Когда дети начинают понимать, что им говорят? в каком возрасте дети начинают говорить?

Ребенок не запоминает стихи: как учить стихи с ребенком 5-х лет?

  • В данный период детская память развивается очень интенсивно. Поэтому специалисты рекомендуют учить как можно больше стихотворений с детьми такого возраста. Это позволит сформировать у них достаточный объем памяти, который будет способствовать успешному дальнейшему обучению в школе.
  • В зависимости от способностей к запоминанию и проявляемого интереса к процессу обучения пятилетний ребенок может заучивать произведения, в котором содержится до пяти четверостиший. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо не может запомнить такой объем текста. И уж тем более нельзя его ругать и стыдить.
  • Продолжайте работать с ним каждый день. Занимаясь с ребенком, помните, что для дошкольника заучивание стихотворений должно быть только игрой, но не обязанностью.


Пятилетка

Специалисты предлагают пробовать различные способы заучивания, если ребенок не запоминает стихи:


Рекомендации

Если у вашего ребенка не получается выучить стихи за один вечер, ничего страшного. Учите несколько дней. Многократное повторение строк обязательно отложится у ребенка в памяти, и он со временем запомнит стихотворение.

Упражнения на укрепление памяти и внимания

Занимайтесь с ребенком, тренируя его память

Развивать память ребенку нужно в игровой форме. Так малышу будет интереснее заниматься. Концентрация внимания хорошо тренируется при помощи ежедневных тестирований, которых может быть от пяти до десяти.

Стимулировать двигательную память можно, прибегнув к активным играм с повторяющимися движениями. Например, скажите ребенку, чтоб он присел, затем встал, поднял вверх руки, попрыгал на одной ножке

При этом важно сначала продемонстрировать малышу, что он должен сделать, а потом попросить его повторить ваши действия.
Для тренировки зрительной памяти можно прибегнуть к дорисовке не хватающих деталей на рисунке. Так малышу можно продемонстрировать какую-то картинку, а потом дать то же изображение, но с отсутствием определенных деталей, предложив дорисовать то, чего не хватает

Есть и другое задание: перед ребенком на столе кладут, например, пять предметов, после чего просят малыша закрыть глазки, за это время убирают один предмет и спрашивают, какой именно объект исчез.
Для тренировки слуховой памяти можно произносить при ребенке до пяти слов, затем просить его повторить услышанное в той же последовательности.
Тренируя долгосрочную память, расспрашивайте малыша о том, что с ним происходило на протяжении дня. Пусть ребенок рассказывает, чем он занимался с утра, чем в обед, что делал вечером. При этом Вы можете использовать наводящие подсказки по типу: «что ты ел в саду на завтрак».
Хорошо оказывает воздействие на укрепление памяти чтение книг с последующим пересказом содержимого. Только необходимо отдавать предпочтение тем произведениям, которые написаны для детей, с использованием правильно составленных предложений. Также немаловажным является наличие красочных иллюстраций.
Переписывание текстов оказывает благоприятное влияние на тренировку внимания. Давайте ребенку небольшие рассказы, которые необходимо будет вдумчиво переписывать в тетрадку. При этом важно, чтоб данное занятие было регулярным, а текст небольшим, чтоб ребенок не уставал. Сначала нужно, чтоб малыш прочитал вслух один абзац, а потом переписал его, проговаривая фразы или слова, затем повторил тоже со следующим абзацем. Так ребенок запоминает и правильность написания слов, и смысл текста.
Учить стихи можно, начиная уже с трех лет. Сначала стоит подбирать легкие произведения, написанные специально для детей, с понятным для малыша сюжетом. Отличным вариантом являются стихотворения Агнии Барто. Вначале учите небольшие стихотворения, буквально из четырех строк, приступая к изучению новых стихов, повторяйте ранее изученные.
Настольные игры такие, как шашки, шахматы, нарды и даже детское лото, благоприятно воздействуют на развитие внимания, также тренируют память ребенка.

Занимайтесь с карапузом упражнениями на тренировку памяти и концентрацию внимания. Сюда можно отнести и вариант заучивания стихов наизусть, и разгадывание логических задач, и решение кроссвордов.

Как лучше запомнить с помощью стихов?

Особенностью русского языка является возможность одного и того же слова менять свою форму, ввиду чего есть необходимость определять, в каком падеже стоит данное слово. Всего существует 6 падежей, каждый из которых имеет свое название и вопрос. Маленьким детям зачастую сложно выучить падежи, так как это непонятные для них слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки, потому существует ряд методик, позволяющих помочь ребенку.

Чтобы запомнить падежи русского языка, такие как:

  • именительный;
  • родительный;
  • дательный;
  • винительный;
  • творительный;
  • предложенный,

можно использовать акростихи.

В педагогической практике наибольшей популярностью пользуются такие варианты:

  • Иван Рубит Дрова, Варвара, Топит Печку;
  • Иван Родил Девочку Велел Тащить Пеленку;
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадку Подержать.

Учитель может сам придумать стишки, которые понравятся детям, будут им близки и понятны. Благодаря такой форме есть возможность легко запомнить порядок падежей, так как каждая буква стиха – это заглавная буква падежа. Небольшие считалки или целое стихотворение позволят познакомиться с падежами и сохранить их в памяти на долгие годы.

3 — 4 года

      Существует множество игр для детей 3 – 4 лет, направленных на развитие образной памяти. Каждая игра заставляет ребенка что-то запомнить, будь то правило игры или какие-то действия.

·        Игра «Звуки».

      В этой игре необходимо узнать музыкальный инструмент, который звучал. Ребенок закрывает глаза или отворачивается, а ведущий при помощи инструмента издает звук.

      Надо угадать название музыкального инструмента, например: бубен, барабан, колокольчик, деревянные ложки, ксилофон, свисток. Сначала используем в игре музыкальные инструменты, знакомые ребенку, а позже можно добавлять и новые.

     В этом возрасте можно разучивать с ребенком стихотворения, сопровождая их движениями. Подберите на текст стихотворения какие-либо движения, проделайте их несколько раз вместе с ребенком, а затем, читая стихотворение, попросите повторить те, которые  он запомнил.

    Продолжаем показывать детям кукольные спектакли, читать книжки и закреплять то, что малыш уже знает.

Ярче воспоминания у детей, росших в большой семье или испытавших стресс

Итак, с национальной культурой мы разобрались, обратимся к культуре семейной. Психолог Федерика Артиоли провела исследование в своей родной Италии, славившейся ранее своими большими семьями и крепкими родственными связями. Сегодня там, как и во всей Европе, все чаще встречаются семьи «папа+мама+ребенок». Госпожа Артиоли обнаружила, что дети, выросшие в традиционных многопоколенных семьях – с бабушками, дедушками, дядями, тетями и кузенами обладают воспоминаниями о более раннем детском возрасте, и они гораздо ярче и насыщеннее, чем у их сверстников из маленьких семей.

Интересно, что знак эмоционального фона не имеет значения; в другом исследовании Федерика Артиоли вместе с коллегой Элейн Риз выяснила, что дети, пережившие развод родителей до своего семилетия, хранят более ранние детские воспоминания! Исследовательницы предполагают, что этому может быть простое логическое объяснение; например, мама, оставшись вдвоем с ребенком на руках, невольно расширяет круг общения, поручая заботу о нем другим родственникам, то есть, формируя ту самую «большую шумную итальянскую семью», но факт остается фактом: дети разведенных родителей хранят воспоминания с возраста 2,5 лет. Видимо, ранее человеческий мозг запомнить ничего не может.

Приемы развития памяти

     Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые.

    1. Важным приемом развития памяти является повторение материала в неименном виде.

 Просим ребенка сразу по ходу сообщения задания повторять за взрослым то, что следует запомнить.

Давая ребенку поручение, тут же предлагаем его повторить, направляя припоминание вопросами.

    2. Использование картинки как опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с картинкой, наиболее подходящей по содержанию к слову.

    3. К окончанию дошкольного возраста необходимо осваивать с детьми приемы запоминания, опирающиеся на элементарную систематизацию, на логический анализ материала.

Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить

То время, когда дети начинают понимать, что им говорят, полностью зависит от родителей и их участия в развитии ребенка. Чтобы помочь малышу начать произносить первые фразы, следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. По возможности больше говорите с ребенком, много раз проговаривая все свои действия. Слушая речь родителей, он пополняет свой словарный запас. Можно сопровождать каждодневные занятия песнями, ведь такой текст дети легко воспринимают.
  2. Для начала следует прибегать к коротким фразам, сложные предложения малыш сразу не будет воспринимать.
  3. Следует постоянно повторять агуканье и лепет младенца. Необходимо, чтобы ребенок видел лицо говорящего, тогда он будет устанавливать связь между источником звука и произношением.
  4. Нельзя сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, называя предметы, прибегать к двум названиям: полное и подражательное. К примеру, «кошка», «кис-кис». В таком случае малыш будет прислушиваться к слову, которое ему проще произнести, а по истечении нужного времени перейдет к правильной форме.
  5. Полезно читать детям книги. Разумеется, следует выбирать их по возрасту. Подойдут потешки, простые стишки. Годовалому младенцу будет интересно смотреть на картинки. Позднее следует подталкивать его называть предметы на картинках. После полутора лет – призывать заканчивать строчки в стихах.
  6. Необходимо много внимания уделять мелкой моторике. Она тесно связана с речевым аппаратом. Поэтому занимайтесь с ребенком: давайте ему перебирать крупу, лепите и рисуйте с ним. Подходят все развлечения, где участвуют руки, полезно даже рвать бумагу.

Уделяя достаточное время ребенку, родители никогда не пропустят момент, когда их чудо произнесет первые слова. И не принципиально, сколько слов произнесет малыш к 1,5 годам. Главное, принимать активное участие в его развитии и постоянно разговаривать с ним.

Как помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное

Предложите детям делать маленькие заметки на клейких листочках.
Их задача — закончить фразу на каждом листочке и приклеить его на страницу, которую они читают

Эти «подсказки» побудят их делать прогнозы, соотносить прочитанный материал со своим опытом и обращать внимание на иллюстрации

Какие фразы можно написать на листочках?

Пусть дети обращаются к тексту напрямую, называя его на «ты», как будто это партнер в разговоре.

«Подсказки», которые используются перед чтением, чтобы попробовать предсказать, что будет дальше:

— Я думаю, ты мне расскажешь о…
— Я уже кое-что знаю о тебе, поэтому я считаю, что…

А эти «подсказки» заполняются после краткого ознакомления с текстом, который нужно прочесть:

— Что говорит заголовок этого раздела о том, что будет дальше?
— Что означает эта картинка (график, диаграмма и т. п.) и как она связана с темой текста?

Есть «подсказки», которые используются в процессе чтения для осмысления прочитанного:

— Ты похож на то, что я уже знал раньше, поскольку ты напомнил мне о…
— Я бы предпочел увидеть картинку, которая изображает… (дети могут нарисовать или описать свое изображение)
— Это не то, что я ожидал, потому что…
— Это подсказало мне идею о…
— Я хочу узнать больше о…
— Эта информация может быть полезна мне, потому что я интересуюсь…
— Я думаю, что это будет на экзамене, поэтому…

Ребенок 2, 3, 4, 5 лет не запоминает стихи – что делать, как учить стихи с таким ребенком: советы

  • Как правило, причиной, по которой ребенок 2, 3, 4, 5 лет не запоминает стихи, является то, что родители не читали ему их, когда он был еще младенцем. Когда ребенок с самых пеленок слышит разные стихотворные произведения, это для него становится привычным занятием. Такого малыша потом не нужно заставлять разучивать стихи.
  • Он с удовольствием повторяет рифмы сам. И чем раньше ребенок будет слышать рифмованные строчки, тем легче ему будет запоминать стихи, когда он подрастет. В семьях, где крохе с самого рождения поют песенки и колыбельные, а уход за ним сопровождают прибаутками и стишками, он уже с годика начинает ритмично раскачиваться в такт рифмованных строк.

Важно

Ребенок не запоминает стихи: как учить стихи с ребенком 3-х лет?

До трех лет заучивание стихов малышами носит, скорее, механический характер. А в три года ребенок может запомнить уже более объемный текст. В этом возрасте уже можно заучивать четверостишия, если до этого ребенок не запоминал стихи.


В 3 годика

А чтобы процесс обучения проходил легче и плодотворнее, прислушайтесь к советам специалистов по детскому развитию:

Стихи для заучивания трехлетними детками подбираются с учетом того, где и когда их будут рассказывать: на утреннике или на семейном празднике

Важно понимать, что в таком маленьком возрасте ребенок просто не способен запоминать скучные стихи. Они должны быть короткие и яркие, состоять преимущественно из глаголов.
Учите с малышом народные прибаутки, потешки, поговорки

В фольклорных произведениях часто встречаются повторы, которые легко откладываются в детской памяти.
Чаще рифмуйте слова в быту, например, «сели – кашку съели», «все на место положили и конфетку заслужили» и пр.
Разучивайте с малышом детские песенки. Они забавные и веселые, поэтому нравятся деткам. Особенно если ранее они видели мультфильм, герои которого эти песни пели.
При чтении стихотворения, попросите свою кроху изображать то, о чем говорится в сюжете: топать, как мишка, или прыгать, словно зайчик. Это позволит понять, как малыш чувствует смысл произведения. Если он при прочтении стихов будет делать заминки, то помогайте ему жестами. Впоследствии, если он забудет какие-то строчки, движения тела помогут их вспомнить.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью. Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев. Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон. Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются. Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк. Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии. Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции

Например, вы можете проконсультироваться со специалистами центра «НЕАПЛ». Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Как научить ребенка запоминать стихи?

Уважаемая Наталья!

В Сарклиник постоянно обращаются родители с жалобой на плохое запоминание стихотворений. Основная причина плохого запоминания стихов и невозможности выучить стихи наизусть — это последствия перинатальной энцефалопатии постгипоксически-ишемического генеза. Что это такое? Если говорить по простому — это заболевание, связанное с недостатком кислорода в головном мозге плода во время беременности, в период родов и в первую неделю после родов. Последствия гипоксии головного мозга растягиваются на многие годы и оказывают отрицательное влияние на функции головного мозга и дальнейшее развитие ребенка.

У малыша развивается разная патология, все зависит от степени гипоксии. Если у ребенка сильная гипоксия, то развивается тяжелая патология, вплоть до детского церебрального паралича. Если гипоксия средней степени тяжести, то часто возникают задержка психического, психомоторного, речевого, психоречевого развития (зрр, зпрр, зпмр), задержка умственного развития (зур). Если гипоксия слабая, то возникают минимальная мозговая дисфункция и синдром дефицита внимания и гиперактивности, плохая память, плохое запоминание, ошибки в учебе. А вот при ммд и сдвг как раз и отмечаются трудности запоминания учебного материала, стихов. Дети не могут сосредоточиться в школе, плохо запоминают, делают частые ошибки, пропускают буквы, быстро забывают пройденный материал, никогда не успевают быстро выучить уроки, не могут запомнить буквы и информацию, дни недели и месяцы, алфавит и цифры, картинки и цвета, имена, английские и немецкие, французские и испанские слова, написание слов, таблицу умножения и сложения, правила дорожного движения и пожарной безопасности, времена года и длинный текст, состав чисел, ноты и музыкальные произведения, имена одноклассников, картинки для детского сада, устные и письменные предметы.

В этом случае ребенок плохо запоминает стихи или вообще не запоминает их, он не внимательный, не сосредоточен. Это может быть в 5 лет, в 7 лет и даже в 10 лет. У многих пап и мам возникает вопрос: «Как научить ребенка запоминать стихи?» И они сидят часами каждый день и толдычат строки по многу раз. Но дело в том, что если ребенок здоровый, ему достаточно 1 — 2 раза прочитать текст, и он его отлично и надолго запоминает наизусть. Если не помочь головному мозгу больного ребенка, коэффициент полезного действия в плане запоминания текста или стихотворений оказывается очень низким. Время тратится много, и запоминание слабое. Ребенок с последствиями гипоксии плохо запоминает и плохо учится в школе, гимназии, лицее.

К счастью, Сарклиник применяет различные методики активизации умственной деятельности головного мозга у детей, мальчиков и девочек дошкольного и школьного возраста. Все методики имеют высокую эффективность. Осложнения и побочные действия отсутствуют. Лечение проводится курсами. Минимальная продолжительность одного курса — 10 рабочих дней (2 календарных недели).

Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: Sergeitelegin | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Слова-сигналы «стоп», «опасно», «запрещено»

Когда малыш оказывается в опасной ситуации, мы немедленно вмешиваемся: берём на руки, снимаем с подоконника, переносим в безопасное место.

А сигнальные слова «стоп», «опасно», «запрещено» отрабатываем в более мягких ситуациях, когда неприятность уже произошла. Например, ребёнок бежал, упал, ударился коленкой. Он плачет, идёт кровь, мы его утешаем, показываем на угол, о который он стукнулся, и говорим: «Опасно!» Так слово «опасно» связывается с негативными последствиями и неприятной ситуацией. И когда появится реально опасная ситуация, слово «опасно» будет работать.

Допустим, малыш бежит в сторону проезжей части, но до неё ещё далеко. Можно сказать предварительно отработанные: «Стоп, опасно», и добавить: «На дорогу запрещено». Но если до машин осталось несколько метров, то мы останавливаем ребёнка физически.

Не стоит кричать, когда ситуация ещё не произошла: «Не беги на дорогу, это опасно!» Малыш смеётся и бежит дальше в сторону дороги. Со стороны родителя это выглядит ужасно — он в панике пытается остановить ребёнка. А вот с детской стороны ситуация выглядит иначе: «Я бегу, мама бежит за мной и что-то кричит, это весело».

Важно быть последовательными — если что-то запрещено, то запрещено всегда. Когда ребёнок снова и снова радостно нарушает запрет, то так убеждается в нашей надёжности. Если мы постоянны в своих требованиях, формируется доверие: на родителя можно положиться. А когда то разрешаем, то взрываемся криком — малышу непонятно, что вызывает каждую из разных реакций

Как это узнать? Конечно, проверить ещё сорок раз.

Обеспечьте ребёнка постоянством требований, выражайте их позитивными словами, и вы почувствуете его благодарность. Ведь он сможет увериться в том, что защищён от опасностей вашими требованиями и заботой.

Материал подготовлен по ответам экспертов — психолога Елены Снарской и Монтессори-педагога Анны Федосовой

Фото Оксаны Павлищак

Создание и соединение образов

Чтобы помочь ребенку быстро освоить падежи, не всегда подойдут стишки, так как не всем удается их запоминать. В детском возрасте хорошо развито воображение, потому игры на создание образов могут быть более действенными. Чтобы понять падежи, есть несколько методик, каждая из которых показала хорошие результаты, потому стоит пробовать все варианты, чтобы все ученики в классе смогли запомнить материал.

«Цепочка»

Первый метод называется «Цепочка», и заключается он в том, чтобы на каждый падеж придумать свой образ, который будет ассоциироваться с ним. Следующий этап состоит в создании взаимосвязанной цепочки, которая должна отложиться в голове ребенка, что позволит без труда запомнить падежи

Чтобы данный метод сработал, важно визуализировать придуманную картинку в течение 5–10 секунд – и так для каждого падежа. Как только подготовка окончена, необходимо нанизывать один образ на другой, дополняя картинку новыми деталями, что позволит нарисовать в воображении цепочку действий, которая будет служить подсказкой в запоминании падежей

Например:

  • именительный падеж можно ассоциировать со своим именем;
  • родительный – образ родственника;
  • дательный – ассоциация с календарем, датой;
  • винительный – ассоциация с вином;
  • творительный – образ иконы или нечто подобное;
  • предложный – ассоциация с кольцом, когда делают предложение руки и сердца.

Предложив детям такие ассоциации, нужно сложить их в единую цепочку. Это может выглядеть так: у конкретного человека есть фото или картинка, на которой изображен родственник с календарем, который наклеен на бутылку вина, рядом есть икона, а в руке у родственника обручальное кольцо.

Ассоциации могут быть разными, и цепочка, которая получится в итоге, может кардинально отличаться. Учитель может предложить ученику придумать свои варианты и сложить их в единую историю. Чтобы готовый результат лучше запомнился, его стоит нарисовать.

«Необычная история»

Другой метод заключается в создании истории из тех образов, которые были созданы на падежи. Учитель должен дать четкие указания о том, что ассоциируется с каждым падежом, и сложить это все в единую историю

Например: конкретный ученик встретил по дороге в школу родственника, который нес в руках календарь и бутылку вина, собираясь на важное мероприятие, на шее у него был кулончик с образом святого, а в кармане – колечко для любимой девушки

Главное, чтобы история была логичной и понятной, позволяла точно представить ситуацию и соотнести ее с падежами русского языка.

«Локации»

Еще один вариант, при помощи которого можно попробовать помочь ребенку запомнить падежи, состоит в создании тематических локаций. Дома или в классе нужно выбрать 6 зон, которые легко запомнятся ребенку, в каждой из них нужно разместить картинку или написанные ассоциации к каждому падежу. Дети должны идти от локации к локации и в течение нескольких секунд запоминать, что находится в каждой из них. Суть методики в том, чтобы проделывать такой путь в течение 3–5 дней, постепенно запоминая порядок и содержание каждого места назначения.

Если учитель подберет правильные ассоциации к падежам и локации, которые хорошо и надолго отложатся в памяти у детей, то процесс усвоения информации будет быстрым и интересным. Приходя домой, дети могут играть в такую игру с родителями или братьями и сестрами, обучая их основам русского языка.

Одёргивание по имени

Не стоит для одёргиваний и замечаний использовать только имя ребёнка. Есть такой автоматизм в нашей культуре: крикнуть имя сына или дочери и грозно посмотреть — догадайся сам, чем я недовольна и что от тебя хочу. Это не работает: ребёнок не понимает, на что и как реагировать, ему дают ноль информации. Остаётся ориентироваться на голос, интонацию, жесты и выражение лица родителя.

В этом случае малыш:

  • чувствует себя виноватым;
  • вынужден сам догадываться, в чём он виноват и что делает не так;
  • думает, что сделать, чтобы значимый взрослый опять стал довольным;
  • может испытывать страх наказания.

Получается, что если нет сообщения, то и реагировать не на что. Есть только обращение по имени, и психика начинает непродуктивную работу, в результате которой ребёнок чувствует вину, страх, злость. В итоге все эти неприятные чувства оказываются связаны с собственным именем.

Если же сразу после обращения родитель даёт позитивное указание, то малыш фиксируется на второй половине высказывания. В ней есть информация, на которую можно продуктивно реагировать — делать или сопротивляться. Например: «Маша, дай мне руку!» Здесь есть сообщение, на которое можно реагировать: давать или не давать руку. Если же Маша регулярно получает обращения с недосказанным посланием, то для неё имя начинает ассоциироваться с душевным дискомфортом.

Поэтому всегда говорим чего хотим:

Маша! → Маша, говори потише

Как устанавливать правила ребёнку бережно, без скандалов и криков, и приходить к взаимопониманию с ним, рассказываем в мини-курсе для родителей

Причины, связанные с нарушениями развития

Трудности с изучением букв могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития, вызванной нарушением кровоснабжения шейного отдела позвоночника. Это характерно для родовых травм и может проявиться при начале обучения первоклассника

Родителям и учителям следует обратить внимание на следующие характерные симптомы:

  • повышенная подвижность;
  • быстрая утомляемость;
  • жалобы ребенка на головную боль и тошноту;
  • плаксивость.

Функциональные расстройства организма, вызванные другими факторами, могут быть выявлены только с помощью специальных обследований. К таким нарушениям, многие из которых связаны с отклонениями в развитии центральной нервной системы, относятся:

  • низкая степень зрительного восприятия и плохая зрительная память;
  • затруднения с ориентацией в пространстве, когда ребенок путает направления «справа» – «слева», правую и левую руку/ногу;
  • позднее перераспределение психических функций между полушариями головного мозга;
  • последствия переучивания левши;
  • недоразвитое слуховое восприятие, затрудняющее установление связи между произнесенным звуком и буквой;
  • нарушения в поведении (не может сконцентрироваться, быстро устает) и мотивации (постоянно предпочитает игры занятиям).

В случае возникновения серьезных проблем не обойтись без консультации невролога. После проведенного обследования и установления диагноза врач даст рекомендации родителям и при необходимости назначит соответствующее лечение, в том числе с использованием медикаментозных средств.

Кривая забывания

Мы часто думаем о воспоминаниях как о книгах в библиотеке, которые можно открыть в нужный момент. Но на самом деле они больше похожи на паутину – нити, распределенные по миллионам соединенных нейронов. Когда мы узнаем что-то новое, полученные сведения кодируются через эти нейронные сети, а опыт преобразуется в память. Вот только без какого-либо подкрепления или связи с предшествующими знаниями данные быстро забываются – примерно 56% за час, 66% за день и 75% за шесть дней. К такому выводу по итогам своих экспериментов еще в 1880-х годах пришел психолог Герман Эббингауз. Стремительную потерю полученной информации он назвал кривой забывания. 

Так что же можно сделать, чтобы сохранить плоды тяжелой работы учителя? 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: