Степени тяжести
Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:
1 степень | Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития. |
2 степень | Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально. |
3 степень | В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами. |
4 степень | Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче. |
Также смотрите:
Autistic Meltdown or Temper Tantrum? by Judy Endow, MSW.” Ollibean. N. p., 10 Nov. 2016. Web. 25 May 2017.
“26 Sensory Integration Tools for Meltdown Management – Friendship Circle – Special Needs Blog.” Friendship Circle — Special Needs Blog. N.p., 18 Nov. 2015. Web. 25 May 2017.
Bennett, David D. “Decreasing Tantrum/Meltdown Behaviors of School Children with High Functioning Autism through Parent Training.” Social Science. N.p., 04 Feb. 2014. Web. 25 May 2017.
Caroline Miller. “Why Do Kids Have Tantrums and Meltdowns?” Child Mind Institute. N.p., n.d. Web. 25 May 2017.
Morin, Amanda. “The Difference Between Tantrums and Sensory Meltdowns.”Understood.org. N.p., n.d. Web. 25 May 2017.
“Why Toddlers Throw Temper Tantrums.” Parenting. N.p., 17 Feb. 2015. Web. 25 May 2017.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Как выявить ЗПРР ?
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
-
4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
-
8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
-
1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
-
1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
-
2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
-
2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
-
3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
ЗПР и ЗРР — в чем разница?
Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.
Предупреждения
Никогда не оставляйте аутичного человека одного, если вы не находитесь в безопасной и знакомой среде.
Никогда не ругайте аутичного человека за срыв
Скорее всего ему известно, что в общественных местах это неприемлемо, но отключение или срыв часто являются обычным выходом накопленного стресса и ими невозможно управлять.
Срывы и отключения ни в коем случае не попытки привлечь внимание. Не относитесь к ним как к простой истерике
Их чрезвычайно трудно контролировать и они часто вызывают у аутичного человека сожаление и смущение.
Никогда не кричите на аутичного человека за срыв. Помните, что у аутистов это может быть единственным способом выразить дискомфорт.
Никогда не бейте аутичного человека за срыв!
Примечания переводчика:
- Иногда срывы, отключения и зависания именуются разными уровнями аутической истерики, которую нельзя путать с истерикой неаутичного человека.
- Терминология: meltdown — срыв (мелтдаун), shutdown — отключение (уход в себя вплоть до потери сознания), breakdown — зависание (момент кризиса).
Представленный выше материал — перевод текста «How to Calm Down an Autistic Person».
Страх 3. А если моего ребенка напугают и будет травма?
— Мою дочь ребенок с аутизмом напугал, теперь у нее травма, — говорит Иван, бизнесмен. — Моей Кате семь лет. С особым ребенком мы столкнулись на детской площадке. Там был мальчик лет восьми. Он не разговаривал, а только пищал — в диапазоне летучей мыши. Сидел и пищал. Я сказал его маме, чтобы он перестал пищать. Но она вообще ничего не сделала. Даже не ответила мне. Конечно, я понимаю, ребенок не может говорить, но пищать зачем? Немые же, например, не мычат постоянно. Мою дочь это впечатлило настолько, что она до сих пор — полгода прошло — спрашивает, почему тот мальчик пищал. А мне нечего ей ответить. Я не фашист, но считаю, что с таким лучше не сталкиваться.
— В том, что ребенок с аутизмом издает какие-то звуки, ничего страшного нет. Обычные дети тоже любят повизжать и покричать, — объясняет Маргарита Синицына. — Это корректируется, со временем уходит. Но при всем желании мама в конкретный момент не может заставить сына перестать пищать.
— Родители не должны делать замечания родителям особенных детей, — комментирует Любовь Аркус. — Они не должны демонстрировать свой испуг или неприязнь, потому что они этим травмируют и своего, и чужого ребенка. Они не должны учить детей этой нетолерантности и ксенофобии. Ну как реагируют на ребенка в инвалидной коляске? Вот точно так же они должны себя вести. Аккуратно и тактично.
В этой ситуации важна реакция родителей. Ребенок испугается, если страшно маме или папе.
— Если родитель пугается, ребенку травма будет нанесена. Он считает эмоцию взрослых. А вообще любой ребенок, самый обычный, может другого напугать. Детям свойственно бегать, шуметь, толкаться. И вероятность испуга, травматизма, драки вполне вероятна и среди совершенно обычных детей, — отмечает Елена Багарадникова.
Первые признаки
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям. Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
— ребенок не смотрит в глаза; — говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице; — все время повторяет слова, фразы; — ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала; — не произносит слова, мычит; — не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми; — ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя; — трясет головой, руками, раскачивается; — ходит на носочках; — грызет пальцы, руки; — бьет себя по лицу; — у ребенка истерики, приступы агрессии; — боится незнакомых/ чужих; — пугается звуков, вздрагивает; — боится света, все время выключает его.
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов: — Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному? — Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету? — Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку). Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту
Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Аутизм у ребенка старше 11 лет
Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:
- интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
- дефицит внимания;
- бесцельные сложные движения;
- соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
- непонятные страхи также имеют место;
- гиперактивность;
- потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
- ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
- агрессия, направленная на себя.
Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду
Преодоление коммуникативных проблем
После осмысления окружающего нас мира общение является наиболее важной и основной способностью. Как и всем детям, для удовлетворения своих потребностей детям в спектре аутизма нужно уметь общаться
У многих детей в спектре аутизма есть проблемы поведения того или иного рода по разным причинам. Поведение – форма общения, и здесь сложность заключается в выяснении того, о чём говорит нам конкретное поведение. Ребёнок может быть не в состоянии сообщить о происходящем, потому что у него нет базовых навыков общения, или у него есть хорошие коммуникативные навыки, но он не может использовать их в конкретный момент, потому что он перегружен. Это приводит к такому поведению как интенсивное раскачивание и самостимуляции (стимминг), вплоть до ярости и срыва (мелтдаун).
Зачастую мы слишком много внимания уделяем остановке и изменению поведения, не выяснив его цель
Нам всем нужно научиться правильному поведению, но, что более важно, нам нужна форма общения, которую можно умело и комфортно использовать для самовыражения
В высокофункциональной части спектра аутизма есть много людей, очень чётко выражающих свои мысли, но всё испытывающих проблемы с обычными аспектами разговора. Например, многие из них мыслят буквально, не понимают метафор, двойных значений или идиом. Или у них проблемы с пониманием социальных сигналов и языка тела. Эти трудности влияют на социальные отношения и на то, как люди в спектре аутизма реагируют в социальных ситуациях.
Помните: даже если ребёнок не может общаться, это не значит, что он не понимает того, что вы ему говорите. И Вам все ещё нужно поговорить с ним о человеческой сексуальности.
«Вам не кажется, что ему с такими же будет лучше?»
Елена Аникина — мама 4-летнего Кости. У него аутизм. В год мальчик не отзывался на имя, не указывал на предметы, не понимал речь, не играл, не говорил, не «видел» людей и животных.
Фото: Shutterstock
— Мы активно приучали его радоваться папе, сестре, — рассказывает Елена. — В год диагноз никто не ставил. Я педагог, переучилась на АВА-тераписта, открыла свой кабинет и занимаюсь с особыми детьми. У моего сына классический аутизм и довольно тяжелый. В детский сад нас брали. Заведующей я сказала все как есть. Она помолчала и ответила: «Ребенок должен ходить в детский сад. Любой ребенок. Мы понимаем, что это сложно, но мы вас ждем».
Елена занимается с сыном три года. Сейчас он разговаривает, понимает речь, умеет читать, пытается писать, рисует, не очень контактен с людьми, но социальные нормы соблюдает. В районе, где живет семья Аникиных, Костю знают и любят, поэтому его мама ни разу не сталкивалась с агрессией со стороны посторонних людей. Но однажды это случилось и с ней.
— В два года я хотела отвести Костю в подготовительный центр, — вспоминает Елена. — Нас просили посетить дефектолога, который должен был вести занятия. Дефектолог мне сказала: «А вам не кажется, что ему с такими же будет лучше?» Я не плакала, когда узнала диагноз, а тут расплакалась. Звонила мужу и говорила: «Я знала, что рано или поздно этот момент наступит, но я не думала, что это будет настолько больно».
Елена говорит, что прекрасно понимает людей, которые боятся особенных детей.
— Мы боимся того, что не знаем. Это нормальная реакция. Но можно же изучить этот вопрос, почитать про то, чего ты боишься, разобраться, как образованный, взрослый, цивилизованный человек. Для меня загадка — почему, если ты боишься этого ребенка, тебе легче пойти примитивным путем и сказать — «изолируйте его», чем спросить, а как мне себя с ним вести.
После того, что случилось в Петербурге, многие высказались о том, как нам не хватает принятия и эмпатии. Елена считает, что умение сочувствовать заложено природой в каждом из нас.
— Моя дочка однажды рисовала мелками, и подошла семья — папа и две девочки — одна из них с синдромом Дауна. Девочке с синдромом Дауна было очень интересно, но она не знала, как подойти. И тогда моя 7-летняя дочь подошла к ней сама, дала мелок и сказала: «Пойдем рисовать». И они начали рисовать вместе. Не стоит, наверное, вообще делить детей. Дети просто должны быть вместе, потому что это всего лишь дети.
Советы от членов семей с больными аутизмом
- Двигайтесь вперед. Начало лечения ребенка поможет и вам самим. Придется столкнуться с множеством нюансов интенсивной программы лечения, особенно, если ребенок будет проходить ее дома. Все это благоприятно скажется на вас, ведь появится понимание того, что предпринимаются конкретные шаги по оказанию помощи ребенку. Возможно, высвободится немного свободного времени, что позволит глубже погрузиться в изучение проблемы и возможных способов поддержки малыша. Появится время, которое можно будет потратить на себя. Это позволит, в свою очередь, еще с большим упорством двигаться вперед.
- Просите помощи. Сначала будет непросто. Но не стоит отталкивать людей, которые стремятся оказать посильную поддержку. Может они и сами толком не знают, какого рода помощь предложить. Так может, пусть кто-то из близких готов возьмет с собой на прогулку других ваших детей? Пусть кто-то из родственников поможет с домашними делами? Или сходит за покупками вместо вас? Или просто сообщит общим друзьям и знакомым о нелегких временах в вашей семье? Не отказывайтесь от помощи, даже самой незначительной, на первый взгляд.
- Поговорите с кем-нибудь. У каждого человека есть необходимость высказывать всё, что накапливается внутри. Поделитесь с окружающими, с чем вам пришлось столкнуться, как это отразилось на вас. Это принесет некоторое облегчение и придаст новых сил. Если нет ни одной свободной минуты, чтобы выйти из дома и кого-то повидать, просто позвоните по телефону.
- Посещайте группы поддержки. Общение с людьми, которые были уже в такой ситуации, или которым ещё предстоит столкнуться с теми же трудностями, что и вам, будет очень познавательно. Можно узнать много полезной и необходимой информации. А может так случиться, что вы будете испытывать дискомфорт среди таких людей. Или придется поискать другую группу поддержки, в которой вы найдете больше понимания. Неизвестно. Но для большинства родителей такие группы становятся источником надежды и воодушевления.
Возьмите паузу. Позвольте себе выбраться куда-нибудь из дома, даже если это будет кратковременная прогулка. Если есть хоть малейшая возможность, не откажите себе в походе в кино или по магазинам, встретьтесь с друзьями. Если при этом вас не будет покидать чувство вины, напомните себе о необходимости набраться новых сил. Отдых необходим. Регулярный и хороший сон позволит принимать правильные решения, быть более терпеливыми с детьми, справляться со стрессом.
Заведите дневник. Исследования доказали необходимость «описания горестных событий, мыслей и глубоких переживаний о них, что улучшает иммунную систему, эмоциональное и психическое состояние человека». Некоторые родители находят ведение дневника полезным для отслеживания прогресса в лечении ребенка, понимания того, что помогает, а что нет.
Будьте внимательны ко времени, которое проводите в интернете. Всемирная паутина станет одним из наиболее важных источников получения информации об аутизме, о том, что может помочь ребенку, а что нет. К сожалению, информации столько, что не хватит и всей жизни, чтобы с ней ознакомиться. К тому же, хватает недостоверных фактов, ложных суждений.
- имеет ли прочитанная информация отношение к вашему ребенку?
- не сталкивались ли вы с нею раньше?
- познавательна ли она?
- стоит ли верить этому источнику информации?
Конечно, из интернета можно почерпнуть много ценных сведений. Но иногда, лучше провести это время с ребенком.
Сценарий 2
Теперь представьте, что вам три года. Вы с папой пришли в очень страшное место с едой, то самое, где очень шумно и от яркого света глаза болят. Ваше сердце бешено колотится и животик сводит… вам очень хочется отсюда уйти, но вы не знаете, как это сделать. Вы вздрагиваете, когда кто-то врезается в вашу тележку… что теперь будет, остальные тоже начнут так делать? Они хотят вам навредить?
Хорошо хоть вы заметили холодильник с вашим любимым шоколадным молоком: его берут каждый раз, когда вы идете в магазин, а если его выпить, вам сразу станет лучше. Папа открывает холодильник и говорит, что «шоколадного молока нет». Вы в растерянности, почему это вам не разрешают взять молоко? Оно же ваше любимое, его всегда берут, оно вам нужно! Вы не можете сказать все это папе, поэтому просто начинаете плакать.
Все вокруг страшно и непонятно, вы просто хотите уйти отсюда, но папа говорит вам стоять на месте. Бежать некуда, боль и обида постепенно перерастают в неизбежный взрыв.
Постановка диагноза
Чем раньше будет выявлено расстройство, тем быстрее будет найден к нему правильный подход, выстроен алгоритм действий, ведущих к сближению и налаживанию контакта. В первую очередь, это задача родителей.
Дети априори не могут быть одинаковыми, но даже со скидкой на особенности характера или воспитания, они должны укладываться в общепринятые нормы развития.
К окончанию первого года жизни малыш без аутистических нарушений должен овладеть элементарными навыками:
- знать свое имя и откликаться на него;
- контактировать с окружающими;
- эмоционально реагировать на различные ситуации.
Современные методы диагностики позволяют родителям еще до рождения ребенка исследовать панель генов, отвечающих за умственную отсталость и развитие расстройств аутистического характера. Генетическая панель дает возможность как точного подтверждения диагноза, так и дальнейшего детального обследования пациента.
Если подобных анализов родители не делали, а стали замечать аутистические проявления – однозначно необходима медицинская помощь. Первая инстанция, куда они должны обратиться – это детский психолог. При подтверждении негативной тенденции он дает направление к неврологу или психиатру.
Общая развернутая диагностика проводится следующими способами:
- беседа, наблюдение за ребенком;
- тесты, анкеты;
- игра, конструирование;
- МРТ, КТ мозга;
- исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.
У детей с аутизмом длительное время может отсутствовать реакция на звуковые раздражители. По этой причине родители начинают подозревать проблемы со слухом
На начальной стадии диагностики важно убедиться в отсутствии проблем со слуховым восприятием информации либо же подтвердить их
Социальная перегрузка
6. Отслеживайте социальные требования в вашей жизни. Для большинства взрослых с аутизмом взаимодействие с другими людьми требует больших усилий. Осознавайте свои пределы. Для большинства людей непродолжительное общение один на один с тем, кого они знают, вполне безобидно. Однако внимательно следите за своим состоянием, если общаетесь с группой людей или принимаете участие в групповом мероприятии, что может оказаться чрезмерной или невыносимой нагрузкой. Старайтесь избегать таких ситуаций, либо участвуйте в них непродолжительное время. Осознавайте свои пределы. Если вы на вечеринке, попробуйте найти самое тихое место, где контакт с другими людьми будет минимальным. Пусть люди сами подходят к вам, а не вы бродите по комнате. Таким образом, вы сможете регулировать уровень общения.
7. На работе хорошо изучите физическую и социальную обстановку. Общие собрания, на которых вам нужно выступать или общаться с разными людьми, могут оказаться для вас чрезмерной нагрузкой. Старайтесь ограничиваться краткими и знакомыми социальными ситуациями. Избегайте толп у кофеварки, в столовой или там, где обычно общаются другие сотрудники. По возможности, старайтесь получить возможность работать в отдельном кабинете или в огороженном пространстве.
8. Если у вас есть дети, или вы живете с другими людьми, то вам нужно выделить дома место, где вы можете спрятаться ото всех и восстановиться. Дом должен быть для вас безопасным пространством, которое отвечает вашим сенсорным, социальным и эмоциональным потребностям, и где вы можете восстановить силы для завтрашнего дня.
Как помочь ребенку принять изменения в его повседневной жизни в связи с тем, что ему придется находиться дома, не посещать детский сад, школу или развивающие занятия
Адаптация к изменениям в повседневных рутинах – зачастую нелегкое испытание для ребенка с аутизмом и его семьи.
Сильная сторона многих детей с аутизмом – их зрительное восприятие. Используйте визуально представленный рассказ о том, как будет выглядеть жизнь вашей семьи в ближайшее время. Здесь может помочь социальная история – почему закрыта школа и что можно делать дома. Например, социальная история, подготовленная 18 марта 2020 года организацией Autism Speaks в связи с пандемией коронавируса.
Социальные истории помогают детям с РАС учиться применять практически любое новое и важное поведение. Подробнее на русском языке о том, как правильно их писать, можно прочитать в книге Кэрол Грей «Социальные Истории
Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом» (Рама Паблишинг, 2018). О правилах написания социальной истории также можно почитать здесь и здесь.
Но одной социальной истории может быть недостаточно. Визуальные расписания помогают понять, что предстоит делать и в какой последовательности это будет происходить, а также лучше принять происходящее и выполнять задачи самостоятельно
О важности данного метода можно почитать здесь и здесь. Посвященный этому раздел есть и в выпущенной в 2018 году Фондом «Обнаженные сердца» книге «Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью»
Для маленьких детей это могут быть расписания в картинках на целый день или на часть дня. Если дома нет возможности распечатывать картинки и ламинировать их – ничего страшного. Для составления расписания можно использовать бумагу и фломастеры.
Если ребенок уже пользуется расписанием, можно изготовить дополнительные карточки, символизирующие новые активности. Принять тот факт, что определенная активность недоступна, поможет карточка «недоступно». Ее можно наложить на изображение той активности, которая планировалась, но по определенной причине не может произойти (например, закрылся бассейн, в который ребенок ходит по понедельникам и средам).
Для детей, которые умеют читать, это могут быть написанные расписания, например вот такое.
Тот факт, что ребенок хорошо понимает речь, не означает, что ему легко принимать изменения в привычном расписании или расписание ему вообще не нужно. Расписание поможет ребенку лучше принять изменения и наполнить день полезными занятиями.
Успешность использования расписания напрямую зависит от того, насколько регулярно и последовательно будет строиться эта работа. Если ребенку предлагается делать это лишь время от времени либо к расписанию его возвращают только тогда, когда он ведет себя не лучшим образом, попытки ввести расписание будут обречены на полный провал.
Многим людям с РАС свойственны трудности в планировании и следовании намеченному плану. Поэтому не только ребенку, но и взрослому человеку с аутизмом бывает трудно организовать себя в течение дня, переходить от одной активности к другой, заканчивать начатое и т.д.
Если истерика может быть у каждого, почему у большинства людей их не бывает?
Суть истерики в том, что у тебя нет путей к отступлению. Если у вас есть способы покинуть стрессовую ситуацию до того, как она станет невыносимой, то информационная и эмоциональная перегрузка уменьшится. В противном случае стресс будет все возрастать, а в организме начнется паническая реакция, которая станет основой неврологического срыва.
Большинство людей располагают следующими «путями к отступлению»:
— Язык и понимание чужой речи — способность понять, что тебе говорят окружающие, и объясниться с ними в ответ.
— Автономия — свобода принимать решения самостоятельно.
— Независимость — свобода действовать в соответствии со своими решениями.
— Механизмы для самоуспокоения и самоконтроля — способность успокоить себя во время стресса.
— Социальные навыки — способность предотвратить неприятные ситуации или покинуть их.
Большинство людей, скорее всего, даже не думают, насколько ценны для них эти навыки и возможности, и как часто они защищают их от невыносимого стресса. Давайте приведем пример.
Заключение
Маленькие дети в спектре аутизма не обращаются за помощью (когда их обижают на детской площадке, когда развязываются шнурки и т.д.), но нужно обучать их этому навыку с самого начала. Научиться обращаться с просьбами о помощи, а позже и советы доверенных людей, подготовят их к различным типам социальных отношений, когда они достигнут подросткового и взрослого возраста.
Исследования сексуальных отношений среди подростков показывают, что хотя многие молодые люди предпочитают обращаться к своим друзьям за поддержкой и неформальным обменом сексуальной информацией (что, конечно, может означать дезинформацию), большинство из них хотели бы иметь возможность поговорить со своими родителями о сексуальных вопросах. Что может быть куда более актуально для молодых людей с аутизмом. Они часто исключены из подростковых дискуссий и, следовательно, могут стать объектом насмешек из-за социальной неуклюжести и незнания современной терминологии. Нет никаких сомнений в том, что родители должны обеспечить подросткам сексуальное образование. И это не одноразовое дело: общение с подростками должно быть постоянное, открытое и честное. Есть много задач, стоящих перед родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра, и изучение человеческой сексуальности может быть оказаться не самой простой из них, но она – точно одна из самых важных.
Ссылки:
1. Autism Life Skills: From Communication and Safety to Self-Esteem and More – 10 Essential Abilities Every Child Needs and Deserves to Learn, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2008.
2. The Gray Center for Social Learning and Understanding, www.thegraycenter.org.
3. eHow, www.ehow.com.
4. Speechmark, www.speechmark.net.
5. Adolescents on the Autism Spectrum: A Parent’s Guide to the Cognitive, Social, Physical, and Transition Needs of Teenagers with Autism Spectrum Disorders, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2006.
6. Staffordshire Learning Net, www.education.staffordshire.gov.uk.
7. Making Sense of Sex: A Forthright Guide to Puberty, Sex and Relationships for People with Asperger’s Syndrome, Sarah Attwood, Jessica Kingsley Publishers, 2008.
8. Ballan, M.S. & Freyer, M.B. (2017). Autism Spectrum Disorder, Adolescence, and Sexuality Education: Suggested Interventions for Mental Health Professionals. Sexuality and Disability. doi:10.1007/s11195-017-9477-9
Представленный выше материал – перевод текста «Autism Spectrum Disorders and Sexuality». Оригинал статьи находится здесь.