Как вести себя с ребенком после развода?
Легче всего дети переносят разводы до трех лет и после совершеннолетия. Агрессия – один из способов проявления переживаний. Просто у мальчиков она выражается не вербально, как у девочек (из-за этого она более заметна), а физически и обычно не в кругу семьи
Дети относятся к разводу через призму женских переживаний. Окружите их вниманием, помогите в критический момент
Нужно понимать, что у детей никогда не будет другого настоящего папы. А мамы часто досаждают бывшим мужьям, используя детей. Обычно в ход идет негативная информация о папе, которую мама доносит до ребенка, объясняя этим невозможность с ним встретиться.
В итоге ему приходится жить с тем, что его отец (его «половина») – негодяй.
Как не испытывать чувство вины, если вы мало времени проводите с ребенком?
Вы можете провести с ребенком час в день, но сделать это качественно: играть, беситься, валяться.
Нет ничего хуже, если, придя домой с работы, мама продолжает «впахивать» дома: убираться, готовить.
Таким женщинам действительно очень тяжело. Бог с ней, с этой посудой, лучше проведите время с ребенком. А посуду именно сегодня возьмите одноразовую!
В большой семье каждый ребенок должен иметь возможность хотя бы полчаса в день общаться с одним из родителей наедине. Со старшей Машей мы ездим за покупками. Ей это нравится, и мы успеваем пообщаться по рабочим моментам: она помогает мне вести второй аккаунт в Instagram. С Глашей мы общаемся на тему животных. Она сейчас разводит ящериц, поэтому я постоянно навещаю питомцев, слушаю ее истории. Ну а самой маленькой Матреше везет больше всех – ей достаются даже совместные ночи.
Дети могут задавать около 300 вопросов в день
Исследование, проведенное в 2013 году британским ритейлером Littlewoods.com, выявило следующий аспект: количество вопросов, которые ребенок задает родителям, зависит от возраста и пола.
Столы от 17 века до парт эпохи революции: инвестиции в антиквариат без подделок
«Вдруг не получится»: фразы, которые могут испортить впечатление на работе
Четверть уходит, не попрощавшись: SuperJob рассказали, как россияне увольняются
Для проведения исследования были задействованы 1000 матерей с детьми в возрасте от 2 до 10 лет, которых попросили сообщить о типичном дне, в течение которого они остаются с детьми, и заполнить анкету.
После анализа анкет были сделаны следующие выводы:
- Начиная с завтрака и до вечера маме могут задать в среднем около 12 вопросов в час, один вопрос каждые 2 минуты.
- Время дня, когда дети обычно задают матери больше вопросов, — это во время еды (маленькие дети могут задать около 11 вопросов в эти промежутки времени), во время покупок (когда они обычно задают около 10 вопросов) или во время рутины перед сном (когда ребенок может задать около 9 вопросов).
- Около 82 % детей предпочитают задавать вопросы мамам, а не папам. Почти четверть детей обращаются к матерям, потому что отцы говорят им: «Спроси у мамы».
- 4-летние девочки наиболее любопытны и охотно задают вопросы, они могут задавать матерям до 390 вопросов в день (матери могут получать вопросы от 4-летних девочек каждые 1 минуту 56 секунд).
- Что касается мальчиков, то 9-летние дети больше не хотят этого делать. Специалисты подсчитали, что они могут в среднем задавать около 144 вопросов ежедневно (по одному каждые 5 минут 12 секунд).
- По мере взросления детей частота вопросов к родителям начинает снижаться, но они становятся все труднее и труднее. В этих условиях 82 % опрошенных матерей заявили, что не могут найти ответ.
- Общее количество вопросов, которые мать получает от своего ребенка, может превышать 100 000 в год.
Как подбирать развивающую методику в раннем возрасте?
Лучшая развивающая методика – та, которую придумала мама. Мама, как никто другой, чувствует и понимает своего малыша. Никакие Монтессори, Доманы, Вальдорфы не заменят маму и ее интуицию. Все методики хороши по-своему, но ни одна из них не подходит малышам на 100%: один ребенок усидчивый, другой – нет, один – холерик, другой – флегматик, одному по душе творчество, а другому – спорт.
Выбирайте не методику, а сочетание подходов и занятий. Мы играем по системам Монтессори и Тепляковой, используем карточки Домана, перенимаем кое-что из принципов Вальдорфской школы. Почти все я делаю сама: нахожу в интернете тематические комплекты, игры, заготовки, карточки, которые потом печатаю. С ними мы изучаем цвета, времена года, животных. Я провожу тематические недели. Сейчас у нас на кухне море, в спальне – осенняя неделя, а в зале – лесные и домашние животные.
Как привить ребенку любовь к книгам?
Пример, который подает родитель, – основа основ! Хотите, чтобы дети читали и любили книги? Делайте это сами! А еще лучше на виду у малышей. Заинтересовывайте ребенка книгой: полистайте ее, посмотрите картинки, обсудите увиденное. Непоседам нужно расслабиться, чтобы сесть за чтение. «Окутайте» ребенка спокойствием. Уберите все отвлекающие предметы. Если ребенок все равно не проявляет интерес, возможно, он просто голоден или устал.
Пока вы читаете, малыш должен что-то разглядывать. Берите короткие по содержанию, понятные и хорошо иллюстрированные издания. Истории на 200 страниц отложите до лучших времен!
Как выбирать школу?
Я не считаю современную российскую систему образования идеальной. Скорее наоборот: с детского сада все делается для того, чтобы пригасить потенциал ребенка. Цель 90% наших школ – получить хороший бланк ЕГЭ. Конечно, есть исключения в виде учителей, которые зажигают, ведут за собой.
Школа не должна подавлять потенциал детей, а, наоборот, давать возможность развивать предметы, которые детям интересны
Еще важно, чтобы в ней не было культа экзаменов, когда детей натаскивают на правильные ответы в тестах еще с 8 класса. Когда моя старшая дочь училась в школе, в 8 классе я перестала ходить на родительские собрания, потому что на них начали «проходиться» по детям, говоря, что они глупые и ничего не сдадут
Я слово сдержала, а Маша при этом закончила школу с двумя «четверками», написала ЕГЭ и сейчас учится на промышленного дизайнера.
Как не вырастить ребенка-эгоиста?
Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских
Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет
Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.
Нужно ли навязывать детям гендерные роли?
Когда девочки не хотят надевать платья или юбки, мамы усугубляют ситуацию, говоря: «Она как мальчишка!». Если вы расслабитесь, не исключено, что в будущем у вашей дочери появится подруга, которая научит ее носить юбки и платья. Если ваша дочь хочет заниматься мужским видом спорта – в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы это не отразилось на здоровье.
То же самое и с мальчиками. Если ваш сын готовит, поддержите его. Но при этом развивайте в нем мужские черты.
Когда я наблюдаю за играми дошкольников, вижу, что они уже очень четко на интуитивном уровне распределяют социальные роли «пап» и «мам». Избегайте фраз «В будущем ты будешь должен/на…». Никто не знает, как сложится их жизнь. Если мама и папа одинаково участвуют в воспитании детей, они не сталкиваются с гендерными сложностями.
Нужно ли развивать в ребенке перфекционизм?
Детям перфекционистов очень сложно. Ребенку задается высокая планка, всегда нужно соответствовать ожиданиям родителей. Если у него не выходит, появляются страхи и растет внутриличностный конфликт. Например, если тревожно-боязливый ребенок не может дать сдачи, не нужно на него давить и кричать. Интроверт может не хотеть иметь много друзей, в то время как мама стремится перезнакомить его со всем двором.
Советую мамам-перфекционисткам совершенствовать себя и мотивировать детей не на успех, а на совершение небольших, но значимых шагов. Развивайте не свои амбиции, а способности ребенка. Отправляя его на футбол не говорите, что он станет великим футболистом, расскажите, что он научится бегать и станет сильным.
Вопросы, на которые трудно ответить
Детские вопросы не должны табуироваться. На все, с чем сталкивается ребенок и что он еще не может классифицировать в своем понимании мира, он хочет получить ответ немедленно
Будь то в переполненном автобусе или на важной встрече:
– Мама, почему этот мужчина такой смешной и лысый?
И этот вопрос слышен каждому человеку в общественном транспорте. Даже если мама хочет превратиться в мышь и исчезнуть, а окружающие смотрят осуждающе или ехидно хихикают – родители должны пройти через это. В этом случае единственное, что помогает, – это честное «я не знаю», а затем разговор о том, что большинству людей не нравится, когда о них говорят при других.
Детские вопросы о смерти тоже обычно неудобны.
– Тебе придется скоро умереть? – спрашивает маленький мальчик у двоюродной бабушки, у которой уже много морщин на лице и седые волосы. Старики должны умирать, он это уже усвоил. Почему бы ему не применить и не углубить свои знания сейчас?
В этом деле лучше быть честными, но мягкими.
– Да, но это произойдёт ещё не скоро, – должна ответить бабушка.
На вопрос о значении смерти ответить труднее. Но всегда ли у родителей должны быть наготове четкие ответы? Разве такой вопрос не может быть поводом для совместной беседы? И в процессе разговора они переосмысливают то, что стало для них естественным, озвучивают какие-то новые для себя идеи и мысли. Вопрос не обязательно требует ответа, но всегда требует разговора.
Как приучать ребенка к горшку и нужно ли спешить?
В этом вопросе очень много спорных моментов: кто-то говорит, что малыша нужно «высаживать» чуть ли не с рождения, кто-то считает, что время все расставит на свои места.
Мое мнение: до 1,5 лет ребенку сложно осознать, что такое горшок, и тем более себя контролировать. Если кто-то говорит вам, что в таком возрасте малыш ходит на горшок – это выдумка и заслуга мамы. Она может 10 раз напомнить, следить за ребенком, часто усаживать его на горшок. Но ребенок все равно не чувствует связи между этим предметом и позывами своего организма.
Советую начинать знакомство с 1,5 лет. Но не насильно, когда малыша садят на горшок и держат, пока он не сделает свои дела. Расскажите ему, зачем этот предмет, посадите туда игрушку, поставьте горшок на видное место. С 1,5 до 3 лет он обязательно все поймет.
Нужны ли детям школы раннего развития?
К программам раннего развития я отношусь с восторгом, если это нужно маме. Если она к шести или двенадцати месяцам жизни ребенка «одурела» от сидения дома и от соцсетей, где постоянно сравнивает себя с гламурными картинками, и ей нужны люди – пусть хоть в три месяца ведет ребенка на занятия, где счастливые мамы топают и танцуют вокруг своих малышей.
Ребенка не нужно в 2-3 года усаживать за парту на полчаса и просить выполнять задания по шаблону: солнце должно быть желтым с пятью лучами. Ты не нарисовал солнце? Значит не получишь наклейку! Оценивание неприемлемо в таком возрасте. Шаблонное мышление тормозит развитие творческого потенциала. У детей же образное мышление, они мыслят картинками, много фантазируют и так развиваются – они должны играть и бегать. А после таких занятий ребенок к семи годам будет ненавидеть все, что связано с учебой, а вы получите большие проблемы в школе.
Как регировать на детский плач?
Ребенок плачет не из-за того, что вредничает – он расстроен. Дайте ему возможность пережить свое «горе». Посочувствуйте. Проговорите эмоции. «Я понимаю, что ты расстроен, но не могу тебе позволить надеть летние шлепанцы на улицу, потому что сейчас зима и ты простудишься. Давай найдем классные валенки». Обязательно предлагайте альтернативные варианты выхода из ситуации. Выслушайте его и обнимите.
Найдите в себе силы не ограничиваться фразой «не плачь» – позвольте ребенку понять, что с ним происходит. Вам станет легче, когда начнете относиться к малышу не как к человеку, желающему испортить настроение, а как к расстроенному человеку, нуждающемуся в сочувствии.
Как быть с детской ревностью?
Она развивает соревновательный дух у детей
Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности
Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие!
На ребенка давит определение «старший». Покажите ему все плюсы: советуйтесь с ним в выборе продуктов, проводите с ним больше времени, не бойтесь поручать ему мелкие дела по дому и не говорите, что он что-то должен. Он не должен делиться своими игрушками и книжками. Дети по своей природе собственники. Именно поэтому они переживают кризис с появлением других детей. Комментарий психолога по поводу ревности старших детей к младшим читайте .
Покажите его значимость, вместе с младшим ребенком радостно встречайте его с садика, обеспечьте ему максимум позитивных переживаний в это время.
Нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?
Раннее развитие эффективно, если игры, занятия, чтение регулярны. Не принуждайте ребенка, занимайтесь с ним, когда он готов воспринимать новую информацию. Если ребенок настроен на свободную игру, не навязывайте ему занятия. Ваша цель – не зубрить учебники, а вырастить всесторонне развитого человека.
Создайте для него обучающую среду. Это личное пространство ребенка: уголок или комната с его собственными игрушками, книгами, кубиками, развивашками для получения новых тактильных, зрительных, слуховых и вкусовых ощущений. Здорово, если есть возможность установить шведскую стенку или спортивный комплекс.
Знания взрослых – не всегда главное
Интересно: 7 ситуаций, когда дети сгорают от стыда за своих родителей – не делайте этих ошибок
Конечно, родители стараются правильно ответить на такие вопросы, поэтому напрягают голову и ищут правильное объяснение. В этом нет ничего плохого. Но порой мама бежит рыться в словарях или искать информацию в интернете. И очень удивлена, что ребенок тогда не так уж заинтересован в найденном ею ответе.
Такая реакция не показывает, что ребенок не способен дождаться, а скорее показывает, что взрослые неправильно поняли его вопрос
Дети привносят в повседневность глубокую мудрость и рассудительность, они ощущают самое важное в жизни. Вот почему они не хотят знать, что Солнце находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, если их все еще интересуют очевидные вещи – они хотят знать причину, по которой оно сияет
Поэтому ответ типа «Потому что живым существам нужен свет и тепло» удовлетворит их больше, чем любое рациональное объяснение.
Такие ответы вселяют в детей уверенность в мире: все и так правильно. Дети хотят подтверждения того, что и они останутся в безопасности, что завтра все будет так же, как сегодня. Доказательством этого служат одни и те же вопросы. Точно так же, как ребенок хочет слышать одну и ту же историю каждый вечер в одной и той же формулировке, он так же хочет одного и того же ответа всякий раз, когда задает вопрос снова и снова. Постоянство дает безопасность в этой захватывающей и бурной жизни.
Как готовиться к путешествиям с детьми?
Родителям я советую пить валерьянку накануне переезда и делать хорошую медицинскую страховку. Ребенок – зеркало родителя! Если вы спокойны, уверены, что все делаете правильно, дети тоже будут спокойны. Если мама боится самолетов, вирусов и вообще всего, не надо ехать, потому что вы, скорее всего не готовы. Когда вы действительно подцепите вирус, будете радостно кричать: «Ну вот я же говорила, что не надо было ехать».
В целом, детям путешествия полезны. Есть такое понятие «психология положительных стрессов» – их дети старше года переживают во время поездок. Это стресс, который подталкивает к развитию. Часто родители замечают, что в поездках дети быстрее схватывают информацию, начинают разговаривать, ходить.
Если ребенок не хочет ходить в детский сад, а нужно. Как договариваться?
Договориться с малышом очень трудно, но родители должны понимать: это их решение – отправить ребенка в детский сад, значит и ответственность нужно брать на себя.
Если вы знаете, что малыш через полгода пойдет в детский сад, готовьте его заранее. Расскажите о садике, устройте его дома, привлекая к игре знакомые малышу игрушки. Гуляйте рядом с детским садом.
Малышу не нужно рассказывать «сказки», что в детском саду будет весело и здорово! Самый большой стресс у ребенка возникает тогда, когда он попадает в среду, о которой ничего не знает. Возможно, дети не захотят с ним сразу играть, а ему раньше говорили, что в детском саду все дружные и очень веселые.
Искать ответы вместе
Когда малыш идёт в школу, качество вопросов меняется. Теперь детям нужна информация, они хотят понимать связи. Родительский опыт подвергается испытанию.
– Может ли кенгуру прыгать выше чемпиона мира?
– Не знаю.
Родители должны воздержаться от такого ответа на этот вопрос. Потому что, если ребенок слишком часто слышит «не знаю», он усвоит этот посыл и сам не захочет делать выводы. Так уходит любопытство, делающее человека живым и творческим. Вместо: “Я не знаю”. Пусть звучит: “Давай подумаем, как мы можем узнать!”
И в библиотеке или в интернете искать, исследовать и изучать тему вместе. Кстати, ребенок также познакомится с инструментами, с которыми он позже сможет найти ответы на свои вопросы. Такое совместное исследование приносит обоим гораздо больше, чем любая хорошо подготовленная дидактическая книга.
– Как это было, когда ты был в моем возрасте? – вопрос, который знают все родители, бабушки и дедушки.
Книга никогда не сможет ответить так, как бабушка или родители, которые подробно и ярко рассказывают ребенку о том, «как это было раньше».
Или мать ждет ребенка, а старший интересуется, как маленькое существо растет в утробе матери. Конечно, малышу хотелось бы знать, как сейчас выглядит его брат или сестра. Могут ли они есть и пить в животике. И как они вообще туда попали. Хороший шанс для деликатного объяснения, которого никогда не может предложить книга.
Нет вопроса, который ребёнок не может задать в силу возраста. Если спросил, значит, дорос. Есть только неподходящие по возрасту ответы. Вот почему родители должны рассматривать свои ответы с точки зрения ребенка. И смотреть на мир с позиции маленького человека. Родительские слова должны быть понятными. Нужно стараться построить диалог доверительно, без высокомерия и стараться общаться с малышом на равных.
Каждый вопрос, который задает ребенок, показывает, что он интересуется миром и что он хочет понять и исследовать жизнь вместе со своими родителями. Просто нужно ему в этом помочь.
Оставить комментарий
Если ребенок врет, что делать?
Задача родителей – понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше?
Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них.
Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Значит, у вас завышенные ожидания к своему ребенку.
Как отучить ребенка есть с гаджетами?
По-хорошему, к этому не нужно приучать. Нет ничего полезного в том, что вы пытаетесь накормить малыша, включая ему мультики. Так развиваются проблемы с пищевым поведением. Ребенок должен чувствовать голод, понимать, когда он насытился, ощущать вкус еды. Сначала вам может показаться: «Как здорово! Ребенок хотя бы поел!». На самом деле, лучше бы он остался голодным и позже сам попросил еду.
Если проблема все-таки есть, хладнокровно забирайте гаджеты и разграничивайте понятия: мультики, игры и еда. Ребенку можно предложить поиграть после, но за столом он должен быть сфокусирован на еде.
Почему, почему, почему
Случается, что бесконечная серия вопросов становится проверкой родительского терпения.
– Почему женщина так быстро разговаривает?
– Потому что она очень торопится.
– Почему она торопится?
– Может, она хочет успеть всё рассказать.
– Почему она хочет побыстрее рассказать?
– Потому что у неё много новостей.
– Почему?
Дети могут без устали продолжать такие цепочки вопросов. Тем самым они показывают, что еще не удовлетворены ответами. И они демонстрируют, что хотят общаться. Взрослый тут может задать простой встречный вопрос:
– Что ты имеешь в виду, спрашивая об этом?
Это обычно помогает прервать бесконечный поток вопросов и начать разговор, в котором ребенок может назвать самое главное.
Как пережить кризис трех лет?
Для кризиса трех лет характерно упрямство и негативизм. Последний проявляется в отказе от всего, что предлагают родители: ему не терпится пойти на детскую площадку, но он откажется, потому что мама так захотела! Такой протест объясним – малыш хочет сам принимать решения и подчеркнуть свою значимость.
Когда ребенку все запрещаешь, он бунтует еще сильнее. Если проявляешь чрезмерную гибкость, малыш перестает чувствовать границы.
Своими «хочу» ребенок проверяет, как далеко сможет зайти. Найдите «золотую середину!
В семье должны быть «красные» правила, которых малыш придерживается и соблюдает вне зависимости от обстоятельств – чаще всего они связаны с безопасностью. «Условные» правила: их нужно соблюдать, но иногда можно нарушать (конфета перед завтраком, например). «Зеленые» правила – то, что он делает сам всегда и везде: решает, что ему взять на улицу, одевается (выбор зависит от родителей).
Родители должны понять: то, что происходит с ребенком – нормально! Не ждите от него «младенческой» формы поведения – не надо делать все так, как сказала мама. Пересмотрите свое отношение к ребенку и осознайте, что у него есть свои желания, не соответствующие вашим. Дайте ему возможность самому проверить этот мир «на прочность» (разумеется, в рамках безопасности).
Как воспитать в ребенке лидерские качества и не вырастить тирана?
Такая проблема часто возникает у родителей-боссов. В психологических тестах есть такой вопрос: «Когда ты вырастешь, будешь как мама или папа?» Дети, склонные к лидерству и манипулированию и имеющие родителей-боссов, часто отвечают, что будут как папа всеми командовать или как мама отдавать приказы, дословно «говорить, что делать». Это то, что они слышат от родителей. Понаблюдайте за детьми. Обычно такая манера поведения переносится на игрушки. Тут нужно корректировать свое поведение дома и не переносить рабочие вопросы в семью. А ваши лучшие лидерские качества ребенок и так усвоит!
Как рассказать ребенку о новых отношениях?
И мальчики, и девочки борются за внимание мамы. Поэтому, если у вас новые отношения, будьте готовы к конфликтам
Знакомить детей с новым человеком нужно постепенно, а не «сегодня представила, а завтра сообщила, что вы съезжаетесь»
Мужчине нужно найти точки соприкосновения: совместные поездки, баскетбол – важно, чтобы дети почувствовали себя в безопасности
Другая ситуация: мама не хочет, чтобы дети виделись с папой на его территории, оставались ночевать – у него уже новые отношения. Такую позицию нельзя осуждать. Для ребенка первое время видеть папу с другой женщиной – психологически тяжело. Потому что эта женщина останется для него чужим человеком. Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда достаточно взрослые дети (13-14 лет) говорят, что лучшим событием в их жизни могло бы стать воссоединение родителей. Они понимают, что в реальности это невозможно, но это доказательство того, что для ребенка нет более важных людей, чем мама и папа.
Какая оптимальная нагрузка должна быть у ребенка-дошкольника?
Меня удивляет, когда ребенок ходит на новогодние праздники в пять мест, потому что у него четыре кружка и детский садик. В результате 3-летний малыш видит Деда Мороза пять дней подряд, до конца не понимая, кто это. Мама стремится записать ребенка в несколько секций, объясняя это его бешеной активностью. Наоборот, из-за большого количества секций дети устают и от этого перевозбуждаются, не могут уснуть, успокоиться.
В дошкольный период главный вид деятельности – это сюжетно-ролевая игра. В результате игр со сверстниками и родителями ребенок приобретает все необходимые знания и навыки. Ко мне на прием приходил дошкольник. В его расписании была хореография, музыка, рисование, итальянский язык – около 6 занятий. Как думаете, было ли у него время на отдых или игры во дворе?
Не нужно реализовываться за счет ребенка. Пусть он сам выбирает увлечения и секции. Если вы в детстве или юности не научились играть на музыкальном инструменте, самое время сделать это сейчас, а не пытаться навязать новое увлечение сыну или дочери.