Честности
Родители так хотят порадовать своего малыша и подарить ему как можно больше положительных эмоций, что начинают тратить намного больше чем могут себе позволить. Ведь намного проще подарить ребёнку новую машинку или купить киндер-сюрприз, чем завоевать его послушание и любовь честными и доверительными отношениями, беседами.
Порой мы тратим последние копейки на то, что бы купить шоколадку своему малышу за хорошее поведение, забывая при этом его просто обнять и похвалить. Ведь на проявления любви не нужны деньги.
А порой малышу просто необходимо знать, что деньги иногда кончаются и сегодня мы не можем себе позволить тут или иную материальную радость. Ведь со временем запросы и желания ребёнка будут расти пропорционально его возрасту. И если он сразу же не научиться принимать и понимать отказы, то дальше будет ещё сложнее.
Мы не торчали у компьютеров, а гуляли во дворе
Ещё мы читали бумажные книжки, за которыми нужно было идти в библиотеку. Навещали заболевших товарищей, потому что они, эти самые товарищи, никаким другим способом не могли узнать домашнее задание. Мы рисовали стенгазеты, придумывали новые игры и ходили в кружки и секции. А современные дети только и делают, что сидят за своими компьютерами и наверняка скоро разучатся разговаривать.
На самом деле
Современные дети делают всё то же самое, что и мы, только быстрее и технологичнее. Да, им больше не надо идти в библиотеку за книгой, потому что её можно скачать в планшет и прочитать. Любую книгу! Им достаточно зайти в социальную сеть, чтобы узнать у одноклассников домашку. Стенгазеты они делают в Power Point, а фонограммы для уроков пения или танцев скачивают уже готовыми. Кто сказал, что это плохо? У них больше времени на общение и больше возможностей. Моя личная дочь очень любит свою сестру, которая живёт в Краснодаре, и часто созванивается с ней в Skype. Они имеют возможность не только поговорить, но и увидеть друг друга при помощи видеозвонка. Могли ли мы мечтать об этом в детстве, когда писали письмам подружкам в другие города и неделями ждали ответа.
Вечные «догонялки» – альтернативы нет
– Внутренний мир – это такое философское понятие. Можно ли его вообще как-то развивать? И о какой духовной наполненности можно говорить, если мы говорим о скучающем ребенке 4-6 лет?
– Это очень важный период в жизни ребенка. Тут как раз закладываются основы мотивационной сферы, ребенок или учится обуздывать свои сиюминутные желания ради мотивов более высокого порядка, или целиком заполнен своим «я хочу», и тогда там сложно прорасти чему-то еще. Назидательность – плохой помощник, когда мы говорим о детстве. Мы не можем предписать ребенку: «Развивай внутренний мир!», он не поймет, чего мы от него хотим. Главные помощники в этом возрасте – игра, совместная деятельность со взрослым и качественные культурные образцы.
То, что видят дети сейчас, например в мультфильмах, видеоиграх – часто бессвязные выкрики «удивительных» героев, внешний облик и происхождение которых часто не поддается описанию. Это не может составить достойное внутреннее содержание ребенка.
– Неужели нет никакой пользы – почему вы так категоричны?
– Потому что в это невозможно играть и это нельзя пересказать. В этом нет сюжета, это не развивает ни эмоциональную, ни интеллектуальную сферу ребенка. Воображение, творчество, сотрудничество с другими – все спит. Игра примитивизируется.
Я свидетельствую об этом, как практикующий психолог. Все чаще дети в детском саду либо вообще не могут играть вместе, либо играют в догонялки. Когда догонялки заканчиваются, им становится скучно, а альтернативы нет.
Кроме шуток, но современные дети не только старшего дошкольного, но и среднего школьного возраста на предложение описать сюжет игры, в которую они любят играть, описывают догонялки. Это становится метафорой их жизни: «Если ветер в ушах не свищет, то что-то скучновато».
Культурные образцы – это средство развития личности. Личность не рождается с человеком, мы не получаем ее, как ручки и ножки. Она не разворачивается сама по себе, но каждый способен стать личностью в процессе взросления и воспитания по праву того, что он родился человеком.
Развитие личности – лучшая профилактика скуки, особенно токсичной, которая давит на ребенка, заставляет его выпрашивать развлечения, загоняет в тупик пустоты. Отсутствие развитой личности становится платформой для возникновения злокачественных психологических и поведенческих новообразований. Больше шансов, что таким людям не только в школе будет скучно, скуку у них вызовет идея пойти работать, не говоря уже о создании семьи и заботе о ком-то.
– Может, начать с простого: заменить смартфон ребенку кнопочным телефоном, а лучше вообще все гаджеты выбросить?
– Я радикальный противник гаджетов в доступе у детей, но дело же не только в них. Выбросить все экраны недостаточно. Когда эмоциональное состояние описывается словами «скучно» и «весело» – это не вина ребенка, а беда. Нет никаких испорченных гаджетом детей, которых «нельзя отключить от розетки», как в пророческом рассказе Рея Брэдбери «Вельд». Проблему не решить отключением внешней стимуляции.
Отсутствие гаджета – лишь условие, необходимое, но недостаточное, чтобы внутренняя пустота, которая обозначается в языке словом «скука», была наполнена содержанием.
Фото: pixabay
Не такие, как все
Важно понимать, что дети, растущие в наше время, кардинально отличаются от тех, что взрослели, например, в 1990-е годы. У них различаются установки, ресурсные возможности и восприятие мира в целом
В СМИ часто употребляют к современным детям такие термины как «альфа» и «зумеры» — это отсылка к популярной теории поколений. Суть ее в том, что раз в 15-25 лет рождается поколение людей, непохожих на предыдущие.
Эта группа людей будет иметь другие ценности и социокультурный контекст в силу изменений мира и событий, которые они проживут на своем отрезке истории.
«Зумерами» называют людей, появившихся на свет с 1996 по 2009 год, а «альфами» — рожденных с 2010 года и по сей день. Предположительно, очередное новое поколение начнет появляться примерно с 2025 года, но эта цифра условна. Границы поколений достаточно размыты, а люди, рожденные на стыке, обладают чертами, присущими обоим поколениям. Так и в случае с современными детьми: часть из них рождалась до 2010 года (это «зумеры»), а часть после («альфа»). Несмотря на разные названия, у них много общего. Исследователи поколений считают, что эти ребята будут кардинально отличаться от своих предшественников — миллениалов, поколения Х и бэби-бумеров.
Футурология
Разница поколений: какие они — Generation Z и идущие следом «альфы»?
И тому есть несколько причин.
Другие мечты и цели
Это не означает, что дети перестали мечтать о том, кем бы они хотели стать в будущем. Новое поколение не хочет быть гедонистами как их родители-миллениалы. В профессиональной деятельности они планируют помогать планете, создавать технологии, меняющие мир, и, в идеале, работать на свежем воздухе. Желание помогать и заботиться об экологии — глобальные мировые тенденции, которые с каждым поколением только укрепляются.
Зеленая экономика
Эко-специальности будущего: как стать профессиональным защитником планеты
Повсеместная цифровизация жизни даст повзрослевшим детям больше простора для творчества и креатива — то, что пока не умеют на должном уровне выполнять роботы или искусственный интеллект.
Технологический прогресс вместе с тенденцией к удорожанию обучения может привести к тому, что поколение «альфа» откажется от традиционного обучения, а также даст новый мощный толчок тенденции к фрилансу и открытию собственного бизнеса.
Около половины детей, опрошенных в рамках исследования журнала Beano, считает, что сможет зарабатывать на своем хобби. А как же учиться? В перерывах между встречами и по собственной нативной программе.
Но очевидно, что не все станут бизнесменами. Что будут делать те, кому не близок фриланс и работа на себя? В прошлом году компания LEGO Group попыталась выяснить, кем хотят стать дети 8-12 лет. Опрос показал, что они в три раза чаще хотят стать Youtube-блогерами, нежели космонавтами. Из трех стран, где проводилось исследование — США, Великобритания и Китай — только в последней респонденты чаще всего выбирали профессию астронавта. В США и Великобритании на первом месте было блоггерство, на втором — учительство.
Если консолидировать результаты всех крупных исследований последних лет на тему «Кем мечтают стать дети», то мы увидим, что на первых двух местах в топе уверенно держатся бизнесмены (ценится именно свое дело) и знаменитости (в основном, блогеры, но, как известно, они имеют разносторонний творческий потенциал). Дальше идут более «приземленные» профессии. Например, ValidataKIDS на третье и четвертое место ставит творческие специальности: дизайнер и фотограф.Также детей интересуют профессиональные перспективы программистов и спортсменов, а уже на последнем месте идут более привычные учителя, юристы, экономисты, врачи и управленцы.
Экономика образования
100 профессий будущего
Виктория, 11 лет:
«У меня есть два предпочтительных направления: хочу или стать программистом, или разрабатывать игры. Мне это нравится, и у меня это хорошо получается. Хотелось бы придумывать подростковые игры или полезные приложения. Я точно не знаю, кем хотят стать мои друзья, но у меня есть догадки. Одна девочка хорошо рисует, и мне кажется, она хочет стать художницей. Другая — отлично рисует на планшете и монтирует видео. Она хочет стать ютубером».
Даниил, 10 лет:
«Я хотел бы стать киномонтажером. Но вообще люблю и снимать видео, и монтировать».
Тимур, 9 лет:
«Я мечтаю стать президентом страны, чтобы повысить уровень жизни. Когда я управляю каким-то процессом, я получаю удовольствие. Мой лучший друг мечтает стать бизнесменом».
Времени для скуки
Современные родители так увлеклись методиками раннего развития, раннего изучения иностранных языков, рисования, занятия вокалом танцами и т.д.
И всё это непременно должно быть на профессиональном уровне: если спорт — то обязательно большой спорт: медали, первые места, тренировки по 3 часа каждый день, если вокал — то консерватория почти с пелёнок. Но мы забыли о том кто сделал этот выбор. Мы так увлеклись, что не оставили детям времени для самопознания и творчества.
У детей нет времени для переваривания той информации, которую мы в них вкладываем, им не когда скучать, не когда пугаться, удивляться, смеяться, плакать, учиться распознавать и переживать свои эмоции и чувства. Современные дети не умеют выражать гнев и злость, радость и любовь. Они её не успели распознать из того спектра чувств и эмоций, которые мы предлагаем им каждый день.
Мы не думали о материальном и не были помешаны на вещах
У всех был примерно одинаковый достаток, поэтому дети не сходили с ума по шмоткам, дорогим телефонам и другим «статусным» вещам.
На самом деле
Кто из вас не коллекционировал вкладыши, не засматривал до дыр каталоги Quelle, мечтая о прекрасной Барби с гнущимися ногами? Кто не завидовал соседу, которому купили приставку и теперь он по вечерам рубится в Mario, пока вы читаете книжки. Кто не хотел кислотного цвета спортивный костюм, капор из ангорки и пуховик или хотя бы куртку-аляску? Нравится нам это или нет, но статус всегда определялся модными вещами и игрушками. Просто сейчас они стоят дороже, зато и возможностей у нас больше, чем у наших родителей.
Мы были самостоятельнее, чем наши дети
Мы возвращались из школы, открывали дверь собственным ключом и грели себе обед. Мы делали уроки и если получали двойки и тройки — это были наши двойки и тройки, а не родителей. Мы уходили гулять, оставив на столе записку, и родители не сходили с ума от волнения.
На самом деле
Мы были очень разными: кто-то — самостоятельным, кто-то — не очень. За некоторыми присматривали бабушки, а другие действительно управлялись со всем сами. Это зависело не от воспитания, а от обстоятельств. Равно, как и сейчас. Если у вас есть возможность, вы наймёте няню или попросите бабушку помочь вам с ребёнком, или просто предоставите супругу возможность зарабатывать на хлеб насущный, а сами станете домохозяйкой. Не будет такой возможности – ребёнку придётся стать самостоятельным. И он будет греть себе обед, благо, сейчас есть микроволновки, и делать уроки, и гулять во дворе с друзьями. И в этот момент вы поймёте, как сильно хотели наши мамы, чтобы мы были чуть менее самостоятельными и чуть более присмотренными. А это ещё у наших детей есть мобильные телефоны и мы всегда можем держать с ними связь. Нашим родителям приходилось положиться только на молитвы, чтобы «этот обормот нигде шею себе не свернул».
Мечты
Современные дети разучились мечтать и ставить себе цели. И тут опят таки виноваты родные и близкие со своей чрезмерной заботой. Ведь стоит ребёнку чего-то захотеть, как тут же родители пытаются это реализовать и подарить.
Раньше годами можно было мечтать о велосипед или роликах, а сегодняшние современные дети уже с года имеют велосипед, потом ещё один и ещё… может стоит ребёнку дать время и возможность на обдумывания своих желаний.
Но всё же наши современные дети живут в удивительное время с большими возможностями, во время интернета и глобальной автоматизации, которая позволяет достичь высоких результатов за менее короткий промежуток времени . Но не стоит нам взрослым, в этой вечной не хватке времени, автоматизировать и оптимизировать процесс «воспитания» наших детей. Не стоит гнаться и подстраивать ритм детства под сумасшедший ритм жизни. Пусть всё идет своей чередой и всему своё время.
У нас были идеалы
И на этих идеалах мы росли. Нас учили быть честными, не бросать друзей в беде, бороться за честь октябрятского, а потом и пионерского звена, помогать родителям и уважать старших. Поэтому мы были лучше своих детей.
На самом деле
Конечно, нет, не были. Мы были точно такими же, как они. Потому что никто из родителей в здравом уме не учит своего ребёнка быть бессовестным, бесчестным, эгоистичным или ленивым, правда же? Мы учим своих детей тому же, только без идеологической подоплеки. И точно так же как наши дети сейчас, мы в детстве, иногда привирали, искали путей полегче, пытались срезать углы. Мы дрались после уроков и списывали домашку. Однако ничего, выросли и стали вполне себе приличными людьми. Наши дети тоже вырастут. И будут рассказывать своим детям, что в их-то время всё было лучше – и трава зеленее, и смартфоны удобнее, и мороженое вкуснее. Такова уж человеческая природа.
Черта поколения: цифровое мастерство
В исследовании ViacomCBS о родительстве и гаджетах фигурировал интересный вопрос. Молодых мам и пап спросили: «Как вы думаете, чем ваши дети будут отличаться от предыдущих поколений детей?» Большинство взрослых считают, что их дети вырастут более технически подкованными (65%).
И действительно, поколение «альфа» родились в эпоху, когда гаджеты и Интернет доступны практически всем и всюду. Если современных взрослых называют Digital Natives — те, кто легко освоили гаджеты и активно ими пользуются, то их дети станут теми, кто с раннего возраста будет уметь собирать и разбирать технику и придумывать что-то новое. Они поднимут этические вопросы использования технологий на новый уровень. Поэтому социологи называют современных детей Digital Masters, цифровыми мастерами.
Исследования говорят, что поколение будет стремиться подчинить цифровой мир своим потребностям и амбициям, а не быть определенными или подчиненными им.
Но несмотря на всю свою технологичность, главной жизненной ценностью «альфы» считают семью, друзей, общее ощущение счастья и здоровье (именно в таком порядке). По сути, они требовательны — и это отразится на их ожиданиях относительно жизни в целом и пространства вокруг, что неминуемо повлечет значительные изменения в мире с приходом к власти представителей поколения «альфа».
Индустрия 4.0
20 фактов о цифровой трансформации: статистика, прогнозы, опросы
Новый уровень коммуникации со сверстниками
Популярная социальная сеть Snapchat провела исследование на тему того, как современные поколения понимают дружбу. Оказалось, что самыми важными чертами лучшего друга молодежь называет честность и аутентичность
Где будет существовать друг — в реальном или виртуальном мире — для новых поколений не так важно: 93% процента опрошенных нормально относятся к дружбе в формате онлайн без оффлайн-общения. Более того, многие находят в виртуальном общении особую ценность: не все чувства и эмоции можно выразить словами, и тут на помощь приходят картинки и короткие видео
«Зумеры» больше других ищут в отношениях подлинности и близости. Возможно это обусловлено всеобщей цифровизацией, а искренность и глубина взаимоотношений станут самыми важными ценностями для современных детей и подростков.
Цифровизация детства принесла с собой и проблему, на которую уже указывают исследователи: частичную утрату умения общаться со сверстниками и снижение эмоционального интеллекта.
Неумение распознавать и показывать чувства ухудшает полноценное восприятие окружающего мира, выстраивание отношений с социумом и понимание себя. Но это не значит, что нужно запретить гаджеты. Это звоночек скорее для того, чтобы правильно адаптировать их для ребенка.
Мы живем в цифровом мире и оградить ребенка от него не получится. Задача современного взрослого стать гуманистом и направить ресурсы, которые дает нам digital, на пользу, а именно научить ребенка пользоваться гаджетами для развития своих навыков, в том числе и эмоционального интеллекта.
Экономика образования
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Бабушек (дедушек)
Проезжая по трассе вдоль близ лежащих сел, глядя на бабулек, сидящих на лавочках, невольно накатывают слёзы.
Слёзы восторга и разочарования. Восторг от той себя маленькой, у которой была неспешная возможность печь пироги с бабушкой, лепить вареники и говорить, говорить, говорить…говорить тихо и долго, без умолку, без передышки, без логики и сюжета. Говорить обо всём, что тебя волнует и не очень, что впечатлило, что тронуло и о том, чего совсем не понимаешь.
И ни разу за этот разговор длинною в вечность бабушка не предлагала включить мультик или дать поиграть на телефоне, ни разу не глядела спешно на часы в ожидании родителей. Мы были вместе и в этом была сама суть. Бабушка не покупала кучу пластмассовых игрушек, не покупала килограммами конфет, не давала деньги на Макдональдс…всё это получалось лучше у родителей. И что теперь?
Какие бабушки у наших детей?
Бабушки перестали быть бабушками, они говорят, что внуки любят бабушек с деньгами. Но это не так. Очень скоро эти же внуки сами научаться зарабатывать. И будут делать это намного лучше бабушек.
Но внукам нужна любящая, неторопливая, слушающая и обнимающая-целующая бабушка. Которая удивительным образом умеет слушать, принимать и насыщать своею любовью, накопленную годами, даря умиротворение и покой!