Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Мысли материальны
Статья по теме
Послеродовая депрессия: как помочь молодой маме
Первый блок. Витамин материнской любви
- Я тебя очень сильно люблю.
- Ты — самое дорогое и родное, что у меня есть.
- Ты — моя родная частичка, родная кровинушка.
- Я без тебя не могу жить.
- Я и папа тебя очень сильно любим.
Второй блок. Физическое здоровье (говоря, представляйте своего ребенка в идеале, здоровым и крепким)
- Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка).
- Ты хорошо кушаешь, и поэтому быстро растешь и развиваешься.
- У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.
- У тебя нежная, гладкая и влажная кожа.
- Ты легко и красиво двигаешься.
- Ты здоровый, закаленный, редко и мало болеешь.
Третий блок. Нервно-психическое здоровье
- Ты спокойный мальчик (девочка).
- У тебя хорошие, крепкие нервы.
- Ты умный мальчик (девочка).
- У тебя хорошо развиваются головка и ум.
- У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться.
- Ты хорошо спишь.
- Ты легко и быстро засыпаешь.
- Ты видишь только хорошие, добрые сны.
- У тебя хорошо и быстро развивается речь.
Четвертый блок. Эмоциональный эффект, очищение от болезней (из народной медицины)
- Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
- Я забираю и выбрасываю (перечисляете те проблемы, которые есть у вашего малыша).
- Я тебя очень-очень сильно люблю. Каждый сеанс такого внушения обязательно заканчивается этой фразой.
Вся базовая программа — абсолютно позитивная, здесь нет никаких «не». Мама дает своему малышу установку быть хорошим, счастливым, здоровым и закрепляет в нем уверенность, что это возможно.
Сосуд для любви
Ребенок — сосуд для маминой любви. Если малыш наполнен ею — он счастлив, нормально развивается. Недолюбленное дитя плохо себя ведет, становится непослушным, может начать заикаться, мочиться в постель; получив травму, подхватив инфекцию, выздоравливает медленно и плохо. Но стоит маме наполнить его своей любовью, и выздоровление идет гораздо успешнее.
Но как передать малышу свою любовь? Западные специалисты считают: прежде всего взглядом и прикосновениями. Как можно чаще с любовью смотрите в глаза ребенка, поглаживайте, прижимайте, подкидывайте, шутливо с ним возитесь.
К этим двум способам доктор Драпкин добавляет третий. Он считает, что примерно до 2 лет мама вообще не должна расставаться с малышом. Если в это время она выходит на работу или ведет светский образ жизни — часто ходит в гости, уезжает отдыхать, а ребенка оставляет на бабушку или няню, — поток любви прерывается, малыш начинает чаще болеть, хуже развивается.
И еще огромное значение для ребенка — не только младенца, но и дошкольника, и даже младшего школьника, — имеет мамин голос. Ребенок начинает слышать его с пятого месяца внутриутробной жизни, родившись, он узнает его, эмоционально реагирует, различает интонации. Мамин голос становится как бы внутренним голосом ребенка. Если мама предъявляет к маленькому много претензий, распекает, что он не такой, как хотелось бы, ребенку как бы задается программа неудач и болезней. И наоборот: если этот голос постоянно одобряет, поддерживает, дает установку на счастье, здоровье, то все психоэмоциональные процессы приходят в норму.
В этом и состоит новая психотерапевтическая методика доктора Драпкина. Она отработана и запатентована, признана Всероссийским обществом детских психиатров, взята на вооружение Объединением Московских профессиональных психотерапевтов и психологов. Мама для больного малыша — лекарство посильнее таблеток, порошков и микстур. Мама любит своего ребенка независимо от того, послушный он или нет, больной или здоровый. Ее любовь должна быть безусловной.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Автор статьи
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.
Врачебный стаж: 12 лет
Записаться на прием
Что такое мама-терапия
Один из известнейших детских психиатров и психотерапевтов – Борис Зиновьевич Драпкин разработал целую систему по лечению детей материнской любовью и словами, которую можно назвать «Мама-терапией».
Эта система хорошо зарекомендовала себя при работе с детскими неврозами и разными расстройствами. Б. З. Драпкин даже был удостоен звания «Почетный профессор психотерапии». Он подобрал фразы, которые обладают благотворным влиянием на здоровье детей. Особенно, если эти фразы говорит мама.
Возможно, дело в исцеляющих вибрациях этих фраз. А возможно, в вере мамы, что вот эти — Правильные Слова – помогут исцелить её ребенка. Ведь вера – мощнейший инструмент преображения действительности
Поэтому так важно не поддаваться панике, настраиваться на скорейшее выздоровление, верить, что всё будет хорошо
Драпкин и система лечения любовью
Психотерапевтическая система Драпкина по лечению материнскими словами состоит из четырёх словестных смысловых блоков. Первый блок условно назван «Витамин материнской любви», второй блок включает фразы-установки на физическое здоровье, третий блок – общая гармонизация организма, четвёртый блок завершающий – это «сбрасывание» болезни и закрепление позитивного эффекта всех четырёх блоков.
1-й блок. С помощью фраз этого блока мама окружает малыша любовью, наполняет исцеляющим теплом: «Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Мы все тебя очень-очень сильно любим».
2-й блок в лечении любовью матери, это внушение установок физического здоровья. Хорошо использовать и для профилактики заболеваний, и для лечения.
Второй блок – это по факту создание желаемого для малыша. Мама транслирует ребёнку свою веру в него и любовь: «Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растёшь, и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь».
В этот блок могут быть включены специфические фразы-установки для отдельных органов или проблем ребёнка. Всё, что необходимо скорректировать. Например: «Твои почки работают хорошо, легко, свободно».
Фразы должны быть обязательно утвердительными, без частиц «не». К примеру, для ребёнка с астмой неправильной будет установка: «У тебя нет и не будет приступов удушья». Правильная установка: «Ты дышишь хорошо, свободно и легко». Или для малыша с поллинозом (аллергией на пыльцу): «Когда всё цветёт, ты чувствуешь себя хорошо».
Профилактика приобретённой пупочной грыжи
Профилактикой возникновения пупочной грыжи является, в первую очередь, предупреждение условий чрезмерного натуживания ребенка и вздутия живота, причиной которого обычно являются повышенное газообразование, запоры.
Для предотвращения чрезмерного вздутия кишечника у ребенка и развития запоров наиболее благоприятным для детей раннего возраста является кормление грудным молоком, однако при этом мама должна соблюдать диету. Мы можем посоветовать мамам временно исключить из своего рациона следующие продукты: цельное молоко, белокочанную капусту, бобовые, орехи, сладости, копчености, колбасы. Предпочтительно употребление кисломолочных продуктов, отрубей, цельнозерновых каш, свежих овощей, фруктов. Во время кормления грудью для профилактики запоров полезны чернослив и курага (не более 3-5 ягод в день).
Если малыш на искусственном вскармливании, чтобы исключить запоры, вздутие живота, колики, аллергическую реакцию, смесь должен подобрать педиатр. Врач, наблюдающий вашего малыша, может рекомендовать медикаментозные препараты: САБ-СИМПЛЕКС, ЭСПУМИЗАН, ПЛАНТЕКС, БЕБИ-КАЛМ и др.
Для предупреждения запоров, которые могут возникнуть у малыша при неправильно подобранном искусственном питании, из-за погрешностей в диете у кормящей мамы, а также при дисбактериозе и других заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при которых происходит чрезмерное натуживание, среди лекарственных препаратов педиатры рекомендуют прием ДЮФАЛАКА, а также введение ГЛИЦЕРИНОВЫХ СВЕЧЕЙ и микроклизм — МИКРОЛАКС. Дозировку и особенности введения этих лекарственных средств вам подскажет педиатр, так как назначение медикаментозной терапии сугубо индивидуально и возможно исключительно со стороны врача, наблюдающего за развитием вашего малыша.
Дети с непереносимостью лактозы (лактазная недостаточность) довольно часто имеют пупочные грыжи. Лактазная недостаточность возникает у детей, которые родились преждевременно или в срок, но функционально остаются незрелыми. При этом состоянии грудное молоко частично или полностью не переваривается, вследствие чего происходит брожение в кишечнике и его вздутие. Кроме того, одной из форм течения лактазной недостаточности может быть склонность к запорам. Наиболее эффективным средством профилактики для таких детей является рациональный подбор вскармливания, при грудном вскармливании часто рекомендуется дополнительное введение фермента лактазы.
В раннем возрасте многие малыши страдают дисбактериозом кишечника, то есть нарушением микрофлоры кишечника, который может возникать на фоне лактазной недостаточности и других состояний. При этом запоры, а также вздутие живота, сопровождающие дисбактериоз, довольно часто провоцируют возникновение пупочной грыжи у малышей. Лечение в данном случае должно быть направлено в первую очередь на устранение симптомов основного заболевания.
Старинные славянские методики лечения словами
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
В ряд ли можно сказать точно, что именно обладает целительной силой – определённая последовательность слов, их звучание (голосовые вибрации) или вера в силу именно этой молитвы (или заговора).
Что бы там ни было, но молитвы за здравие, врачевальные заговоры или методики, подобные «мама-терапии», будут актуальны во все времена. Просто кто-то верит в скрытые возможности разума, в себя и науку, и тогда ему удобнее пользоваться психотерапевтическими методиками, а кто-то больше верит в силу духа и Бога, а потому читает молитвы о здравии. Путей много. Основа одна. Когда мы лечим своего малыша, мы делаем это с верой и любовью.
Народные мамины заговоры
Раньше на Руси была своя мама-терапия, например при купании ребёнка приговаривали: «Ой, матушкино дитятко! С гуся вода, с тебя худоба”.
Или так: «Водичка-водичка, умой (имя малыша) личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щёки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
От бессонницы: «Ноченька-полуноченька, не играй моим дитём, а играй пепелком да угольком, да третьим камешком».
Приговорка при укладывании ребёнка спать: «Сонюшки-дрёмушки, подите все сюда, ревунюшки-плакунюшки, подите прочь от нас».
Молитвы за здоровье ребёнка:
Но есть и еще более эффективные, уже целые молитвы за здоровье своего ребенка, которые также могут помочь вылечить дитя даже от тяжелой болезни.
- «Преблагая, Пресвятая Богородица Дева Мария, припадаю, да преклоняюсь пред тобой, пред иконой святой. Помня прославленное чудо Твое, как исцелила Ты усечённые десницы преподобного Иоанна Дамаскина, чудо, что от иконы Твоей было явлено людям. Знамение то и по сей день на иконе той видимо, в образе руки третьей изображаемо. Помоги и мне, Троеручица, помоги исцелить рукою твоей раба Божьего (имя). Услышь меня, Пресвятая Богородица, не лиши меня помощи своей. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь».
-
«О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим».
- «Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь».
Надеюсь этих трех замечательных материнских молитв о здоровье своих детей вполне достаточно чтобы исцелить любого ребенка настоящей любовью матери, добрыми словами и верой, и надеюсь теперь ваши дети будут болеть гораздо реже, если вы воспользуетесь нашими целебными советами и практиками.
Ну а на этом я прощаюсь, читайте у нас на портале Обучения и Саморазвития также о том, как правильно выбрать коляску маленькому ребенку, что должен уметь ребенок в 1 и 2 месяца, как научить ребенка говорить, о воспитании и развитии самых маленьких детей, и даже, как экономить с маленьким ребенком и как воспитать счастливого ребенка в счастливой семье.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Предрасполагающие факторы
Развитию трахеита способствуют:
- общее переохлаждение;
- снижение иммунитета;
- недостаток витаминов;
- рахит у ребенка;
- нарушение носового дыхания (при хроническом насморке, выраженном искривлении носовой перегородки, аденоидах);
- склонность к аллергическим реакциям;
- продолжительное применение ингаляторов с глюкокортикостероидами (гормональными противовоспалительными препаратами), что бывает необходимо при лечении бронхиальной астмы;
- проживание в местности с неблагоприятной экологической обстановкой;
- наличие в семье курильщика.
Все это не вызывает клинически значимого воспаления стенки трахеи, но нарушает ее барьерную функцию и облегчает проникновение возбудителей.
Установка на счастье
У мамы может возникнуть резонный вопрос: «А зачем мне все это знать, если мой ребенок в психотерапевтической помощи не нуждается?». Хорошо, если так. Врачи говорят, что число детей с задержкой психического развития и всевозможными проблемами в поведении неуклонно растет: 10-12 лет назад их было 25-30%, сейчас — до 80-90%. Но даже если ребенок совершенно нормально развивается, ему совсем не помешают мамина любовь, установка на здоровье и счастье.
Фразы, которые надо произносить, — не случайные. Каждое слово — продуманное и проверенное, менять их нельзя. Базовая часть внушения, состоящая из 4 блоков, полезна любому ребенку, даже самому здоровому и счастливому.
1-й блок — витамин материнской любви. С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка. Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим.
2-й блок — установка на физическое здоровье. При легких недомоганиях одна эта «мама-терапия» может излечить без всяких лекарств. Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь.
3-й блок — установка на нервно-психическое здоровье, нормальное психическое развитие. Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь.
4-й блок отражает народную мудрость. Издревле мама брала больного ребенка, прижимала к себе и своей внутренней силой очищала его от недуга: «Отдай мне свою болезнь!», «Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности.» Далее мама называет конкретные проблемы ребенка. Я забираю и выбрасываю твой плохой сон (если ребенок плохо спит). Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. И заключительная фраза на мажоре. Я тебя очень-очень сильно люблю.
Если малыш серьезно болен, для его лечения врач должен разработать специальную программу, и к четырем базовым блокам добавится индивидуальный лечебный. Говорите эти слова вашим сладко спящим детишкам — и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми.
Адаптация в обществе
Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него
В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение
А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется
Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть:
все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание
В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.
Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.
Причины возникновения
Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:
- Испуг.
- Страх.
- Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
- Смена окружения.
- Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
- Рождение второго ребенка в семье.
Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.
Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.
Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:
- тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
- черепно-мозговой травмы;
- перенесенного нейроинфекционного заболевания.
Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.
Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков.
Заключение
Спецификой работы детского психоаналитически ориентированного психотерапевта является необходимость контакта с родителями пациента-ребенка. Особенностью пациента-ребенка является его непрерывное развитие и зависимое от родителей положение. Сотрудничество с родителями является не только неизбежным, но и необходимым при психотерапии детей. Исключительно благодаря контактам с родителями психотерапевт осведомлен о жизни ребенка вне сессий, о динамике проявления его симптомов, о реальных отношениях со значимыми объектами. Со своей стороны психотерапевт ознакамливает родителей с возрастными особенностями и развитийными потребностями их ребенка, а так же, не затрагивая динамических аспектов, снижает чувства тревоги, вины, стыда и беспомощности, возникающие у родителей в связи с обращением к психотерапевту для своего ребенка. Встречи с психотерапевтом ребенка позволяют родителям осознать собственные чувства, возникающие в связи с родительством. Более глубокая проработка связанных с этим конфликтов остается для индивидуальной психотерапии.
Как правило, терапия ребенка прерывается в ситуации отсутствия проработки чувств и переживаний родителей, возникающих в ходе терапии ребенка, а также в случае отсутствия установления альянса с родителями. В связи с этим я бы хотела не лишний раз подчеркнуть необходимость не только соответствующей теоретической подготовки детских психотерапевтов, но и прохождение собственного анализа, а так же психотерапевтический опыта работы со взрослыми пациентами.