Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Что происходит с ребенком?
Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.
С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.
Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…
Как мы пережили кризис 1 года
Когда Софье исполнился годик, появились указательные жесты, требования, нежелание что-то делать, бесконечные плач и капризы, она совсем меня не отпускала. Я не понимала, как общаться с ребёнком эффективно, чтобы она меня правильно понимала. На курсе наконец-то научилась различать потребности и прихоти. Например, на прогулке дочь заметно устала и хотела спать, но садиться в санки и ехать домой отказывалась. Наверное, понравились качели на площадке. Кричала всю дорогу. Приехали к двери подъезда — всё прошло, дома спокойно уснула.
В то же время, она постоянно закрывает любые двери: входную, от микроволновой печи или холодильника. Я вижу в этих ситуациях появившуюся потребность — явно проявляется сензитивный период движения. Несколько дней назад стала угощать своей едой, подаёт мне носки перед прогулкой с новым словом «ня». Говорю «спасибо», малышка робко улыбается и довольно морщит носик.
Иногда по привычке хочется что-то запретить, потому что взрослому так проще. Но теперь я чётко осознаю, что ребёнок активно впитывает среду и пора формировать для него пространство, в котором можно будет обойтись без запретов и ссор.
Была удивлена, что другие родители совершают те же ошибки, что и я. Особенно впечатлила техника «три четверти» — примерно ¾ внимания должны быть позитивным и только ¼ — ограничения, границы, «нет» и «нельзя». Обычно всё хорошее воспринимается как норма, на которую мы не обращаем никакого внимания. А вот на негатив тратим эмоции и энергию. Хорошо бы научиться использовать это правило не только по отношению к малышу, но и всему в нашей семье.
Кризис превратился в яркую интересную жизнь: стало больше совместной деятельности, при этом ребёнок отпускает меня чаще.
Привязанность усиливается и мы лучше понимаем друг друга с каждым днём. Подметила, как себя нужно вести:
сразу формулировать в голове, что конкретно нужно сделать ребёнку;
меньше слов — больше конкретики в воспитании;
обращать внимание на позитивные изменения и действия, отмечать их и давать реакцию: хотя бы улыбаться в ответ.
Стараюсь разговаривать с дочкой медленно и с выражением. Вижу, как она внимательно слушает. Контакт глаза в глаза и нейтральная интонация голоса творят чудеса: малышка берёт и делает, без конфликта. Приятно подмечать изменения в качестве нашего общения. Чувствуется доверие и понимание ко мне со стороны малыша. А самое приятное, что удалось договориться по поводу еды. С этим всегда было непросто, ела мало и нечасто для своего возраста.
О чём важно помнить родителям?
О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.
Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.
Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.
Причины
Страх одиночества из-за угроз. Если малыш боится отпускать маму, то, возможно ,он думает, что она не вернётся. Такое бывает, когда мамы применяют угрозу в виде: «Будешь плохо себя вести, то я уйду от тебя». Привыкнув слышать эту фразу, ребёнок может думать, что его бросают навсегда из-за его поведения.
Родительская тревожность. Если Вы сами испытываете какую-либо тревогу или стресс, то такое состояние может передаться малышу. У него не будет конкретной причины, по которой он не готов Вас отпустить, он просто будет считать, что должен быть с Вами всегда, потому что вокруг царит тревожность, и он не знает, какова причина Вашей настороженности. И настораживается за компанию.
Недостаток внимания. Возможно, Вы уделяете малышу недостаточное количество внимания. Такое может случаться, даже если Вы находитесь вместе, но заняты телефонным разговором, общением в социальной сети, чтением книги. Ребенок может недополучать ласки и компенсировать недостаток своими капризами.
Особенности воспитания. Тревога и гиперопека в подходе к воспитанию ребёнка не дают позитивного опыта расставания.
Плохой сон. Если ребенок не хочет спать без мамы, то, возможно, ему просто снятся плохие сны или вовсе ночные кошмары. Почему? Ссоры в семье, конфликты со сверстниками, жестокие фильмы или кадры из новостей — все может ранить душу впечатлительного малыша.
Возрастные особенности. В семь месяцев ребёнок начинает ползать, а в год уже ходить. До этого времени малыш ощущал себя с Вами, как единое целое, поэтому сейчас ему трудно начать осознавать свои личные границы и разлуку с Вами. После семи месяцев у ребёнка формируется конкретный образ родителей. Он понимает, что мама с папой – это близкая и безопасная группа людей. Ему трудно осознавать, что его берёт кто-то другой в руки и начинает тискать. Это вызывает у малыша тревогу
Если ребенок в год не отпускает маму ни на шаг, важно перетерпеть этот период и максимально его сократить. Как? В этом помогут разнообразные игры и игрушки, которыми можно увлечь малыша и отвлечь от окружения
Те же мультики, конструктор, кубики, пирамидки, погремушки и другие развивающие штучки помогут снять стресс и научиться занимать себя в отсутствии родителей.
Отсутствие опыта расставаний. Если во время декрета мама не отлучалась от ребёнка, то выход на работу может стать очень волнительным и стрессовым этапом в жизни малыша. До этого момента он имел возможность в любое врем подбежать к маме, что-то спросить, рассказать или просто обняться.
Незрелость психики. До 6-7 лет ребёнок не в состоянии контролировать свои чувства и эмоции, поэтому они приобретают более тревожный и драматичный характер в своём проявлении. Взрослые могут испытывать не меньше эмоциональных душевных бурь, но, в отличие от детей, они могут их скрывать. Поэтому особенно эмоциональные люди в детстве драматизируют и преувеличивают каждое событие.
Физическое недомогание. Возможно, малыш испытывает дискомфортные ощущения, он болеет или у него режутся зубки. В этом случае ребенок боится отпустить маму, потому что ему в любой момент может понадобиться помощь.
Игры, помогающие детям адаптироваться
Существуют также игры, помогающие справляться детям с паникой и ситуациями, когда ребенок не отпускает ни на шаг.
- Эта игра хорошо пойдет с малышами, когда они уже хоть как-то научились передвигаться самостоятельно. Попробуйте поиграть дома в прятки, используйте диван или стол. Прячьтесь, пусть малыш ползком догоняет вас. Если вдруг он вас потеряет, выгляните из-за преграды, позовите его, улыбнитесь. Таким образом, ребенок начнет запоминать, где он увидел вас в крайний раз. Когда эта игра приестся, попробуйте звать малыша голосом, пусть он ищет вас сам.
- Поиграйте в игру с подушками: спрячьте под одну из двух подушек игрушку. Ребенок перевернет обе, чтобы ее найти. Только после года малыш начнет запоминать, под какой именно подушкой лежит игрушка – именно тогда у него начинает развиваться чувство постоянства окружающих вещей. И таким образом, вы сможете привить ему понимания на уровне подсознания, что мама не ушла навсегда, а просто вышла в соседнюю комнату или в магазин.
Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?
Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.
Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой
На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:
- Мама воспитывает Ваню одна.
- Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
- Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.
Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.
Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.
А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично
Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Почему так происходит?
В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.
Детские слезы не всегда вызваны капризами, дурным настроением и желанием побыть с матерью. Просто дети до двух лет выражают все переживания и неудобства плачем. Внимательно приглядитесь, может, ребенок простыл, у него режутся зубки или болит живот. Читаем также:как понять причины плача детей
Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.
Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.
Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы
Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать
“Мамина” дочка. Ребенок очень привязан к маме
- Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
- Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
- Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
- Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
- Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
- Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
- Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.
Предлагаем ознакомиться Женщины родившие двух и более детей получат надбавку к пенсии
Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером. Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя. Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.
Советы психолога
Научите ребёнка расставаться в игровой форме. Обычные прятки помогут Вам в этом. Прятки – отличная игра, которая способствует развитию самостоятельности, выдержки, терпения, умению оставаться в одиночестве на некоторое время.
Почаще оставляйте ребёнка с родственниками: старшей сестрой или братом, папой, тётей, бабушкой с дедушкой. Обеспечьте ему возможность общаться с другими людьми, помимо Вас, адаптируйте его к общению.
Когда малыш занят увлекательной игрой – это отличный момент отлучиться, но обязательно предупредите об этом кроху. Объясните ему, куда Вы пошли, и что совсем скоро вернётесь.
Если ребенок 3 лет не отпускает маму, это может быть проявлением кризиса 3 лет. Об этом периоде родителю лучше узнать побольше.
Купите малышу (или сделайте сами) что-то вроде шалаша или палатки в квартире. Так он полюбит находиться наедине с собой и привыкнет к одиночеству.
Никогда не уходите тайно. Ребёнок рано или поздно обнаружит Ваше отсутствие и будет ни на шутку встревожен.
Если Вы уходите, то делайте это с позитивными чувствами, а не в наказание
Важно продемонстрировать уверенность в том, что скоро Вы вернетесь, и все будет хорошо.
Всегда сдерживайте своё слово. Если Вы пообещали ребёнку вернуться через 20 минут, то вернитесь в обещанное время
Лучше уж преувеличить срок отсутствия, чем нарушить обещание. Иначе ребенок будет бояться отпускать маму, ведь не факт, что она вернется, даже если клятвенно заверяет и убеждает.
Когда ребёнок начнёт привыкать к небольшим расставаниям, начинайте постепенно увеличивать время своего отсутствия.
Если ребенок никуда не отпускает маму, проявляйте терпение, выдержку и спокойствие. Дети всё чувствует. Эмоции и состояние мамы полностью отражаются на поведении чада. Если Вы сами нервничаете или выражаете негативные чувства, то малыш имеет все основания тревожиться и не смягчать свой запрет.
В период трёх лет маме предстоит выход из декрета на работу, такое резкое и длительное расставание с ребёнком будет стрессом для него, поэтому начните заранее подготавливать малыша. Сначала ненадолго отлучайтесь, используйте игры, развивающие самостоятельность. Объясняйте крохе, что в скором времени Вам нужно будет уходить на работу, чтобы зарабатывать денежку, на которую Вы сможете малышу подарить новую игрушку.
Многие детки испытывают дискомфорт при расставании с мамой в садике. Начните заранее с утра подготавливать ребёнка: рассказывайте ему, что интересного его ждёт в садике, что вечером Вы вместе пойдёте на прогулку, какие поощрения ждут его за хорошее поведение в детском саду. Обязательно проконтролируйте, чтобы у ребёнка сложились хорошие, доверительные отношения с другими детьми и воспитателем.
Истерика у школьника – это нормально?
Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.
Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.
Причины истерик у школьников
Вот лишь основные из них:
- Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
- Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
- Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
- Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
- Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.
Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.
Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.