Источники
- Wu Y., Li G., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol35 — N4 — p.341-345; PMID:33794634
- Voitenkov VB., Komantsev VN., Klimkin AV., Ekusheva EV., Skripchenko NV., Bedova MA. // Adv Gerontol — 2020 — Vol33 — N5 — p.1002-1006; PMID:33550760
- Liu X., Zhong R., Kusuma L., Li N., Tang W. Determining social power: Do Chinese preschoolers integrate verbal and nonverbal cues? // J Exp Child Psychol — 2021 — Vol204 — NNULL — p.104943; PMID:33360276
- Ganc M., Kobosko J., Jedrzejczak WW., Kochański B., Skarzynski H. Psychomotor development of 4-year-old deaf children with cochlear implants: Three case studies. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2021 — Vol141 — NNULL — p.110570; PMID:33348125
- Fordington S., Brown TH. An evaluation of the Hear Glue Ear mobile application for children aged 2-8 years old with otitis media with effusion. // Digit Health — 2020 — Vol6 — NNULL — p.2055207620966163; PMID:33194218
- Jasińska KK., Shuai L., Lau ANL., Frost S., Landi N., Pugh KR. Functional connectivity in the developing language network in 4-year-old children predicts future reading ability. // Dev Sci — 2021 — Vol24 — N2 — p.e13041; PMID:33032375
- Tan LT., Nathan AM., Jayanath S., Eg KP., Thavagnanam S., Lum LCS., Gan CS., de Bruyne JA. Health-related quality of life and developmental outcome of children on home mechanical ventilation in a developing country: A cross-sectional study. // Pediatr Pulmonol — 2020 — Vol55 — N12 — p.3477-3486; PMID:33002341
- Vilela N., Sanches SGG., Carvallo RMM. Development of auditory perception in preschool children. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2020 — Vol129 — NNULL — p.109777; PMID:31756662
- Wang J., Joanisse MF., Booth JR. Neural representations of phonology in temporal cortex scaffold longitudinal reading gains in 5- to 7-year-old children. // Neuroimage — 2020 — Vol207 — NNULL — p.116359; PMID:31733372
- Wu Y., Li G., Ma Y., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2019 — Vol33 — N10 — p.918-922; PMID:31623034
Развитие речи в домашних условиях
Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.
Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.
Формируем правильное дыхание
Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:
- сдувание перьев и лёгких предметов;
- игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
- пускание мыльных пузырей;
- надувание воздушных шаров и так далее.
Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.
Работаем над артикуляцией
Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга. Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей
Подойдут следующие игры.
Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.
- «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
- «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
- «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
- «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.
Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.
Пополняем словарный запас
- «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
- «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
- «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.
Развиваем речевые навыки
Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.
- «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
- «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
- «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».
Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.
Играйте в ритмические музыкальные игры
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка
При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными
Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.
Общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста
Часто взрослыми при коммуникации с ребенком применяются экспрессивно-мимические средства общения вместо речевых. Но правильным для успешного речевого развития является использование слов, обозначающих реальные предметы и совершаемые в конкретный момент действия. Речь взрослых предполагает яркую эмоциональную окраску и выразительность, необходимо соблюдать интонации. Нужно выделять ударные слоги и точно артикулировать звуки
Важно, чтобы при общении ребенку были видны одновременно движения губ взрослого и называемый предмет
Внимание малыша нестабильно, поэтому простое механическое подражание не принесет желаемого результата. Чтобы он надолго сохранял заинтересованность занятием, необходимо подбирать интересные ему предметы
Нужно разрешать ребенку трогать предмет, демонстрировать манипуляции, которые можно с ним совершать. Необходимо хвалить за любую доступную малышу попытку воспроизвести слово.
Значительные изменения затрагивают и семантическую сторону детского высказывания: от демонстрации эмоций или потребностей малыш приступает к наименованию предметов и различению их свойств и выполняемых действий. В этот возрастной период познавательное развитие протекает значительно быстрее речевого, по этой причине для стимулирования речи более эффективными будут занятия, основанные на выделении из окружающей среды конкретных предметов, их назначения и способов взаимодействия с ними в игровых или бытовых моментах.
Нормы речевого развития
- Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
- Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
- Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
- Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
- Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
- Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
- Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
- Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
- Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.
Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.
Стадия первая: первые слова
От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.
Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.
Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.
Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).
Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.
Когда нужно обратиться к логопеду
Следует обратиться к логопеду, если:
• до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
• ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);
• ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
• ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;
• ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
• ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).
Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.
Статистика
Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.
Стадии речевого развития
- К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
- Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
- Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
- К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.
Малыш не говорит. Что делать?
В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.
Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.
Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно
Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать
В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.
Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Первые обобщения
Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?
Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.
В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.
Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр
Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего
Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения
Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.
И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.
Ход игры: Предложить детям новую игру.
Мы ногами топ-топ
(топаем, высоко поднимая ноги)
А в ладоши хлоп-хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
(руки на пояс, кружимся).
Подвижные игры.
Делаем зарядку!
Цель: развитие подражания движений; развитие понимания речи. Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей. Он предлагает поиграть, выполняет определенные действия; комментируя их следующими словами
— Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!
Руки вверх!
Руки в стороны
Теперь походим топ-топ!
Руки вперед!
Похлопаем в ладошки!
Руки на пояс!
Присели!
Стоим!
Попрыгаем — прыг-скок!
Игры с игрушками и предметами детей, игры с кубиками.
Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий, конструирование.
Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигурки из детских строительных наборов.
Ход игры: Предложите детям разноцветные кубики. Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков.
Лучше обучать разным играм поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т. д.
Игры с мячами
Направление: Попади в корзину, мяч с горки! Мяч в ворота и т. д.
Тоннели и мосты
Игра с куклами
Деловое общение детей со взрослыми
— Это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Обучать детей выражать свои мысли доступным ему способом, предложить выбор из нескольких вариантов. Наводящие вопросы.
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка аппликация).
Игры по развитию органов слуха: послушаем звуки, кто кричит? Звуки дома.
Найди такую же коробочку и т. д.
Игры для развития речевого слуха.
Кто там? Кто позвал? Найди картинку, найди игрушку.
Развитие дыхания
Например: Лети, бабочка, ветерок, вертушки, плыви, кораблик, мыльные пузыри, свистульки.
Значение развития движения рук и мелкой моторики пальцев.
Подражания движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития детей.
Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, которые доказывали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон, и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Развитиедвижения рук включает:
— развитие хватания
— развитие соотносящих действий (пирамидки, матрешки, вкладыши)
— подражание движениям рук
— развитие движений кистей и пальцев рук
В ходе проведения специальных игр укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Игры и упражнения для развития ручной моторики.
— массаж рук
— разминать тесто, пластилин
— мять бумагу
— рвать бумагу
— нанизывать кольца (шарики на стержень)
— сортировать мелкие предметы
— опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком
— использовать разнообразные конструкторы
— использовать мозаику
— нанизывать бусинки на шнурок
— шнуровать
— завязывать и развязывать узелки, бантики
— расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, молнии
— отстегивать и пристегивать прищепки
— выкладывают фигуры из палочек и т. д.
Детям необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации.
Что делать и к кому обращаться
Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для
выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит
диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может
дать направление к специалистам различного профиля:
- логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
- отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии
строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба); - невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов
головного мозга; - психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться,
неврозы, педагогическая запущенность.
Способы развить речь у ребенка
- «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
- «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.