Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста (2–3 года)

Особенности развития речи у детей 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет у детей еще не полностью сформирована речевая функция. Еще не совершенны некоторые звуки, сложно даются составные слова, слова со стечением согласных. Отсутствие звуков сказывается на произношении слов. От этого речь детей выглядит невнятной и нечистой. Малыши в этот возрастной период еще не могут в полной мере пользоваться голосовым аппаратом, не способны отвечать на вопросы полным голосом и, если того требует обстановка, говорить тихо. Обычно в возрасте 2-3 лет дети усваивают произношение многих звуков, но у них возникают трудности с шипящими и звуком «р», межзубным и призубным «с», «з». Некоторые малыши заменяют шипящие и свистящие звуки на «дь», «ть».

На третьем году жизни происходит активное накопление лексики детей. Увеличивается число названий предметов быта, и тех предметов, которыми малыш пользуется нечасто. Он усваивает падежные окончания, употребляет глаголы, согласовывает прилагательные с существительными. В речи детей появляются не только простые, но и усложненные предложения, ситуативная речь. Малыши отвечают взрослым односложными предложениями. Одновременно с речью происходит интенсивное развитие памяти, мышления, воображения. Процесс игры ребенок сопровождает речью. Он склонен к подражанию, активно повторяет слова за взрослыми, запоминает их, упражняется в правильном произношении звуков.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

– Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

– Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

– Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Слово: 9 – 12 месяцев

К этому возрасту у малыша усиливается лепет и становится более разнообразным: ребенок повторяет разные слоговые цепочки, например, «на-пу», «ля-ма». По форме, лепет начинает напоминать слова, закладывается интонация и ударение. Речь ребенка становиться похожа на «взрослую», совершенствуется понимание речи: малыш активно подражает мимике и речи не только маминой, но и других взрослых людей, радуется разговору и вовсю общается «на своем собственном языке».Как только ребенок совершает свои первые шаги, у него начинают появляться первые слова, например, «иди», «дай», «киса» и похожие простые, знакомые слова, которые малыш часто слышал раньше. Зачастую, выбор первого слова очень неожиданный: например, «стол», «телефон». Интересный факт: такие важные и долгожданные слова, как «папа» и «мама» большинством специалистов не признаются как полноценные слова. Их называют «псевдословами», так как они сформированы из повторяющихся слогов и не несут в себе смысловой нагрузки.Так что же такое слово? Слово – это набор звуков, используемый для обозначения определенной ситуации или предмета. Слова годовалого ребенка зачастую могут быть упрощены или искажены. Например: если кроха использует «ка» для обозначения вороны, то это является самым настоящим словом, а если таким же «ка» малыш называет сестру Катю, кашу, птичку, в таком случае, это не является словом. Что же происходит с лепетом? С появлением слов, лепет, наоборот, усиливается, начинает становиться все более интонационным и мелодичным.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр

Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний

Что делать, если ребенок не говорит

Когда возникает такая проблема, многие родители начинают бить тревогу. Прежде чем делать выводы, нужно показать ребенка специалисту — логопеду, а иногда и неврологу. Среди возможных проблем, мешающих заговорить, могут оказаться дефект прикуса, неврологические патологии, проблемы со слухом. Логопед должен определить задержку речи уже на ранней стадии, чем раньше начнется коррекция, тем успешней и легче она пройдет. Можно показывать ребенка специалисту уже в 2—3 года. Занятия по развитию речи необязательно будут включать в себя тренировку дикции. Они могут быть направлены на решение проблем со слухом, внимательностью, расширение словарного запаса.

Развитие речевых навыков до 3 лет — важный этап в формировании личности ребенка. Чем раньше малыш сможет выражать свои потребности, тем проще ему будет найти общий язык со сверстниками. Дети, с которыми родители активно занимались, более эмоциональны, рано начинают проявлять интерес к окружающим предметам, творчески развиваются. Даже если у малыша нет признаков отставания в развитии, домашние занятия и игры будут не менее важны.

Гуление: 3 – 6 месяцев

  • Появляется новый — «ложный» вид крика, возникающий желанием общения со взрослым. Так называемое гуление признано проявлением первой вокализации у ребенка.
  • Первыми ребенок произносит гласные звуки, затем, к ним добавляются певучие негромкие гортанные звуки: «и-и-и-и», «ка-а-а», «у-пм», «гу» и так далее.
  • Гуление усиливается при положительной и яркой эмоциональной реакции.

Этому возрасту характерно появление нового вида крика – «ложный», который вызван уже не дискомфортом или реакцией на жизненно важные потребности ребенка, а желанием общаться с мамой. К началу данного периода частота крика ребенка снижается (однако же он по-прежнему продолжает использовать крик как «протест» на различные раздражители). У ребенка начинают появляться четко произносимые гласные звуки: «а», «и», «у», как первичная вокализация, которую называют гулением. Возникают данные звуки спонтанно во период бодрствования ребенка. Что интересно, от данных вокализаций ребенок получает удовольствие. Само гуление – это очень примитивная и простая форма речи, однако же именно на данном этапе развития осуществяется целенаправленное речевое общение, происходят первые попытки звукового контроля над речью, активно начинает работать дыхательная система ребенка в целом.

Ход игры:Педагог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Игры со стихотворными текстами

Котята

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в котят.Комментируйте свои действия словами:

– Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.

Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания)

Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)

Мишка косолапый

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Лепет: 6 – 9 месяцев

  • Лепет – способность воспроизведения ребенком простых слоговых сочетаний, напоминающих слоги и даже слова («бу», «па», «аку» и так далее).
  • РРебенок начинает активно включать в работу артикуляцию и имитировать мамину мимику.
  • Начинает формироваться новый этап в общении с ребенком, которое основывается на понимании.

Около полутора лет родители впервые могут услышать из уст своего ребенка лепет – воспроизведение сочетаний звуков, которые похожи на слоги, а иногда и на простые слова. Вначале это обычно звуковые сочетания губных звуков: «б» и «п» с различными гласными: «ба», «па», «абу» и так далее. Логопеды этот этап называют ранним лепетом. Далее, появляются так называемые «слоговые цепочки». Произношение разных звуков вызванно разными чувствами малыша. Примечательно, что во время лепета у ребенка присутсвуют совершенно все звуки всех языковых систем мира, однако же сохраняются из них только те, которые он слышит от окружающих его взрослых. Во время лепета активно начинает работать артикуляция ребенка: органы речи (губы, язык, щеки, нижняя челюсть) производят специальные движения. .При лепете малыш может строить рожицы, высовывать язычок, повторять мимику мамы. Начинает формироваться новый этап в общении с ребенком – общение, основывающееся на понимании, когда родители начинают управлять поведением и развитием ребенка.

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3—4 частей, с возрастом увеличивая их количество.  Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет — мяч. Любимая детская игра — «Съедобное — несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день — ночь, свет — тень, быстро — медленно, черный — белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Пальчиковые игры положительно влияют на развитие речи у детей. Это могут быть как сюжетные игры, так и рисование, лепка из теста или пластилина. Такие упражнения с ребёнком может делать каждый, а эффект они могут произвести колоссальный:

  • комментирование каждого изменения положения пальцев (сгибание, разгибание, сжимание), с проговариванием стишков очень нравится детям;
  • ребёнок начинает следовать инструкции взрослого: «Сорока-ворона кашу варила» — он понимает какое действие будет следующим;
  • пальчики могут стать своеобразныи инструментами для повествования. «Идёт коза рогатая» — ребёнок делает изпальцев «рога». Это развивает творческие способности, креативность ;
  • происходит формирование математических способностей: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять»;
  • развивается усидчивость, способность работать аккуратно, скурпулезно. Ребёнок отщипывает кусочки пластилина двумя пальчиками, катает шарики, формирует из них лепешки;
  • творческий подход к рисованию поднимает настроение. Пальчиками можно проводить линии (дождик льет) иделать точки (дождик кап-кап), рисовать листья на деревьях

Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет

Чтобы занятия для развития речи у ребёнка 2х лет проходили слаженно, важен эмоциональный настрой. Если предполагается урок для группы малышей, необходимо продумать его ход и структуру.

Дети в этом возрасте не умеют работать в коллективе, но концентрируются на речи педагога. Если ребёнком занимается родитель, то он сам может найти подходящий момент для занятий. Ребёнку лучше не говорить, что будет проводиться занятие, а объявить, что ему прочитают сказку или поиграют с ним.

Важно! У всех детей разный темп развития. Родителям нужно не учить словам любой ценой, а планомерно развивать речь ребёнка

Контейнер с крупой и игрушками

Игры с различными предметами и материалами

Дети в 2-3 года познают мир в форме игры

Важно начинать упражнения для развития речи незаметно, вовлекая ребёнка стишком, потешкой или любимой игрушкой

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц языка. Логопеды проводят занятия с детьми, используя различные инструменты для поддержания язычка. Например, если ребёнок не может прижать язык к небу, специалист поможет ему в этом специальным приспособлением.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Ребёнка учат дышать носом при закрытом рте. Затем тренируют выдох ртом, закрывая ноздри ребенка. Все упражнения хорошо проделывать под счёт или музыку, через игровые приёмы. Существует большое количество упражнений в игровой форме, наример:

«Кораблики». В емкость с водой опускаются бумажки, на которые нужно дуть, чтобы они достигли противоположного края;

Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений на различные мышцы лица: нижней челюсти, губ, щёк, мягкого нёба, языка.

Можно надувать щечки, вытягивать трубочкой губы. Языком изображать маятник, тренировать его сопротивлением, упершись им в зубы. А также учиться придавать ему форму: широкий язык вывести за зубы и сделать его в форме чашечки или, наоборот узким, как иголочка.

Сейчас есть много логопедических методик, с которыми можно ознакомиться в интернете или приобрести книги. Например, у Е. Колесниковой есть учебно-методические пособия для разных возрастных групп.

Важно! Эффект от каждого упражнения будет лучше, если сопровождать его соответствующей картинкой

Ребенок с разрисованными ладошками

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки.

Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

Что делать, если ребенок к 2-3 годам не начал говорить?

В норме ребенок в 7 месяцев начинает лепетать, а до конца года осваивает первые слова. Затем в речи используются простые фразы, состоящие из существительных и глаголов. В 2-3 года речь становится достаточно разнообразной, а ее грамматическая структура усложняется.

Если ребенок не начал говорить к 3-х летнему возрасту, то родителям следует забеспокоиться. Необходимо обратиться к специалисту, так как причина отсутствия речи может быть следующей:

  • нарушения слуха;
  • задержка развития (часто возникает у недоношенных детей, при родовых травмах);
  • умственные отклонения.

Ребенок может не говорить из-за отсутствия мотивации, когда родители предугадывают все его желания, дают необходимую вещь, стоит только протянуть руку. В таком случае нужно изображать непонимание. Если ребенок хочет конфету и тянет руку, то нужно делать вид, что его просьба непонятна, поэтому он должен выразить ее словами.

Еще одна причина неразговорчивости малыша – отсутствие общения. Это касается не только отношений внутри семьи, но и контакта со сверстниками. Дети до 3 лет часто еще не ходят в садик, а если их сверстников нет и на игровых площадках, то общаться попросту не с кем. Необходимо обеспечить ребенку общение, посещать площадки, где больше его сверстников, записать его в какой-нибудь кружок или школу развития.

Если ребенок не говорит в 2-3 года, а ранее уже начинал разговаривать, то причина обычно кроется в нервном потрясении. В этом случае необходимо лечение.

Отсутствие речи может быть связано с билингвизмом – использованием двух языков в семье. Ребенок может знать довольно много слов, но не понимать их. Решение проблемы простое – хотя бы до достижения 5 лет ограничиться использованием одного языка, пусть ребенок сначала освоит одно направление.

Развитие речи крайне важно для детей 2-3 лет. Ребенок в таком возрасте еще только освоил простейшую речь, пополняет свой словарный запас, учится выражать свои мысли

Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка – для этого существует множество различных методов.

Сложности с речевым развитием: как определить

Все дети разные: кто-то к трем годам строит предложения, а кто-то использует небольшое количество слов. Любые нормы развития условны, речевые навыки напрямую зависят от темперамента ребенка и его потребностей. Некоторым детям достаточно назвать предмет, чтобы получить его, поэтому они не используют сложные конструкции.

Иногда можно самостоятельно определить, что у ребенка задержка в развитии речи по ряду признаков. Некоторые из них очевидны:

  1. Сильно ограниченное количество используемых слов.
  2. Ребенку трудно ответить на простые вопросы.
  3. Ему сложно повторить за взрослым предложение из 4—5 слов.
  4. При произношении некоторых звуков заметно напрягается часть лица.
  5. Частая замена слогов и звуков в словах.
  6. Малыш не понимает смысла стишков, сказок.
  7. Ему трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту. Например, не получается собрать кубики или картинки, где более 4 частей.
  8. Ребенок говорит слишком быстро.
  9. Ребенок отказывается говорить.

Причинами отставания в развитии могут быть как физические особенности, так и недостаток внимания со стороны родителей. Во втором случае это легко исправить. Существует масса развивающих игр, упражнений, стихов. В любом случае, ребенка нужно показать логопеду и неврологу, чтобы выяснить, нет ли дефектов строения речевого аппарата или проблем головного мозга.

Как развивать речь: игры, упражнения и общение

Развитие речи 2—3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.

Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:

  1. Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.
  2. Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
  3. Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.
  4. Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
  5. Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
  6. Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
  7. И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
  8. Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
  9. Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
  10. Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.
  1. Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый.
  2. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
  3. Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
  4. Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
  5. Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
  6. Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
  7. Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:

  1. Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
  2. Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
  3. Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
  4. Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
  5. Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
  6. Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:

  1. Вытянуть губы трубочкой.
  2. Растянуть рот в улыбке.
  3. Улыбнуться, показав зубы.
  4. Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!»Самолет в небе гудит: «У-У-У!»А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе. Девочки поют

Девочки поют

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д.

Оборудование: картинки с изображением поющих девочек – четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.

Список литературы

1. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

2. Закревская О. В. Развивайся, малыш! (КОМПЛЕКТ из 3-х частей): Предметные картинки по развитию речи + Сюжетные картинки по развитию речи +Методическое пособие: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста)-М. ГНОМ ид-2013.

3. Елена Янушко Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет 2007 г.

Что делать на практике?

1. Способствуйте в произнесении простых фраз Есть несколько приемов побуждения к не односложному, а повторению полного предложения: .— Фразы-перевертыши: «Кукла укладывает тебя или ты укладываешь куклу?» — Следите за вашей интонацией: необходимо заинтересовать ребенка и побудить его ответить. Поспособствовать этому могут искренние эмоции (радость, удивление, сожаление). — Чаще всего смена обстановки помогает ребенку начать говорить. Например: поход в зоопарк, на прогулку. — Если вы уверенны, что малыш знает слово, но отказывается его произнести, попробуйте поспорить с ним. Например: если вы увидели собаку, спросите: «Это кошка?»

2. Продолжайте работать над артикуляционным аппаратомПостарайтесь делать гимнастику каждый день, по 2-3 раза 3-5 минут перед зеркалом, выполняя следующие упражнения: «шарик» — надуйте одну щеку, затем «перекатите шарик» в другую щеку, «барабан» — откройте рот, постучите языком в верхние и нижние зубы, «комарик» — произнесите на выдохе звук «з», подняв язычок к верхним зубам, «разговор рыбок» — ударяем губами так, чтобы получился глухой звук, «хомяк» — втягиваем и надумаем щеки.Помогите ребенку научиться играть на различных дудочках, свистульках, губных гармошках.

3. Тренируйте пальчикиУже давно доказано, что уровень речевого развития тесно связан с мелкой моторикой рук. Пальчиковые игры помогают в умственном и речевом развитии ребенка. Учите малыша изображать разные действия и предметы с помощью рук. Со временем, можно перейти к разукрашиванию несложных картинок.

Возрастные нормы развития речи в 2—3 года

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость

К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша

Нормы речи у детей 2—3 лет:

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр

Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки

Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток
Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

ИНТЕРЕСНО: когда дети говорят свое первое слово?

В каких случаях нужно обратиться к логопеду

Следует помнить о том, что все дети индивидуальны. Вполне вероятно, что соседский малыш-одногодок рано начал говорить, причем целыми предложениями, без видимых нарушений звукопроизношения, а ваш только-только кончил лепетать. Все зависит от перенесенных заболеваний, темперамента детей, их общего темпа развития, какие люди его окружают, разговорчивые или молчуны. Но есть определенные признаки, которые должны побудить родителей сходить с ребенком к логопеду:

  1. Нет интереса к игрушкам, все игры ребенка стереотипны, однообразны.

  2. Малыш не может справиться с несложным заданием, вдеть крупную бусину в веревочку, построить башню из кубиков.

  3. Не понимает простого задания, например, принести кружку.

  4. Наличие в анамнезе родовых травм, заболеваний матери во время беременности.

В перечисленных случаях с ребенком нужно показаться неврологу, логопеду, психологу. После проведенного обследования специалисты могут назначить лечение. Причем, чем раньше малыш получит квалифицированную помощь, тем эффективней будет лечение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: