскую семью», но факт остается фактом: дети разведенных родителей хранят воспоминания с возраста 2,5 лет. Видимо, ранее человеческий мозг запомнить ничего не может.

3 — 4 года

      Существует множество игр для детей 3 – 4 лет, направленных на развитие образной памяти. Каждая игра заставляет ребенка что-то запомнить, будь то правило игры или какие-то действия.

·        Игра «Звуки».

      В этой игре необходимо узнать музыкальный инструмент, который звучал. Ребенок закрывает глаза или отворачивается, а ведущий при помощи инструмента издает звук.

      Надо угадать название музыкального инструмента, например: бубен, барабан, колокольчик, деревянные ложки, ксилофон, свисток. Сначала используем в игре музыкальные инструменты, знакомые ребенку, а позже можно добавлять и новые.

     В этом возрасте можно разучивать с ребенком стихотворения, сопровождая их движениями. Подберите на текст стихотворения какие-либо движения, проделайте их несколько раз вместе с ребенком, а затем, читая стихотворение, попросите повторить те, которые  он запомнил.

    Продолжаем показывать детям кукольные спектакли, читать книжки и закреплять то, что малыш уже знает.

Приемы развития памяти

     Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые.

    1. Важным приемом развития памяти является повторение материала в неименном виде.

 Просим ребенка сразу по ходу сообщения задания повторять за взрослым то, что следует запомнить.

Давая ребенку поручение, тут же предлагаем его повторить, направляя припоминание вопросами.

    2. Использование картинки как опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с картинкой, наиболее подходящей по содержанию к слову.

    3. К окончанию дошкольного возраста необходимо осваивать с детьми приемы запоминания, опирающиеся на элементарную систематизацию, на логический анализ материала.

Исследование зрительной памяти

    Главное правило — настроить ребенка на игру, а не на проверку.

    Подберите 10 картинок (знакомых ребенку предметов). Картинки можно взять из любой детской игры.

    Тест состоит из двух частей

   1-я часть. Оценка непроизвольной памяти.

    Возьмите 10 знакомых изображений. Предложите ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Предъявляйте картинки по одной.

   Затем попросите назвать то, что было нарисовано на картинках. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется 1 балл.

  2-я часть. Оценка произвольной памяти.

   Возьмите 10 знакомых изображений. Дайте ребенку следующую инструкцию: «Я сейчас тебе буду показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано». Предъявляйте картинки по одной. Затем попросите назвать то, что нарисовано на картинках. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется 1 балл.

   В норме ребенок может запомнить количество картинок равное возрасту плюс – минус одна картинка. Применять этот тест можно с 4, 5 — 5 лет.

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

Мы не запоминаем или забываем?

Интересный, но до сих пор не до конца понятный науке вопрос: почему мы до 2,5 лет все забываем? Ведь это как раз тот возраст, когда наш мозг впитывает все, как губка: мы «загружаем» в него огромный объем информации, и больше никогда до конца жизни нам не удастся его использовать с такой эффективностью. Почему же мы ничего не помним? Есть несколько версий.

Мы не можем запомнить то, что не можем описать

Очевидно, что даже самые ранние детские воспоминания появляются в тот момент, когда мы хотя бы в минимальной мере овладеваем речью. Возможно, наша память начинает крепнуть только тогда, когда мы можем описать увиденное словами. Действительно, в возрасте до трех лет мы вынуждены запоминать происходящее в виде образов, без словесного «конспекта», который помог бы структурировать воспоминания. Как только мы осваиваем речь, наше сознание (и система запоминания) перестраиваются, и более ранние воспоминания стираются, как неактуальные.

Мы все запоминаем, но забываем

Другая версия – мы постепенно забываем случившееся с нами в раннем детстве, как только появляются более свежие воспоминания. В самом деле, если начать ревизию своей памяти, то вы обнаружите, что оттуда «вывалились» не только период младенчества, но целые месяцы и даже годы нашего детства. Несомненно, в десять лет мы могли без труда описать события, произошедшие с нами в течение года, однако в 30 лет уже непросто сходу ответить на вопрос, чем тогда был примечателен ваш апрель, или как прошел октябрь, когда вам было восемь.

Эта точка зрения даже подтверждена экспериментальными исследованиями: ученые из американского Университета Эмори записывали разговор матерей с их трехлетними детьми сразу после каких-то ярких событий: посещения зоопарка, первого дня в детском саду. Затем ежегодно, на протяжении шести лет с детьми беседовали и просили вспомнить об этих событиях.

В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»

Где хранятся воспоминания? Ученые уверены, что могут дать почти точный ответ на этот вопрос: в части мозга, называемой гиппокампом. Механизм работы гиппокампа не ясен, но понятно, что именно этот участок мозга каким-то образом отвечает за перевод воспоминания из кратковременных в долговременные; именно он решает, что мы запомним, а что – забудем.

Известно, что при болезни Альцгеймера, для которой характерна утрата памяти, именно уменьшение объема гиппокампа становится одним из первых признаков развития заболевания. Так может, у младенцев просто слишком маленький гиппакомп, чтобы он мог полноценно функционировать?

Детские воспоминания

1. Он сможет найти радость в своем детстве, которое всегда считал несчастным

Некоторые люди живут с грузом, полагая, что их детство в общем было довольно тяжелым и недостаточным количеством любви. Это чувство очень угнетает, лишает опоры, и постоянно подтачивает взрослого человека.

Часто мы особенно ярко запоминаем отрицательные моменты: непонимание со стороны взрослых, обиды, нехватку внимания, насмешки или что-то более серьезное. Однако, счастливые и радостные моменты были в жизни каждого из нас. Когда человек уходит в глубины своей памяти и находит там положительно окрашенные воспоминания, то он понимает, что оказывается, все было не так уж и плохо. У человека иногда получается полностью поменять восприятие своего прошлого, а, соответственно, и свое отношение к нему.

2. Любовь, которую человек получил во младенчестве от родных и близких, наполняет его силой и уверенностью во взрослой жизни

Это такие моменты, когда человек чувствует, что его любят. Невероятно ресурсными являются воспоминания о том, как мать держит малыша на руках, как кормит его грудью, гладит по голове, любуется. Как раз в такие минуты человек может почувствовать и вспомнить материнскую безусловную любовь, она будет наполнять его принятием, заботой и лаской.

Иногда даже получается вспомнить, с какими эмоциями малыша ждала семья, с какой любовью его встречали из роддома, как все умилялись ему. Во взрослом возрасте это придает человеку уверенности и сил.

3. К человеку возвращается детская восторженность и открытое мировосприятие

По данным ученым, самый сильный стимул для того, чтобы развилось сознание, — это удивление. Однако, в большинстве случаев во время социализации человек утрачивает это чувство. При помощи воспоминаний у вас получится прикоснуться к детской открытости миру, неподдельному любопытству к окружающему миру, к стремлению познать.

Для взрослых любопытство – это нечто понятное и привычное, а для ребенка – это восторг и трепет. Ребенок раскрывает широко глаза, восклицает и тянет руки к чему-то неизведанному. Моменты самой настоящей радости, к примеру, при получении подарка на день рождения, невозможно сыграть.

Спросите себя, давно ли вы были в таком состоянии чистой радости? А ведь вы вполне можете вспомнить и ярко почувствовать подобные моменты, после чего вы совсем по-другому взгляните на наш обычный мир, который оказывается не перестал быть удивительным.

4. Можно найти источник ограничений и страхов

В подавляющем большинстве случаев как раз в детстве спрятаны корни некоторых наших страхов, каких-то ограничений. В детстве также закладываются определенные шаблоны поведения. Зачастую отыскать корень проблемы – это уже как минимум половина решения ее, а в некоторых случаях и полно решение.

5. Вы сможете стать другом своему ребенку, и сможете понять причины его поведения в тех или иных ситуациях

Невероятно важны детские воспоминания для тех людей, у кого на данный момент есть маленькие дети, или они вот-вот станут родителями. Когда человек помнит себя маленьким, он помнит о том, как малыш воспринимает мир, как он себя в нем чувствует, чего опасается, а что хочет всеми фибрами своей маленькой души.

Вы сможете с большим пониманием общаться со своим крохой. Вы сможете понимать его грустный взгляд, восторг или страх, который с точки зрения взрослого вызван какой-то ерундой. То есть когда вы на одной волне со своим ребенком, вы сможете выстроить более доверительные и близкие отношения с ним, подарите ему поддержку тогда, когда она ему будет нужна больше всего.

От 0 до 1 года

      Выходя с ребенком на прогулку, помогайте ему разбираться в тех предметах, которые его окружают. Вокруг  много всего интересного

Помогите малышу сосредоточить свое внимание на каком-либо одном объекте. Катите коляску вперед и останавливайтесь около тех предметов, о которых можно рассказать что-нибудь интересное

Остановитесь около дерева и поговорите с ребенком о листьях. Разрешите ему потрогать их. Поищите в ветвях птичек или белок. За одну прогулку уделяйте внимание только трем или четырем вещам, сначала обращая внимание на уже знакомые предметы, затем переходите к новым.

      Дети очень любят игры, в которых присутствуют стихи и песенки. Они запоминают определенные действия вместе с речью. Так, умывая малыша, мы напеваем ему: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…»

      Таким образом, когда малыш услышит знакомую песенку, он будет знать, что сейчас его будут умывать.

      Игра «Сорока-ворона» — это пальчиковая гимнастика, она делает несколько дел сразу: массаж ручки, пальчиков в сочетании песенки и действий.

      В этот момент ребенок лучше запоминает слова и движения игры.

·        «Игра в прятки»

      Игры в прятки учат детей понимать, что вещи, которые внезапно исчезают, потом снова появляются. На глазах у малыша прячем игрушку под платок или в руку и спрашиваем: «Где игрушка?» Ребенок поворачивает голову в ту сторону, где спрятана игрушка. Так проделываем несколько раз для закрепления результата. После чего прячем игрушку под другой платок или в другую руку

Обратите внимание: малыш еще несколько раз продолжает искать игрушку на старом месте. Это происходит потому, что он зафиксировал «тайник» в определенном месте (под платком, в одной руке)

Если вы будете регулярно практиковать эту игру, вскоре заметите, что время поиска сокращается и появляется больше правильных ответов.

                                  ·        Игра «Ку-ку».

     Посадите малыша на пол или на стул перед собой. Возьмите полотенце и накройте им лицо. Со словами «ку-ку» снимите полотенце и покажите ваше лицо ребенку. Эта игра обычно вызывает море смеха, и чем больше вы играете, тем веселее она становится. Попробуйте накрыть полотенцем лицо малыша, а потом снимите полотенце. Накройте лицо еще раз и посмотрите, попытается ли ребенок стянуть полотенце сам. Не забывайте каждый раз, стягивая полотенце, говорить «ку-ку».

                                  ·        Игра «Где же мячик?»

     Лягте на пол вместе с малышом. Возьмите в руки мяч или любую другую игрушку и рассмотрите ее с ребенком. Спрячьте игрушку так, чтобы ребенок ее не видел (за стул или в карман). Спросите у малыша: «Где же мячик?» Со словами «ку-ку» достаньте мяч. Продолжайте игру, постоянно меняя то место, куда вы прячете мяч.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: