Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Скороговорка

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Скороговорки для детей школьного возраста

С помощью чистоговорок можно, развлекая, обучать малышей, тренировать их формирующийся речевой аппарат.

Применяются следующие виды речевых фраз:

От 7 до 8 лет

В этой возрастной группе используются самые распространенные скороговорки:

  1. «У Любаши — юбка, у Павлушки — шлюпка. У Полюшки — плюшка, у Илюшки — клюшка».
  2. «Бежит боровок, белорыл, белоног. Перерыл весь дворок».
  3. «Минеральная вода пузырится иногда. Коль ее взболтаешь — пузырьков прибавишь».

От 10 до 12 лет

Для этой группы подходят следующие скороговорочные фразы:

  1. «Собирал Олег орешки, а Алеша сыроежки».
  2. «Смешно с шестом и с мешком идет дед пешком».
  3. «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи».
  4. «Мяч скучaл на чердaке, мячик ищут в сундуке — тщетно ищут мячик девочкa и мaльчик».

Скороговорочная фраза для детей 10 лет.

Скороговорки на букву Ж

  1. Жук жужжит над абажуром,Жужжит жужелица,Жужжит, кружится.
  2. Встретил в чаще еж ежа,— Как погода, еж?— Свежа.И пошли домой, дрожа,Сгорьбясь, съежась, два ежа.
  3. Ёж, ёж, где живешь?Ёж, ёж, что несешь?
  4. Лежит ежик у елки, у ежа иголки,А внизу, похожие на маленьких ежат,Шишки прошлогодние на траве лежат.
  5. Испугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
  6. В живом уголке жили ежи да ужи.
  7. С мышами во ржи подружились ежи.Ушли в камыши — и во ржи не души.
  8. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  9. Слишком много ножек у сороконожек.
  10. Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
  11. У ежа — ежата, у ужа — ужата.Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
  12. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  13. Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  14. Жужелица жужжа ужалила ужа.Ужалила ужа жужелица жужжа.
  15. Жаба в лужице сидела,Жадно на жука глядела.Жук жужжал, жужжал, жужжалИ на ужин к ней попал.
  16. Хорош пирожок — внутри творожок.
  17. Ужа ужалила ужица,Ужу с ужицей не ужиться.
  18. На крыше у Шуры жил журавль Жура.Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Немного полезной информации о скороговорках

Скороговорки незаменимы в тренировке дикции и обучении малыша правильно произносить слова. Начинать использовать их можно на самых начальных стадиях говорения ребенка, так как скороговорки — это:

  • результативная тренировка артикуляции звуков,
  • приобретение правильных речевых навыков,
  • исправление дефектов речи,
  • эффективная борьба с косноязычием,
  • развитие фонематического слуха, так как для воспроизведения фразы, малышу необходимо ее правильно услышать.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Важно понимать, что не все скороговорки подходят для всех возрастов. Подобные занятия кроме пользы должны еще приносить удовольствие и быть интересными крохе

Слишком сложные могут просто отпугнуть ребенка. Существует два главных критерия, по которым родителям следует подбирать скороговорки:

  1. возраст сына или дочери,
  2. речевые навыки и набор звуков, произношение которых требует тренировки.

В период, когда малыш только начинает учиться говорить, его могут подстерегать трудности в произношении отдельных звуков (рекомендуем прочитать: в каком возрасте ребенок начинает говорить и произносить первые слова?). В такой ситуации ему подойдет простая скороговорка, направленная на тренировку звука, который малышу не удается правильно выговорить.ИНТЕРЕСНО: как быстро научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях?

Например, скороговорка: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке» — прекрасная практика проблемного звука ‘Щ’. Малышу 6-7 лет уже будут полезны скороговорки для развития речи более сложного типа. В них не просто должен повторяться определенный звук, а сочетаться разные труднопроизносимые звуки, например: «На дворе — трава, на траве — дрова». Со временем эта сокращенная версия преобразуется в полную скороговорку: «На дворе — трава, на траве — дрова, не руби дрова на траве двора». В ней чередуются и меняются местами звуки ‘Р’ и ‘В’.

Скороговорки для детей 5-6 лет

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.


Белые бараны били в барабаны.


Купила бабуся бусы Марусе.


Валин валенок провалился в прогалинок.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.


Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

Баран буян залез в бурьян.

Проворонила ворона вороненка.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

У ежа и елки иголки колки.


У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Оса боса и без пояса.


С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи не души.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Дед Данила делил дыню –
Дольку Диме, дольку Дине.

Влас у нас, Афанас у вас.

На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.


На возу лоза, у воза коза.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У Кондрата куртка коротковата.

Давайте посмотрим, как можно заниматься с ребенком, используя скороговорки – на что нужно обратить внимание, какой выбрать темп, сколько делать повторений. Очень полезное видео

Скороговорки для развития речи и дикции у детей 6-7 лет (с буквой Е, Ю, Я)

Детки младшего школьного возраста могут нечетко произносить некоторые гласные звуки. Поэтому для них рекомендованы следующие скороговорки с буквами Е, Ю, Я.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

В дневнике у Авдея – две двойки,

В дневнике у Вадика – девять двоек.

У Вени – виноград, у Вани – винегрет.

Гамаюн поет, поет,

Гамаюн клюет, клюет, да не выклюет.

Брал Юра у Юли юлу играть,

Дала Юля Юре в юлу поиграть.

Юный юный юморист

Спел на сцене про Юнону.

В аптеке Пилюлькин

Купил пипетку и пилюли.

Попугая не купают,

Попугая не пугают,

Попугая покупают!

Ядреный Яман клеил барабан.

Яков скинул оковы на ящик с янтарем,

А янтарь заянтарился на ящике, на котором лежат оковы.

Упражнения для развития дикции

Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.

Скороговорки

Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.

Вот вам несколько коротких скороговорок:

  1. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  4. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Разговор с препятствиями

Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.

Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.

После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.

Озвучка

Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.

Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.

Произнесение сложных слов

Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Вот вам список слов для примера:

  • воспользовавшемуся,
  • постскриптум,
  • проиллюстрировала,
  • фантасмагорический,
  • всклокочен,
  • ревербератор,
  • сверхвстревоженный,
  • контрпрорыв.

Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.

Отработка звуков Ж и Ш

Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.

Отработка звуков К и Г

Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.

Отработка звуков З и С

Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.

Отработка звуков Б и П

Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.

Отработка звука Ц

Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.

Предлоги

Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.

Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:

  • к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
  • от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
  • над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
  • под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
  • в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.

Окончания

Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.

Методика разучивания

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу — для начала пусть они будут короткие — можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Скороговорки для тренировки речи и дикции у детей 11-12 лет

Когда маленький ребенок до 5 лет кортавит – это одно. Но совсем другое дело, когда подросток невнятно говорит. Ведь это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

 

— Дима и Тома догонят медведя и добудут меда?

— Нет! Дима и Тома добудут меда,

Догонят медведя и дадут медведю меда.

У Мити на кителе нитки, у Тани – тканое платье.

Выдерни лычко из-под кочедычка, лычко из-под кочедычка.

Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.

У пчелки жалко жалит жарко.

Под матицей под потолком висит полколпака гороху без червячка, без червоточинки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Особый фольклорный жанр

Скороговорки как малый жанр народного творчества слагались в поэтически-шутливой форме. Постановка слов проходит таким образом, чтобы звуки в них повторялись по-особому, поэтому каждая чистоговорка имеет свой фонетический рисунок. Комичность таких стишков состоит в практически всегда неизбежном соскальзывании с затрудненной фразы, невольном превращении в смешной вариант сходных по звучанию слогов.

Веселые стихи-скороговорки можно условно разбить на два вида – одни основываются на повторе труднопроизносимого звука для самых маленьких, другие сталкивают фонемы таким образом, что даже взрослому, который полностью владеет родным языком, они трудны для четкого произношения.

Чистоговорки, как и потешки, растут вместе с ребенком. Сначала веселая, занимательная игра с элементами обучения, позже – более усложненная школа дикционных упражнений. В них есть один важный показатель – основная единица ритма, где можно проследить явное выделение концовки строки с одинаковым количеством слогов. Народные исполнители «скороговорили» на одном дыхании, поэтому скороговорки состоят из маленьких предложений, без разделительных точек, которые бы нарушали скорость произношения ненужными паузами.

Тренировочные тексты дают возможность с головой окунуться в мир фонетики, разнообразия звуков в словах, словосочетаниях, фразах, они обогащают, расширяют словарный запас, запуская механизмы мышления и воображения, добавляют элемент творческого поиска, личной заинтересованности. Краткость, емкость, ритмичность, динамичность высказываний выделяют их среди других речевых упражнений. Игра звуков, которые путаются, где-то пропадают, подменяют друг друга или зеркально повторяются, дразнят и предлагают помериться с ними силам, испытывают память и подвижность речевого аппарата.

Скороговорки на букву “Ц”

  1. Ни седла, ни узды, ни той вещицы — на что положить уздицу.
  2. У цапли — цыплёнок, у зайки — зайчонок.
  3. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  4. Бегают две курицы прямо по улице.
  5. Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
  6. Не ловец, а молодец.
  7. У воза овца, на возу пуд овса.
  8. Овца не помнит отца, ей бы клок сенца.
  9. Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.
  10. Молодец на овец, а на молодца — и сам овца.
  11. Овца не помнит отца. Та овца не того отца.
  12. Цапли цапают цыплят.
  13. Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.
  14. Пёс тоскует на цепи, а попробуй отцепи.
  15. Девушка-невестица бабушке ровесница.
  16. На полице в коробице полтора каравая лежит.
  17. Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
  18. Скворцы и синицы – веселые птицы.
  19. Молодец у молодицы попросил воды напиться.
  20. Шильце, мыльце, кривое веретенце,Шелковое полотенце – на крыльце под дверцей.
  21. Две разноцветные курицы бегают по улице.
  22. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
  23. Стоит воз овса, возле воза – овца.
  24. Цокнул сзади конь копытцем,Под копытцем пыль клубится.
  25. Из соседнего колодца целый день водица льется.
  26. Летит скворец – зиме конец.
  27. В цветнике цветут цветы.
  28. Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони.Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони.Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
  29. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  30. Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: “Цыц!”
  31. Цыплята просят проса,Цыплятам на подносеВыносит просо Фрося,Все косы Фроси в просе.
  32. Ты, молодец, скажи молодцу, пуст молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Трудные скороговорки

Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.

Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!

Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка. Желаю удачи!

Что представляет собой скороговорка

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

Запоминаем сложные скороговорки

Заучивать сложные скороговорки полезно. Регулярное повторение таких фраз поможет сделать речь четкой и улучшит артикуляционный аппарат.

Для того чтобы быстро запоминать трудные скороговорки, надо соблюдать несколько правил:

  • верно ставить ударение в каждом слове;
  • медленно проговаривать слова и запоминать трудные звукосочетания;
  • следить за передвижением губ и языка при произношении сложных слогов и прорабатывать скороговорку перед зеркалом;
  • произносить фразы каждый день 15-20 минут от 2 до 5 раз;
  • добавлять к выученным скороговоркам новые, например через 10 дней;
  • распечатать их на бумаге и разместить в квартире на видных местах, например на шкафу (прежде чем открыть его, нужно прочитать чистоговорку, закрыли дверцу — снова прочитали).

Комфортно отслеживать итоги работы с помощью аудио- или видеозаписи. Таким образом можно провести работу над ошибками и устранить проблемные моменты.

Существует много разных вариантов скороговорок на группы согласных звуков:

Варианты скороговорок на группы согласных звуков

  1. «Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна. Ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность».
  2. «Бегемот в бегемотонарии искал бегемотиху. Бегемотиху в бегемотонарии бегемот не нашел».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: