7 Ярко выраженных признаков того, что ваш ребенок — интроверт
7. Экстраверты и интроверты общаются по-разному
Маленькие экстраверты, в отличие от интровертов, ведут себя по-другому:
- они говорят скороговоркой, громко и отрывисто, особенно когда нервничают или взволнованы;
- часто меняют тему разговора;
- изображают из себя всезнаек, даже если не имеют представления о предмете беседы;
- перебивают собеседника;
- придвигаются ближе к человеку, с которым разговаривают;
- отвлекаются или смотрят в сторону, когда слушают;
- очень выразительны в мимике и жестах;
- быстро начинают скучать и «отключаются», если разговор затягивается;
- считают большинство одноклассников своими друзьями;
- быстро осваиваются и уверенно чувствуют себя в незнакомых ситуациях;
- чувствуют заряд энергии и прилив сил после праздников, коллективных мероприятий;
- жалуются или чувствуют себя измученными, когда проводят много времени в одиночестве.
Что делать родителям?
Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит — временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.
Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.
А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.
Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.
Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.
Появление чужого
Нам, взрослым, трудно понять, что значит для малыша чужой мир. И почему в определенный момент дети воспринимают чужаков как чертиков из табакерки. Психологи считают, что существенную роль в этом играет фактор неверного формирования агрессии ребенка. Казалось бы, при чем тут детская злость? А ведь в ней скрыта едва ли не основная причина детского страха чужих. Вернее, в том, что родители не учат ребенка правильно с ней обращаться.
В разное время малыш испытывает разные чувства. Мир то полон любви — мама кормит, качает на ручках, нежно прижимает к себе, поет песенки, то злости — мама в силу разных причин долго не подходит к кроватке, не обращает внимания на плач и желания ребенка. Сложная смесь злости, гнева, агрессии и доброты к миру не делится в сознании малыша на плохое и хорошее. Это «деление» помогают осуществить родители! И, к сожалению, порой делают это неверно! По мере взросления в общении с ребенком акцентируются его добрые чувства, а злость становится персоной «нон грата»! «Не бросай кубики о стенку, не колоти ногой в дверь, не бросайся на пол, не кричи!» — не раз за день слышит ребенок от взрослых. Без-условно, нам кажется, что мы правы. А как еще воспитывать? Да, нужно делать замечания, но при этом следует учитывать, что чувства никуда не исчезают! Их нельзя стереть в порошок и развеять по ветру. Они либо загоняются глубоко внутрь, либо проецируются на чужих. Со временем ребенок понимает, что близким не нравится его гнев, а с близкими лучше дружить! И малыш переносит его на чужих. А так как он не понимает, что это его собственная злость, то думает, что этот чужой дядя настоящий злюка. Такая проекция — один из аспектов взросления ребенка, который не может адекватно воспринимать агрессию и верно ее выплескивать.
Обида
Маленьким детям сложно выразить весь спектр эмоций, который он испытывает в определенный момент. Родители, сами того не желая, могут обидеть своих детей. Например, папе нужно уезжать в срочную командировку именно в тот день, когда он пообещал сыну съездить в аквапарк. Или у ребенка появляется маленький братик, которому родители уделяют почти все свободное время. Малютка переживает сложные эмоции, которые он пока не умеет выразить словами.
Возможные выходы из ситуации:
- Если ребенку не хватает вашего внимания, честно поговорите с ним об этом. Спросите: «Ты обиделся, потому что сегодня я провела с тобой недостаточно времени?». Выслушайте, что скажет кроха, не перебивайте, не оправдывайтесь. Вам нужно выяснить причину, почему малыш обиделся, и вместе найти правильное решение.
- Обиженный ребенок может наговорить много неприятного: «Мама, ты плохая, я тебя не люблю», «Ненавижу вас, вы – ужасные родители», и т.д. Взрослым не стоит принимать подобные заявления близко к сердцу. Ведь вы знаете, что малыш любит вас, но пока он не умеет сдерживать эмоции и правильно их озвучивать.
С каждым человеком — особые отношения
Надо понимать, что с каждым взрослым, который к ребенку имеет тесное жизненное отношение, у него будет своя линия поведения, «выделенная линия общения».
Своя «выделенная линия общения» у ребенка должна быть с тетей, бабушкой, с няней. Если ребенок совершенно другим голосом и с другими интонациями говорит с бабушкой и, возможно, командует и даже манипулирует ею, то он ведет себя так потому, что для бабушки это нормально, она это разрешает. У них развивается своя, вполне гармоничная история. Это особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой и развиваются по другим законам. В них ребенок другой. Ведь и взрослый человек в отношениях с каждым из своих близких проявляется по-разному.
Если родители в разводе, то с папой (если с ребенком осталась женщина) у малыша тоже сложатся свои особые отношения. Тут, конечно, все сложнее, не так спокойно и безопасно: маме будет непросто смириться с тем, что существует такая «выделенная линия».
Но в отношениях со старшими родственниками, в чьих добрых намерениях она не сомневается, вполне разумно позволить отдельный формат. «Выделенная линия» общения позже может сложиться с учителем, тренером. А потом ребенок также сформирует свою историю общения с друзьями.
Такие отношения не вызовут сложностей, если со стороны мамы не будет непонимания, ревности, диктата. Если дать ребенку разрешение быть другим и быть с другими на своей «выделенной линии», это всем пойдет только на пользу.
Что это такое?
Синдром навязчивых движений у детей — это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.
Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:
- грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
- скрежетать зубами;
- мотать головой из стороны в сторону;
- раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
- взмахивать или трясти руками;
- щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
- обкусывать собственные губы;
- моргать и жмуриться без причины;
- выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.
Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.
Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:
- сильный стресс;
- долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
- тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
- дефицит внимания;
- перемены в привычной жизни — переезд, смена , отъезд родителей и их долгое отсутствие.
Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.
Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.
Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.
Ребенок-интроверт: Как воспитывать?
Новые знакомства вызывают у детей-интровертов стресс. Поэтому родителям стоит заранее готовить ребенка-интроверта к переменам обстановки.
Родители должны относиться к такому ребенку более внимательно. Если предстоит поход в незнакомое место, есть смысл рассказать малышу о предстоящем событии, обсудить, кого он может там встретить. Рассказать, зачем нужна дружба и как она прекрасна.
Дети-интроверты остро нуждаются в личном пространстве. Родители должны уважать желание ребенка иметь укромный уголок, где он сможет побыть наедине с собой и своими мыслями
Также стоит осторожно относиться к личным вещам малыша
Они многое значат для такого ребенка.
Также в первое время важно помогать ребенку общаться с другими людьми, пока он не обрел умение находить общий язык. Может потребоваться, например, подвести малыша к другим детям на площадке и познакомить их.
Не стоит заставлять ребенка говорить, когда он хочет молчать
Жизненную энергию интроверты восстанавливают, будучи внутри себя
А тратят, взаимодействуя с людьми. Поэтому, вполне возможно, что возвращаясь с шумного праздника, малыш будет молчать и не поспешит рассказывать о своих впечатлениях. Не стоит путать это с угрюмостью. Нежелание говорить не значит, что ребенок плохо провел день, просто он потратил слишком много сил, и сейчас ему требуется их восстановить.
К новым ситуациям ребенок-интроверт привыкает не сразу. Нужно уважать его желание освоиться в новом коллективе или обстановке. Придя в гости, пусть немного поиграет в сторонке, если в компании много незнакомых детей. Привыкнув, он вольется в атмосферу. Главное для мамы – не оказывать давления во время такого «отстранения».
Гнев и раздражение
В порыве ярости ребенок может сделать больно маме, которая подошла, чтобы приласкать. Не допускайте того, чтобы кроха переходил границы: он не должен бить, кусаться, бросать в вас предметы. Не нужно кричать, а тем более, отвечать ребенку тем же: применять физическую силу категорически запрещено. Скажите спокойным тоном:
«Мне не нравится, как ты поступаешь. Ты сделал мне больно. Сейчас же прекрати так себя вести, или мне придется запретить тебе смотреть вечером мультики».
Ребенок должен понимать, что существует прямая связь между его действиями и последствиями
Важно четко придерживаться своей позиции: если кроха не перестанет так себя вести, применить обещанное наказание
У мамы с малышом существует тесная физическая и эмоциональная связь. Но бывают моменты, когда любимый сыночек или дочурка не захочет объятий мамочки, а дочка демонстративно уйдет в свою комнату, если мама захочет ее поцеловать. Будьте чуткими, любящими и помните, что через какое-то время малыш сам подойдет и крепко обнимет.
Оставить комментарий
Секретные семейные правила безопасности
Все дети любят секреты. Даже самый доверчивый ребенок с радостью будет хранить семейные тайны. Этими тайнами могут стать семейные правила безопасности.
Правило 1. Секретный маршрут. Разработайте с ребенком безопасный маршрут от школы до дома
Важно, чтобы ребенок всегда ходил только этой дорогой. Это поможет вам не разминуться на пути и встретить ребенка в случае необходимости, например, если потеряны ключи или телефон
Правило 2. Семейный пароль. Придумайте секретное слово на любой случай. Например, ребенок забыл телефон, а его нужно позвать, или в особой ситуации за ним пришел другой человек. Секретное слово спасет жизнь и здоровье ребенку и обезопасит от розыгрыша друзей.
Правило 3. Территория прогулки. Четко определите места, где может гулять ребенок. Это оградит его от несчастных случаев.
Правило 4. Знать адрес. Даже маленький ребенок должен знать наизусть свое имя и фамилию, имена родителей, адрес и телефон. Это поможет в случае неприятностей.
Правило 5. Выучить телефоны экстренных служб. Дети должны знать, в каких случаях и как можно позвонить в скорую помощь, полицию и МЧС
Важно, чтобы ребенок понимал важность этих звонков и ответственность за ложные вызовы
Правило 6. Обсуждаем день. Заведите правило вечером обсуждать прошедший день
Важно, чтобы ребенок рассказывал о том, как он провел время без присмотра родителей
Правило 7. Мы всегда знаем, где наши родные. Каждый член семьи должен знать, где находятся его родные. Ребенок знает, что мама и папа на работе, брат в школе или в секции. О любых изменениях в местонахождении нужно информировать родных
Это важно
Доверчивый ребенок смотрит на мир с открытым сердцем. Не разрушайте его стремление верить людям – не запугивайте его, а просто научите безопасности.
Светлана Садова
Готов ли ваш ребенок к стрессовой ситуации?
Дети испытывают стресс не реже, чем взрослые. И задача родителей – подготовить ребенка к стрессовой ситуации. Как это сделать? Пройдите тест и получите рекомендации психологов
Пройти тест
Всех люблю!
У этой проблемы есть и обратная сторона. Если ребенок слишком доверчив и послушно подает ручку незнакомцу, то это не может не вызвать опасения у родителей. И тут мамам и папам стоит призадуматься: а почему их малыш за конфетку готов идти с чужаком хоть на край света?! Психологи считают, что у абсолютно доверчивого ребенка внутренняя агрессия направлена на него самого, в результате он никому не может отказать. А граница между чужим и своим полностью стерта: «все люди — братья»! Так часто случается в семьях, где за ребенком с момента рождения ухаживают няни, а мама полностью посвящает себя работе. Если няни часто меняются, малыш не успевает понять, в ком из взрослых заключена основа его безопасности. Кто свой, а кто чужой? Безусловно, такой ребенок вырастает общительным, привыкая к смене чужих лиц.
Казалось бы, какие могут быть сомнения?! Открытый, доверчивый миру ребенок, у которого нет проблем с общением. Чего тут голову ломать? Но такой малыш не осознает, что иногда мир бывает опасен! А люди в нем встречаются разные! И порой, чтобы от них защититься, нужно разозлиться — покусаться, закричать, зашипеть, затопать ногами, замахать руками на незнакомца, который взял за руку, если его об этом не просили. В этом смысле весьма поучительны сказки. Помните, чем закончилась история слишком доброй Красной Шапочки? Девочка была столь доверчива, что поверила Господину Волку. Не пугайте этим примером малыша: «Вот видишь, что бывает со слишком доверчивыми девочками!» Но обязательно научите его выражать агрессию там, где ему этого хочется. Как поступает ребенок с нормальной агрессивностью, если к нему подошел незнакомец и взял за руку? Он ее вырвет, отбежит на безопасное расстояние, да еще и язык покажет! Дети должны уметь балансировать в отношениях с незнакомыми людьми. Не идти с теми, кого не знают, но и не прятаться за диван, когда к родителям приходят гости.
Чего делать нельзя?
Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко
Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.
Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.
Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.
Истерика
Малыши часто устраивают истерики, после которых им нужно время, чтобы восстановиться. Если мама после скандала наказала ребенка, например, лишила просмотра любимого мультфильма, не стоит удивляться, что кроха не хочет обниматься и принимать ласку со стороны родителей. Таким поведением ребенок демонстрирует, что он обиделся. Есть еще одна причина, почему кроха отталкивает взрослых. Возможно, он физически и эмоционально устал, пока кричал, катался по полу и разбрасывал игрушки в момент истерики.
Что нужно делать взрослым в данной ситуации? Необходимо признать, что кроха расстроен или обижен. Ему необходимо время, чтобы успокоиться и снова спокойно общаться с родителями, как прежде. Вспомните, как вы себя ведете после ссоры с любимым человеком, своими родителями или лучшим другом? Наверняка, вы берете тайм-аут, чтобы пережить обиду и снова начать мирные отношения. Так и детям необходимо выдохнуть и успокоиться.
Прежде, чем уйти в другую комнату и дать возможность малышу побыть наедине со своими обидами, скажите ему:
Ребенок должен понять, что вы очень ждете, когда можно будет крепко обняться и забыть все обиды. Обязательно повторите, что вы любите своего малыша, несмотря на плохое поведение.
Почему он так себя ведет?
Объяснение такого поведения может быть следующим: малыш просто позволяет себе с мамой не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже умеет себя контролировать и даже делает это систематически. Это одна причина.
Вторая причина в том, что ребенок — это универсальный «радар» и стопроцентный «хамелеон» в плане эмоциональных реакций. Это присуще малышу до 6 лет (потом начинают вызревать другие механизмы реакций, и такое поведение отходит на задний план).
«Тревожная мать — это уже мем». Психолог Алина Рябый — о нереальных требованиях к родителям
Способность копировать другого, подстраиваться — один из механизмов развития и совершенствования ребенка-дошкольника: 80% обучения для него — это имитация. Он копирует мамину походку, поведение за столом, манеру разговаривать. Иногда от такого подражания случаются большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок, например, решил приготовить пирог, «как мама», и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим, когда он изображает отца, работающего за компьютером. Обычно это выглядит очень забавно.
Когда ребенок плохо себя ведет при появлении мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо — это наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства. Малыш мимикрирует, не осознавая этого, на уровне ощущений. Примерно так же, как растение поворачивается к свету, как кошка приходит «лечить» больное место хозяина.
Например, ребенок весь день провел с бабушкой, у них все было слаженно и гармонично. Он за это время подстроился под бабушкин тип реакций и скорость речи, ее требования. Стал «фиолетовым в горошек». И тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на поведение и слова. Ребенок все еще «фиолетовый в горошек», а ему надо снова стать «красненьким в крапинку», причем быстро.
У ребенка на какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности — провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это поведенческий сбой.
Ребенок-интроверт: Признаки характера
интровертыВот несколько явных признаков ребенка-интроверта:
- К общению со сверстниками такие дети не расположены. Иногда это может быть им даже в тягость. К одиночеству относятся нормально, по этому поводу не переживают.
- Если ребенок совсем маленький, он может отказываться идти на руки к незнакомым людям. Также, скорее всего, зайдется слезами при слишком пристальном внимании толпы, например, на празднике.
- Некоммуникабельность порождает неуверенность. Такие дети также бывают не в меру обидчивы.
- Быстро устают на массовых мероприятиях, просятся домой на протяжении всего праздника.
- Часто творческие личности. Обладают яркой фантазией, хорошо рисуют. Могут проводить за этим занятием долгое время, даже в одиночестве.
ребенок-интроверт может замкнуться в себе
Ребёнок, которого не любят
Это очень больно – когда ты маленький, невинный, а тебя почему-то не любят. Сердечки у таких деток разбиты с первых лет жизни. Поскольку они не могут понять причину своих страданий и не умеют выразить словами то, что чувствуют, то проявляют крик о помощи другим способом.
Они начинают вести себя таким образом, чтобы высвободить боль и отчаянье, которые буквально разрывают.
Проявляется это следующим образом:
У нелюбимых детишек развиваются страхи и фобии. Причём самые разные. Они боятся темноты, пауков или собак, определённых ситуаций. Происходит это подсознательно. Как догадываетесь, такое поведение малышей ещё больше бесит родителей.
Нелюбимые дети, как правило, очень импульсивны. Они не могут сдержать свои гнев или ярость, слёзы или смех. Они не способны контролировать эмоции в принципе. Они всегда «на взводе», для них всё – катастрофа.
Нелюбимые дети – очень нестабильны. Сегодня они хотят одно, а завтра – совершенно другое. Складывается впечатление, что они сами не знают, чего хотят. Точно также со скоростью света меняется их поведение: ещё секунду тому они могли смеяться и радоваться, а вот уже – топают ногами и кричат. В принципе подобное поведение свойственно всем маленьким детям, но у нелюбимых оно проявляется слишком часто и остро.
Нелюбимые дети всегда тревожны. Их поведение – тому подтверждение. Они не могут оставаться на месте ни на одну минуту, постоянно мечутся, всё время задают вопросы. Естественно, реакция родителей прогнозирована – они ещё больше выходят из себя.
Нелюбимым детишкам сложно концентрировать внимание на чём-то одном. По этой причине у них возникают проблемы в детском саду и в школе
Нелюбимые дети пытаются стать «невидимыми». Чтобы их не трогали, не замечали, отстали. Им хочется исчезнуть, скрыться, «не существовать».
У нелюбимых детей часто не развиты социальные навыки. Как правило, они чувствуют себя некомфортно среди сверстников. По этой причине они могут плохо обращаться с другими детьми или взрослыми.
Нелюбимые дети становятся очень подозрительными. Они на подсознательном уровне ищут во всём подвох. Никому не доверяют, всегда растеряны и напряжены. Иногда они упрямы до безумия, иногда – безвольные и податливые.
Нелюбимых детей замечаешь с первого взгляда: они грустные, покорные и нуждаются в поддержке.
Не бывает идеальных родителей. Мы все время от времени срываемся, незаслуженно обвиняем в чём-то детей или злимся. Но мудрые отец и мать всегда извинятся. Ведь это самый большой дар на Земле – наши дети.
Маленький человечек не виноват, что вас бросил любимый, узнав о беременности, или в том, что у вас – куча проблем и забот. Он безоговорочно любит вас больше всех на свете. Не забывайте об этом, когда в следующий раз захотите сказать, как он выводит вас из себя.
Любите своего ребёнка – и он ответит вам тем же!
Игра в помощь
Разыграйте с ребенком ситуации возможного диалога:
Возможные ситуации |
Ответ ребенка |
---|---|
Хочешь конфетку? |
Нет |
Давай я покажу тебе красивого котенка… |
Нет |
Там застрял щенок, он погибнет, если ты ему не поможешь… |
Нет |
Помоги мне, поднеси сумку к машине (подъезду). |
Нет |
Покажи мне, где живет бабушка в этом подъезде? |
Нет |
Покажи, в каких квартирах есть домашние животные? |
Нет |
Проводи меня в подъезд. Там темно, а я плохо вижу… |
Нет |
Ты можешь нажать кнопку в лифте? |
Нет |
Ты хочешь сниматься в кино? |
Нет |
Твоя мама попала в больницу, она просила срочно привезти тебя к ней. Садись в машину. |
Нет |
Я забыл очки – прочитай, что написано на листке (листок в машине). |
Нет |
Открой дверь, вам телеграмма (письмо, квитанция). |
Нет |
Это мамина подруга, мне нужно передать ее вещи с работы. Открой дверь. |
Нет. |
Это сантехник. У вас течет кран – открой дверь. |
Нет. |
При этом после каждой фразы попробуйте уговаривать ребенка одним из трех способов:
-
«На слабо». Пробуйте давить на то, что он маленький, маменькин сынок, слабак, боится больного человека, слушается маму и т. д.
-
«На совесть». Начните давить на совесть, на то, что ребенок бессовестный, не уважает старших, не жалеет больных людей, не любит животных и т. д.
-
«На молодец». Говорите ребенку хорошие слова, что если он поможет, то семья будет им гордиться и т. д.
Важно, чтобы ребенок не поддавался на дальнейшие уговоры и разговоры. Первое «нет» должно быть четким и жестким
Ситуации могут быть разными. Разыграть их нужно множество, чтобы ребенок усвоил, повторил и закрепил ответ «нет».
Объясните ребенку, что совершенно неважно, что говорят о нем незнакомые люди. Важна собственная безопасность
Учите ребенка рассказывать вам о подобных ситуациях, хвалите его за проявление жесткости и умение отказывать. Если вы видите, что ребенок переживает из-за какой-то ситуации (например, о погибшем щенке), то предложите прогуляться в том месте, объясните, что помочь животному мог бы и сам взрослый, а если он этого не сделал, значит, просто обманул.