Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?

Правильные действия родителей

Переводить ребенка в новое учебное учреждение лучше всего с начала нового учебного года. Не стоит прерывать его деятельность в старой школе посреди учебного года

Если новенький придет в класс после лета, ему будет легче учиться первое время, поскольку сложившему коллективу детей в первые дни будет совершенно не до него.
Детям, которым после лета требуется адаптация, будет некогда обращать повышенное внимание на нового ученика, поэтому ребенок выиграет несколько дней для того, чтобы привыкнуть и присмотреться к новому коллективу. Если же привести ребенка в школу посреди учебного года, он моментально станет объектом повышенного внимания одноклассников, которые сразу начнут проверять его на прочность, не давая времени хоть немного освоиться.
Познакомьтесь с классным руководителем заранее – в августе

В это время у преподавателя будет много времени, чтобы обстоятельно с вами побеседовать. Расскажите учителю о ребенке, о его достижениях, успехах и особенностях характера. Поинтересуйтесь одноклассниками, узнайте, как живет класс. Постарайтесь оставить хорошее впечатление у преподавателя, подружитесь с ним, чтобы он начал положительно относиться к вашему ребенку. Учитель сможет подготовить класс к приходу ученика, выбрать наиболее ответственных ребят, которые помогут ему адаптироваться.
Неплохо прогуляться по школе вместе с ребенком до начала учебного года. Посмотрите, где находится спортивный зал, столовая, библиотека, пройдите все коридоры, чтобы ребенку было легче ориентироваться в первые дни в школе. Узнайте, в каких кабинетах будут проходить уроки, найдите их.

Обзавестись новыми друзьями

Но главной проблемой при переезде обычно становится смена круга общения. Как бы ни старался подросток сохранить связь со старыми друзьями, отсутствие ежедневных встреч в классе приводит к разрыву старых связей. Это причиняет боль, обижает. При этом отнюдь не каждый ребенок может быстро обзавестись новыми приятелями.

Малыши порой легче относятся к тому, что в новом детском саду у них будут новые товарищи для игр. Но могут быть и исключения из этого правила, а ведь поддерживать связь со старым и любимым другом у дошкольника часто совсем нет возможности.

Кроме того, дети могут страдать от разлуки с бабушками и дедушками, особенно если раньше старшие родственники забирали их из школы, а теперь они вынуждены находиться на нелюбимой продленке.

Фактически, ребенок лишается большого круга общения, который был для него ежедневным источником поддержки. Поэтому после переезда, лишенный этого внимания и принятия, он склонен воспринимать окружающий его новый коллектив как враждебный, в то время как на самом деле одноклассники относятся к нему нейтрально.

Что делать? В этот период важно дать вашему сыну или дочери всю возможную поддержку, чтобы компенсировать тот недостаток общения и дружбы, который у него возник.

Можно попробовать простимулировать расширения круга общения, предложив ребенку пойти в кружок или секцию. Очень хорошо, если внеклассные занятия проходят в той же самой новой школе. Это позволит быстрее завести новые неформальные связи со сверстниками.

Как помочь ребенку не стать изгоем в новом коллективе?

Как же родители могу помочь ребенку не стать изгоем?

  • Разговаривайте обо всем, что вызывает его интерес. Не прогоняйте его словами: «Мне некогда, не морочь мне голову». Запомните, что дети говорят не обо всем. Многие вещи они умалчивают. Поэтому, коли уж ребенок заговорил – выслушайте его. Если разговор поставил вас в тупик, не гоните его. Скажите, что вы находитесь в затруднительном положении после его рассказа. Что вам надо подумать и дать ответ. Обязательно сдержите слово и дайте ответ. Иначе ребенок может решить, что он вам безразличен.
  • Не говорите детям обидных слов. Не снижайте их самооценку. Наоборот, хвалите чаще, поддерживайте в начинаниях, выражайте гордость достижениями. Правильная самооценка – залог успеха. Человек, который знает себе цену, вряд ли позволит другим сделать себя изгоем.
  • Разрешайте приглашать домой друзей. Определите заранее время и день, когда девочки и мальчики могут собираться у вас дома. Приготовьте вкусную еду, купите сладости к чаю, освободите комнату, чтобы дети чувствовали себя спокойно и расслаблено, чтобы могли пообщаться, поиграть, посмотреть фильм. 

Встречайте гостей с улыбкой, познакомьтесь с ними, поговорите, но не досаждайте своим присутствием. Если что-то нужно, позовите сына или дочь для разговора, но тоже не стоит делать этого часто. 

Покажите, что вам не безразлична школьная жизнь, привлеките к подготовке и организации своего ребенка и попросите его привлечь других детей. Совместная деятельность всегда идет на пользу и помогает выстроить здоровые отношения внутри коллектива.

Будьте на связи с классным руководителем и учителями. Так вы быстрее сможете уловить негативные тенденции в отношениях детей и поправить их.  

Нередко в жизни бывают ситуации, которые вынуждают людей сменить место жительства, поменять работу, перейти в новое учебное заведение. Взрослые понимают, ради чего они это делают: карьера, зарплата, служебная необходимость, долг.

Будьте другом своим детям, участвуйте в их жизни, интересуйтесь друзьями и увлечениями. Тогда любая смена обстановки не будет пугать ребенка, а в новый коллектив он будет идти с воодушевлением, что там его ждут друзья.

Идём в новый класс

Адаптация к новому классу часто происходит нервно. Смена класса становится стрессом, особенно, если одновременно меняется вся привычная для ребёнка обстановка. Например, семья переехала в другую социальную среду: из крупного города в небольшой посёлок или из хорошего района в неблагополучный. Или произошла смена обычной школы на гимназию с более сложной учебной программой. В этом случае ребёнок может столкнуться с новыми, неизвестными ему пока правилами поведения, в том числе и негласными. Как ему помочь?

  • Постарайтесь посетить новую школу до начала учебного года, познакомиться с учителями.
  • Если у школы есть форум или группа в соцсети, ребёнок может вступить в нее, заранее познакомиться с будущими одноклассниками.
  • Родителям не стоит впадать в крайность, провожая ребёнка как на фронт: при спокойном и позитивном настрое гораздо больше шансов, что первое впечатление от знакомства с новыми одноклассниками будет хорошим.

Положение ребёнка в новом коллективе во многом определяется тем, какое место он занимал в старом. Уже начиная с детского сада можно выделить три основные группы детей:

  • Лидеры: как правило, это физически и умственно развитые дети. Они собирают вокруг себя остальных, распределяют роли в играх и придумывают правила, с ними все хотят сидеть за одной партой.
  • «Середнячки» – общительные и дружелюбные дети, которых с удовольствием принимают в игры. У них, как правило, есть несколько друзей, а с остальными в группе или классе ровные отношения, но они зависимы от поведения лидеров, подчиняются им.
  • Аутсайдеры – дети, которых коллектив отвергает по тем или иным причинам. Это может быть связано с отставанием в развитии, проблемами со здоровьем, особенностями характера.

Понять, кем является ваш ребёнок в нынешнем классе, нетрудно. Если он с удовольствием идёт в школу, скучает по одноклассникам во время летних каникул, его приглашают на дни рождения (и приходят к нему) – значит, проблем в общении нет. С большой вероятностью переход в новый класс пройдет гладко.

Если ребёнка обижают

Буллинг (термин из американской психологии), или травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет, но иногда бывает и у подростков. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:

  • систематически оскорбляют ребёнка, доводят до слёз, придумывают обидные клички;
  • портят, прячут или выбрасывают его вещи;
  • толкают, щипают, бьют – это насилие. Здесь срочное вмешательство родителей необходимо.

Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).

Дома стоит уделять ребёнку максимум внимания. Ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.

Чего делать нельзя?

Оставлять ребёнка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи», «учиться постоять за себя», «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.

Нельзя искать причину травли в том, что ребёнок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребёнка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь. И что насилие можно оправдать.

Переход в новый коллектив не всегда даётся просто. Но если ваш ребёнок гармонично развит и успешен в учёбе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.

Привыкнуть к новому месту

Детям, особенно если у них тревожный характер, свойственно сильно привязываться к обстановке. Привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме становятся для них символом стабильности и безопасности мира. Лишенный этого ощущения безопасности, столкнувшийся дополнительно с переменой учебного заведения, малыш может испытывать чрезвычайно сильный стресс.

Для маленького ребенка даже обзаведение собственной комнатой может стать источником тревоги. Ведь раньше он спал вместе с мамой и папой, и отселение от родителей его напугает. Если при этом он перешёл в новый садик к более строгой воспитательнице, то у него может наблюдаться заметный эмоциональный регресс.

Школьники, наоборот, часто страдают от того, что новое место жительство ограничивает их свободу. При переезде в более крупный город родители начинают волноваться и не разрешают детям самостоятельно гулять, отправляться в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они везде ходили сами. Такие ограничения могут привести к протестным реакциям.

Большие города вызывают тревогу не только у родителей, но и у самих детей. Иногда подростки замыкаются в себе и стараются не выходить без особой нужды на улицу. Ведь здесь нет старых друзей, нет возможности гулять допоздна.

Что делать? Чтобы снизить стресс от переезда, родители должны внимательно отнестись к чувствам ребенка. Следует заранее сообщить о переезде, позволить подготовиться к нему — привыкнуть к мысли о новом доме, собрать вещи, которые хочется взять с собой. Этот момент очень важен: малыш, который не берет с собой любимые игрушки, одежду, любимую чашку, страдает гораздо сильнее. Родителям следует постараться сделать новое обиталище похожим на прежнее.

Чтобы школьники не страдали от ограничений, которые возникают при переезде, важно убедиться, что им комфортно в новом учебном заведении

Школа: особенности адаптации

В начальных классах влиться в новый коллектив значительно проще – и дети воспринимают появление одноклассника более спокойно, и четкая иерархия еще не выстроилась. Поэтому чаще всего пришелец перестает восприниматься как новенький уже в первый месяц. Важную роль тут играет личность учителя младших классов и то, как он знакомит коллектив с новым участником, представляет ребенка остальным. Так что не лишним будет познакомиться с классным руководителем заранее.

Атмосфера в 5–8-х классах уже совершенно иная – сформированы определенные модели поведения, отношения между учениками, здесь есть свои лидеры и свои изгои. Отношение большинства во многом будет зависеть от точки зрения лидеров, их оценки. Положительный эффект на адаптацию в средних классах оказывают следующие факторы:

  • Самостоятельность, коммуникабельность, умение не дать себя в обиду, но и не провоцировать конфликт первым.
  • Наличие хобби, любимого занятия, в котором ребенок успешен, например, спорт, рисование, танцы, музыка.
  • Друзья вне школы – из одного двора, если не поменялось само место жительства, товарищи по играм и увлечениям, курсам.
  • Доверительные, благополучные отношения в семье.

Старшеклассники проще относятся к появлению нового члена коллектива, поскольку заняты решением своих проблем – учебой, подготовкой к экзаменам и поступлению в вузы. Не последнюю роль играет внешность нового ученика, а проблемы с весом, кожей или речью могут стать причиной неуверенности в себе.

Как классный руководитель может помочь?

Какой бы характер ни был у новичка, ему сначала сложно адаптироваться, даже если его поведение этого не показывает. Напыщенность, высокомерие – защитная реакция, за которой скрывается страх, смущение.

Классный руководитель в первую очередь должен организовать индивидуальную и групповую беседу. В процессе общения нужно ознакомить ребенка с общим уставом, рассказать о принципах работы в классе, познакомить с ребятами, их внеурочной деятельностью, охарактеризовать класс в целом. При этом нужно сказать, что в классе иногда случаются непонимания, столкновения, но для решения возникающих проблем всегда можно обратиться к преподавателю. Последнее нужно сказать в процессе индивидуальной беседы, а дальнейшие обращения ученика к нему нельзя разглашать.

Также нужно настроить новичка на учебный процесс, нацелить на коммуникацию с классом, доброжелательность и дальнейшую общую деятельность. Человека нужно подобающе представить перед коллективом, сказать пару хороших слов о нем, рассказать о предыдущих успехах, попросить класс относиться к новенькому с пониманием.  

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы

Фото с сайта egaga.pl

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу

Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога

Как влиться в новый класс?

Как ребенку помочь влиться в новый класс? Это зависит от многих факторов: от самого школьника, от других учеников, от учителей и классного руководителя. Значительную роль в этом процессе играют и родители.

Родителям ученика стоит познакомиться с новыми учителями, заглядывать в школу время от времени, чтобы посмотреть, как он одевается, с кем выходит, как установлены взаимоотношения. Если не хотите стеснять сына или дочь, делайте это так, чтобы вас не видели. 

Спросите, какие классы по профильной направленности имеются в данной школе. Учитывайте это и делайте выбор, исходя из способностей сына или дочери. Если школьник отличается математическими способностями, ему нечего делать в гуманитарном классе, и наоборот. 

Всегда посещайте родительские собрания, задавайте вопросы по успеваемости, поведению, пытайтесь понять, чем живет ребенок в школе, что может пойти не так.

Если есть необходимость, найдите новые кружки или используйте возможность дополнительных занятий в школе и вне учебного процесса.

В любом случае, какой бы не был возраст ребенка, ему всегда нужна поддержка родителей и близких. Когда дома его понимают, ждут, трудности переносятся легче. Старайтесь всегда быть на стороне ребенка, будьте с ним откровенны. Только так сможете добиться взаимности.

Не рассуждайте при ребенке о сложностях перевода, не обсуждайте учителей и других учеников. Говорите или положительно или нейтрально. Пусть ученик сделает выводы сам. В конце концов, вам тоже неизвестно все про всех. Не навязывайте детям свое мнение, не формируйте у них негатив заранее.

Учитывайте темперамент ребенка. Предупредите об этом классного руководителя, школьного психолога. Ведь если кто-то из учителей будет давить на чувствительную натуру, ничего хорошего не выйдет. Ребенок будет унижен, класс начнет смеяться, ученик станет изгоем.

Что делать, если учитель придирается

В первую очередь нужно понять, правда ли вас невзлюбил учитель, или он ко всем так относится. Если преподаватель просит приходить на урок в школьной форме, а у вас «джинсы, но почти чёрные!», то дело не в вас лично, а в соблюдении правил. Когда учитель требует обязательно выполнять домашние задания, а вам это «не нужно», поскольку вы «и так всё запоминаете на уроке» — это не придирки. Даже если требования и правила вам кажутся неправильными, они придуманы для всех. Если же вы убеждены, что учитель вас преследует, чрезмерно критикует или уделяет вам слишком много внимания, необходимо рассказать родителям.

Помощь психолога

К сожалению, родители отнюдь не всегда могут защитить своих детей от стресса, связанного с новыми обстоятельствами. И не всегда есть надежда, что ситуация быстро нормализуется сама собой.

Какие признаки могут указывать, что лучше всё-таки обратиться к психологу?

  • Существенное изменение эмоционального фона. Слезы, истерики, приступы агрессии без явных причин. Сила чувств явно чрезмерна, либо, напротив, наблюдается подавленное состояние, отсутствие интереса к ранее любимым делам и занятиям.
  • Неожиданное ухудшение школьной успеваемости или поведения ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.
  • В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей и часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т. п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.
  • Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злится на родителей, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и так далее.
  • Появились неврологические расстройства — к ним относятся заикание, тики, энурез и т. д.
  • Ребенка не оторвать от планшета или телевизора, при этом попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с гаджетами ни к чему не приводят.

Все эти признаки — вместе и по отдельности — указывают, что ваш сын или дочь находятся в сложной ситуации, и смена жизненных обстоятельств могут быть тому причиной.

Как помочь ребенку социализоваться?

Преимущество детского, подросткового коллектива в том, что он достаточно гибкий и живой, а значит, ситуацию можно переиграть в пользу новенького. Но прежде чем предпринимать любые действия, необходимо понять, какая ситуация сложилась в классе. Время проходит, а ребенок так и не обзавелся новыми друзьями? Возможно, причина кроется в стеснительности, застенчивости, и эту проблему можно решить.

Например, поинтересуйтесь у своего ребенка, с кем он сидит за одной партой, предложите позвать одноклассников в гости или найдите повод для детского праздника. Также можно попробовать поговорить с классным руководителем и привлечь ученика к школьной самодеятельности, записать его в спортивную секцию или отправить на дополнительные занятия с другими детьми. Еще один вариант – стимулировать успеваемость, что поможет ребенку стать увереннее, проявить себя. Не лишними будут дополнительные развивающие занятия, курсы ментальной арифметики, которые помогут с легкостью справиться с учебной программой и нагрузкой.

Также важно проследить, чтобы в классе не было травли, от которой не застрахованы ученики ни самой обычной общеобразовательной школы, ни модной элитной гимназии. Чаще всего травля наблюдается в средних классах – ребенка регулярно доводят до слез, придумывают обидные прозвища, дразнят, прячут или портят вещи, щипают, толкают, бьют

Пускать такую ситуацию на самотек нельзя. Вмешательство можно начать с разговора с классным руководителем, школьным психологом или директором. Иногда учителя предпочитают закрывать глаза и делать вид, что в классе ничего не происходит, но только коллективные действия по исправлению ситуации принесут положительный результат. Нельзя и оставлять ребенка один на один с его проблемами, рассказывая о самостоятельности и взрослении. Если в классе происходит травля, то один ученик не справится с коллективом своими силами. Также не стоит искать проблему в личностных качествах жертвы или в его внешнем виде.

Первый раз в новый класс – это всегда сложная задача. Но в ваших силах помочь ребенку облегчить этот переход и быстрее адаптироваться к новым правилам, освоиться в коллективе.

Как преодолеть негатив

Не принимайте всё на свой счёт

Важно понимать, что ребята, которые пытаются вас задеть, поначалу ничего не имеют против вас лично. Они вас даже не знают, и все нападки обращены к статусу новичка

Поэтому нужно отделять себя от этого временного статуса.

Старайтесь воспринимать негативные высказывания с позиции наблюдателя, не принимать близко к сердцу. Если вам удастся отказаться от роли жертвы, вы сможете реагировать на издёвки более спокойно и разумно.

Отвечать на нелестные комментарии в свой адрес следует осторожно, чтобы не перегнуть палку. Через несколько недель придирки прекратятся, и вам нужно будет налаживать отношения с новым коллективом

Помните, что всё проходит

Довольно трудно оставаться новеньким на протяжении года и даже полугодия. Скорее всего, к концу первой четверти или раньше вас уже будут считать своим. Возможно именно те, кто провоцирует вас на конфронтацию, станут вашими лучшими друзьями. Если в прежней школе у вас были хорошие отношения — вы сможете найти контакт и в новом классе. Если раньше не удавалось подружиться с одноклассниками, это не значит, что вы обречены. Участвуйте во внеурочных мероприятиях, проектах — так вы найдёте ребят со схожими интересами.

Настраивайтесь на лучшее

Если вы ожидаете агрессии от окружающих, то сами невольно проявляете враждебность во взгляде, словах, мимике. Люди, которые в коллективе ведут себя открыто и дружелюбно, порой обезоруживают недоброжелателей своим отношением. Не бойтесь внезапных грубых выпадов в свой адрес, но и не мечтайте, что вас сразу встретят как родного. Чтобы проверить, насколько ваши ожидания реалистичны, поделитесь опасениями и надеждами с кем-то из близких взрослых. Родители или старшие друзья помогут развеять опасения и завышенные ожидания.

За кулисами и на сцене: что происходит с ребенком в новой школе?

Освоиться в новом коллективе и занять достойное место в иерархии – задача не из легких даже для общительного и активного подростка

Поэтому от родителей на данном этапе требуется не навязчивое, но повышенное внимание. О том, что все в порядке и адаптация проходит успешно, говорят следующие факторы:

В свою очередь о том, что у ребенка в новом классе возникли проблемы, может свидетельствовать:

  • угнетенное, подавленное состояние – школьник ничего не рассказывает об одноклассниках, возвращается расстроенным или в слезах, замыкается в себе;
  • придумывает любые поводы, чтобы лишний раз прогулять школу, даже если успеваемость не снизилась;
  • не исключено обострение хронических заболеваний, например бронхиальной астмы или дерматита, что также говорит о нежелании появляться в новой школе.

Новый класс как чистый лист – начинаем сначала

Учась в классе, ребенок привыкает к коллективу, учителям, установленным правилам, и поэтому резкая смена привычной среды – это стресс. Ситуация усугубляется, если происходят кардинальные перемены: переезд семьи в другой район или город. Логично, что в новом классе играют по новым правилам, могут действовать другие свои законы и шаблоны поведения, с которыми придется столкнуться ребенку. Но можно попробовать облегчить ситуацию и помочь ему адаптироваться:

Относительно четкое разделение детей на определенные группы можно проследить еще с детского сада:

  • Лидеры – центральные фигуры в локальном детском мирке, чаще всего это наиболее развитые дети, шустрые и активные. Именно они становятся инициаторами игр и шалостей, диктуют правила и увлекают за собой остальных. С лидерами хочет дружить, общаться большая часть коллектива.
  • Среднее звено, в которое входят общительные, достаточно активные дети, поддерживающие ровные отношения со всем классом, но зависимые от модели поведения лидеров. У них может возникнуть своя группка в классе с учетом определенных интересов, но это общая масса.
  • Аутсайдеры, изгои – дети, которые так и не смогли адаптироваться, влиться в коллектив. Иногда это спровоцировано особенностями характера ребенка, иногда причинами становятся проблемы с физическим или психическим развитием.

Для того чтобы понять, какое место в иерархии класса занимает ваш ребенок, не обязательно общаться с психологом или учителем – достаточно проследить за его поведением. Так, если школьник активно общается с одноклассниками, проводит время с ними же вне школы, обменивается приглашениями на дни рождения, то это говорит об отсутствии проблем в общении. А соответственно, и адаптироваться в новом коллективе ему будет проще.

Трудности при адаптации в новом коллективе

Стоит сказать сразу – все зависит от характера и навыков коммуникации подростка. Одни закатывают скандалы, другие относятся спокойно, третьи замыкаются в себе. В первом случае подросток будет:

  • Перебивать собеседника или учителя.
  • Разговаривать вызывающим тоном.
  • Пренебрежительно отзываться об окружающей обстановке.
  • Навязывать свое мнение и отстаивать его, даже если оно неверно.
  • Ставить себя выше других.

При противоположном раскладе, который присущ конструктивной личности, подросток не будет доставлять особых хлопот

Он поведет себя как обычно, будут отвечать без заминки, охотно разговаривать на поставленные темы (как в учебном учреждении, так и дома), высказывать собственное мнение и учитывать во внимание чувства других людей

Альтернативный тип деток – неуверенные личности. Попадая в новый социум, они, как правило:

  • Скрывают собственное мнение. Как научить ребенка его отстаивать мы уже рассказывали.
  • Не склонны обсуждать проблемы, возникшие с новыми педагогами или одноклассниками/сокурсниками.
  • Скрывают истинные чувства.

Мудрый, ладящий со своими детишками родитель, сразу распознает в первом и последнем случае затруднение, особенно если до смены коллектива ребенок вел себя адекватно. К тому же педагоги обязательно информируют вас об успехах или неудачах нового ученика, так что не заметить трудности в адаптации вашего ребенка к новым условиям вы точно не сможете.

Заподозрить трудности в адаптации мало. Вы обязаны помочь подростку справиться с ситуацией, настроить на необходимый рабочий лад и научить выстраивать отношения в любом коллективе.

Как найти друзей в новом городе

Когда семья переезжает в другой город, у детей возникает проблема: как найти друзей в новом городе? Вопрос непростой, особенно если на прежнем месте жительства у детей были верные и любимые друзья. Разрыв может быть болезненным и тяжелым. 

Нередко с такой проблемой сталкиваются семьи, в которых по долгу службы родители переезжают с места на место (военные, например). Детям приходится постоянно привыкать к новому месту жительства, искать новых друзей.

Возможно, простое знакомство позже перерастет в крепкую дружбу, а возможно останется просто приятельством. Но это тоже имеет значение. Ведь настоящих друзей действительно много не бывает.   

Как родители могут помочь ребенку найти друзей в новом городе?

  • Выйти с ним на детскую площадку. Не стесняясь, подойти к мамам, бабушкам, гуляющим с детьми, познакомиться, представить сына или дочь. Когда малыш увидит, что мама легко находит общий язык с незнакомыми людьми, он станет брать с нее пример — начнет знакомиться с детьми сам. 
  • Если мам нет на площадке, но есть дети, подойдите к ним, познакомьтесь вместе с ребенком. Спросите, во что играют,  предложите поиграть в общую игру. Не стесняйтесь стать ведущим, объяснять правила, начинать игру, вести счет. 

Дети любят играть со взрослыми, особенно когда эти взрослые веселые и позитивные. Можно поиграть с мячом в «съедобное-несъедобное», вышибалы, «я знаю пять имен». Можно организовать «выше-ноги-от-земли» или «море волнуется раз». Можно усадить ребят на лавку, провести «колечко-колечко, выйди на крылечко». 

  • Когда отношения наладятся, пригласите ребят со двора к себе домой. Подготовьте игру, мультфильмы, чай со сладостями. Покажите семейный альбом, расскажите, где вы жили раньше, почему переехали. Все дети без исключения любят, когда с ними разговаривают и рассказывают интересные истории.
  • Если в доме есть домашнее животное, выходите гулять с ним. Игры с собакой или кошкой всегда притягивают детей. Если животное не выходит из дома (рыбки, кошки, птицы, черепахи), пригласите детей домой познакомиться с ним, устройте вечеринку знакомств. Попросите малышей рассказать о тех питомцах, которые живут с ними, поделитесь интересными фактами о своих. 
  • Позовите в гости детей вместе с их мамами. Пока малыши играют, вы тоже подружитесь, проводить досуг уже будет проще и интереснее. 

Привыкнуть к новой школе

Переезд всегда почти всегда означает, что ребенку надо привыкать к новой школе или детскому саду. Чаще всего это связано с переменой круга общения, но не только. Новые требования, новые учителя, новые порядки — всё это может вызвать напряжение у тревожного школьника и даже привести к снижению успеваемости.

Что делать? Необходимо минимизировать стресс от привыкания новому учебному заведению. Для этого самим родителям надо постараться узнать побольше о новой школе и сообщить эту информацию своему ребенку. Как зовут учителей, сколько будет уроков, где расположена столовая и спортивная площадка — надо постараться выяснить всё это до начала обучения.

Кроме того, в такой ситуации очень важны поддержка родителей и ощущение защищенности в собственном доме. Пусть в новой школе возникнут какие-то трудности — дома ребенок должен иметь возможность отдохнуть

Конечно, учебные заботы будут обсуждаться с родителями, но важно делать это так, чтобы школьник знал — папа и мама на его стороне

Советы педагогам по адаптации подростков

Когда в ваш коллектив с прочно устоявшимися правилами приходит новый участник – трудно всем, и ему, и вам, и другим ученикам. Педагог несете ответственность за адаптацию подростка. Чтобы найти общий язык и помочь ребенку влиться в ваш класс/группу, следуйте нижеприведённым советам.

  1. Покажите подростку, что готовы стать ему поддержкой. Это не значит, что стоит пренебрегать профессиональной этикой или сложившимися правилами. Просто приходите на помощь по мере требования и старайтесь разрешать конфликты мирным, справедливым путем.
  2. Вовлекайте во внеклассные мероприятия. Силком тащить не нужно. Дайте подростку дело, которое сможет занять, будет интересным и полезным. Оформление стенгазеты, участие в драмкружках, пение на школьном концерте – и это неполный список занятий, способных расшевелить подростка или направить его энергию в нужное русло.
  3. Познакомьте подростка с коллективом, педагогами. Представления перед классом будет достаточно. Поручите нового ученика старосте или просто доброжелательному члену коллектива. Сложностей станет сразу меньше, особенно если подростки сразу смогут найти общий язык.
  4. Следите за успехами, неудачами подростка и обсуждайте тему с родителями. Но не в негативном ключе и не перед всеми! Объясните родителю, какие предметы он не тянет, какие конфликты возникают у нового ученика с остальными ребятами. Желательно поговорить в пустой аудитории после занятий либо по телефону.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: