Воспитание любовью: единственный верный способ или вседозволенность?

Как нельзя воспитывать детей: психология и ошибки воспитания

Эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от поведения матери и отца

Но многие не осознают, как важно выбрать правильную модель поведения, чтобы не спровоцировать стресс и не нанести психологическую травму. Чтобы избежать серьезных последствий, в процессе воспитания не стоит допускать таких ошибок:

Манипулирование. Самые страшные слова для ребенка – это обещание перестать его любить, если он не будет слушаться или не выполнит поставленную задачу. Это может нанести ему серьезную травму и сформировать ложное представление, что любовь нужно заслужить. Ребенок, родители которого часто подобным образом манипулируют, во взрослой жизни будет всем угождать, даже в противовес своим интересам (т. е. «заслуживать» любовь). В итоге это может повлиять на выбор будущего партнера и модели семейной жизни.

Чрезмерная опека. Тотальный контроль порождает инфантильность. Как следствие, ребенок не может принимать решения и действовать самостоятельно

Поэтому, если у сына или дочери появилось желание что-то сделать самостоятельно, важно предоставить им такую возможность. Это особенно актуально в возрасте 3-х лет, когда начинает проявляться самостоятельность

Например, перед прогулкой матери проще самой одеть ребенка, в то время как он хочет сделать это сам. В такой ситуации лучше заранее начать сборы, чтобы не создавать напряженную обстановку.

Гипоопека. Еще одна крайность – это отсутствие внимания и заботы в семье, когда дети чувствуют себя нежеланными и нелюбимыми. При такой модели поведения родители считают, что их основная задача – обеспечить базовые потребности и научить самостоятельности. Они игнорируют детские проблемы, что, как правило, обусловлено наличием проблем в самой семье.

Отсутствие личного примера. Если мать невротична и тревожна, ее младенец буквально с первых дней жизни будет испытывать такие же чувства. Дети воспринимают этот мир через призму родительского поведения и поступков. И если не заниматься самовоспитанием, любые попытки культивировать другие, не характерные для себя качества, не принесут желаемого результата.

Жизнь ради детей. Это типичная ошибка, которую часто допускают неопытные мамы. В любом случае нельзя говорить ребенку, что ради него пришлось от чего-то отказаться или пожертвовать. Это может поспособствовать формированию целого ряда комплексов от чрезмерно завышенных требований.

Игнорирование, постоянные крики, телесные наказания. Мать и отец – это близкие для ребенка люди. Им можно доверить сокровенное, попросить совета, рассказать о тайнах и переживаниях. Физические наказания, унижения и крики – это своеобразный акт бессилия. И родители, которые следуют такой системе, создают напряженную атмосферу и теряют доверие. С точки зрения психологии, игнорирование (когда не разговаривают и не отвечают на вопросы) — это самое тяжелое наказание. В целом это является признаком невротического расстройства и психопатии.

Телесные наказания — недопустимый способ воспитания

Что такое воспитание любовью?

Концепция воспитания ребенка любовью подразумевает, что главная потребность любого малыша — это безусловная любовь. Что значит «безусловная»? Разобраться проще всего на примере. Наверняка многие помнят неприятные моменты из своего детства, когда мама или бабушка говорят: «Я не буду любить тебя, пока ты не получишь пятерку» или «Как можно любить такую девочку, которая не умеет мыть посуду?». То есть родители (или другие значимые взрослые) ставят некие условие, которые помогают ребенку завоевать любовь. Они сообщают: «Будь таким, как я хочу, и я буду любить тебя».

Ребенок остро нуждается в любви. И он попытается выполнить условия, поставленные родителями. Матери и отцу это удобно, ведь они получают нужное им поведение. Сам же ребенок в этих условиях приходит к выводу, что любовь всегда надо завоевывать. И это становится одной из базовых установок его личности.

Во взрослом возрасте такой человек будет стремиться подстраиваться под ожидания окружающих, чтобы завоевать их принятие, любовь и уважение.

Родительская любовь должна быть безусловной. Мать и отец обязаны транслировать, что будут любить и принимать ребенка таким, какой он есть. Благодаря этому удастся воспитать личность с адекватной самооценкой, уверенную в себе и знающую, что у нее есть право любить и быть любимой.

Воспитание дошкольника

Воспитание детей дошкольного возраста – это очень сложный процесс, когда необходимо создать все условия для адаптации к школе и процессу обучения. Только в этом случае ребенок сможет легко освоиться в школьном коллективе, будет проявлять интерес к новым знаниям и добьется хороших успехов в учебе.

Особенности развития в возрасте 1-5 лет

В возрасте 1-3 лет дошкольник постигает окружающий мир и постепенно приобретает навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни. Но в два года происходит резкий скачок в умственном и интеллектуальном развитии. Как следствие, развивается память, пространственное воображение и абстрактное мышление

В таком возрасте крайне важно поддерживать и стимулировать умственное развитие в несложной для восприятия игровой форме: пением, чтением, играми и совместным творчеством

Третий год считается переломным, так как ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью. Такой период психологи называют кризисным, так как в это время поведение ухудшается, ребенок часто истерит, кричит и плачет без видимых на то причин. Но родителям стоит адекватно реагировать на подобные проявления и выбрать правильную модель взаимоотношений с дошкольником. В противном случае это приведет к появлению целого ряда комплексов.

В три года активно развивается речь. Постепенно она становится полноценным и основным средством коммуникации. В данный период жизни обогащается словарный запас и тренируется речевая функция. Но основным видом деятельности по-прежнему остаются игры, только они уже не абстрактные, а сюжетные.

Сюжетные игры детей

В первые три года жизни формируются основные черты характера и эмоциональные особенности личности. Постепенно совершенствуются умственные операции и улучшается моторика. В 4 года игры меняют свой характер и становятся ролевыми, что указывает на взросление. Именно в это время родители должны больше внимания уделить обучению. Но при этом для всестороннего развития показаны умеренные физические нагрузки.

Особенности физического воспитания дошкольника

В первые 6-7 лет жизни формируется работоспособность, появляется выносливость, а организм активно растет и физически развивается. В этот период дети крайне активны, много и охотно двигаются, а потом легко восстанавливаются после нагрузок

В связи с этим важно всеми доступными способами поддерживать высокую физическую активность, которая положительно влияет на иммунитет. Для этого следует:

Уделять внимание вопросу укрепления здоровья. К примеру, выполнять несложные упражнения для профилактики плоскостопия, следить за осанкой и т

д.
Сформировать основные двигательные навыки. В частности, научить плавать, бегать, ездить на велосипеде или лазить по деревьям.
Развивать скорость, улучшать координацию движения, тренировать ловкость и выносливость. С этой целью можно приобщить дошкольника к зарядке, утренним пробежкам, купанию в холодной воде и т. д. Чтобы стимулировать физическую активность, можно приобрести недорогой спортивный инвентарь.

Особенности умственного воспитания

Если от качества физического воспитания напрямую зависит иммунитет и здоровье дошкольника, то умственное поможет адаптироваться к учебе и легко воспринимать новый материал. Будущий первоклассник должен уметь:

  1. Находить до 6-ти отличий между похожими предметами, полностью копировать движения или простой узор, не отвлекаясь в течение 15-ти минут делать одно упражнение/задание. Наличие таких навыков указывает на достаточный уровень развития внимания у дошкольника.
  2. Разукрашивать картинки, не выходя штрихами за границы. Навыки владения карандашом и кистью для рисования крайне важны для развития моторики. Впоследствии ребенку будет проще научиться писать.
  3. Пересказывать несложные сюжетные линии из прочитанных книг, помнить до 10-ти картинок и до 3-х предложений. Рассказывать наизусть короткие стишки. Наличие таких навыков указывает на достаточное развитие памяти и мышления у дошкольника.
  4. Считать, знать и различать цифры, решать несложные примеры на сложение и вычитание. Уметь определять текущее время по часам и различать формы предметов.
  5. Знать ФИО (свое, мамы и папы), адрес проживания. Иметь общие представления о животных, деревьях, птицах, днях недели, времени суток и месяцах. Это говорит о том, что ребенок знаком с окружающим миром.

Ребенок разукрашивает

Воспитание чувства патриотизма

Патриотические чувства являются вторым звеном в цепи нравственного воспитания. Этот уровень воспитания невозможен без участия школы и мини-социума, другими словами, одноклассников.

Патриотически чувства – это главное связующее звено между человеком и государством. Наличие патриотизма у человека свидетельствует о его отношении к стране, с которой у него есть гражданская связь. Воспитание подобного рода чувств выгодно для государства, так как именно оно заинтересовано в получении людей, которые будут подчиняться имеющимся нормативным рамкам. От уровня патриотизма будет зависеть весь политический климат страны в целом.

На сегодняшний день патриотическому воспитанию уделяется очень мало времени. Воспитание патриотических чувств должно быть взято за основу, а оно существует как дополнение в современной системе образования. К вопросу патриотизма подходят лишь только в выпускных классах на уроках защиты Отечества. Такой метод в корне неправильный, так как процесс подготовки людей, обладающих патриотическими чувствами, должен начинаться значительно раньше. Для этого следует открывать все новые и новые спортивно-патриотические секции, на которых юные девочки и мальчики будут углубленно изучать историю своей страны, заниматься традиционными видами спорта и будут иметь возможность отслеживать политический климат своего государства.

Кубки, куклы и мячи

Иду в «Светлицу» — так называется кружок углубленного изучения традиционной русской культуры. Ведет его Светлана Валерьевна Белоногова, в течение учебного года она обучает детей в православной гимназии и в Центре дополнительного образования Заводского района. На ее уроках дети учатся шить лоскутные мячики, делают своими руками лошадок и кукол — так, как делали их в старину.

Обучение через игрушку — эта древняя традиция оказалась забыта с появлением фабрик и магазинов игрушек. Светлана Валерьевна возрождает ее, заодно объясняя детям: перед тем, как поиграть, нужно потрудиться.

В «Светлице» в большом количестве игрушки, сделанные детьми, а также настоящие произведения искусства — лоскутные мячики из Хотьково, матрешки из Сергиева Посада. Обучение рождается в игре, дети шьют (многие впервые берут в руки иголку с ниткой) и открывают для себя богатейшую культуру своего народа, а вместе с ней — и красоту Православия.

В игротеке — большая коллекция кубков, выигранных «Солнечным» во всевозможных соревнованиях по волейболу и футболу. В прошлогодних межлагерных Спартианских играх, которые проходят в оздоровительных учреждениях области в течение всех летних смен при участии около 10 000 детей, сборная лагеря «Солнечного» заняла первое общекомандное место. В этом году после  финала традиционного открытого городского фестиваля детского художественного творчества «Радуга талантов» коллекция пополнилась новыми трофеями. После танцевально-акробатических и вокальных номеров, исполняемых детьми из других лагерей под громкую современную музыку, на сцену вышли несколько девочек в народных костюмах и начали петь акапелла. Спели так, что зал затих.

Где воспитываются чувства детей?

Очень многие психологи различной квалификации, которые так или иначе задействованы в процессе подготовки людей студенческого или школьного возраста, говорят о том, что очень мало времени уделяется на развитие чувств. Естественно, главная задача школы лежит в обучении детей, но воспитание чувств является не менее важным. Ведь непосредственно в семье ребёнок находится очень маленький период времени. Все его развитие сводится к его жизнедеятельности в кругу своих сверстников, своеобразного мини-социума. В этой среде он должен всецело познавать те чувства, которые будут ему полезны в будущем и которые организовывают его как человека, как личность. Конечно, воспитание чувств ребёнка начинается ещё дома, это своего рода базис, но львиную долю знаний он получает именно в школе. Нужно понимать, что в семье малыш получает определённые рамки своего развития, на основе которых он дальше будет строить все свои отношения, чувства и эмоции.

Важность любви и взаимопонимания в семье

Способность человека любить не дается ему от рождения – это качество формируется в течение жизни. Важную роль в его становлении играют родители.

Сначала ребенок наблюдает за отношением к нему других членов семьи. Если они теплые, искренние, приносят положительные эмоции, то он начинает перенимать тот стиль общения, который ему нравится. Происходит естественное воспитание детей любовью и заботой.

В дальнейшем, когда ребенок становится старше, у него появляется внутренняя потребность делиться собственными чувствами, вызывая у близких радость и счастье. Формируется та неповторимая атмосфера любви, которая отличает здоровые, дружные семьи.

Потом традиции позитивного общения переносятся людьми в семьи, которые они создают сами, и продолжается воспитание детей любовью.

Таким образом, ощутив на себе чувства любящих родителей, ребенок проникается ими на всю жизнь. Становится понятным, почему в детских домах малыши зачастую лишены этой возможности: их потребность в любви взрослых не удовлетворена, они не могут испытать, как кто-то беспокоится за них, переживает их неудачи и радуется успехам. Многие из воспитанников просто не знают, как это – любить. Их так и называют «недолюбленными».

Но все выше сказанное не означает, что ребенок  – это некий «божок», которого будут любить, как бы он ни вел себя по отношению к другим. Если родители совершают такую ошибку, они рискуют вырастить холодного эгоиста, который будет манипулировать чужими чувствами в угоду себе.

К сожалению, история знает немало примеров, когда у самоотверженных и любящих родителей вырастали не способные на глубокие чувства, жестокие дети. Всему виной было абсолютное всепрощение с их стороны, при котором ребенок с годами настолько уверовал в свою исключительность и правоту, что переставал замечать состояние других людей, в том числе, самых близких.

Воспитание любви в семье

Как можно вырастить ребенка любящим сыном или дочерью?

Воспитание любви в семье начинается с умения понять другого человека

Внимание – это один из самых щедрых подарков, который близкие люди могут преподнести друг другу. Если ребенок видит, что папа и мама умеют договариваться между собой без ругани и оскорблений, если мама с удовольствием готовит для домочадцев самые любимые кушанья, а папа дарит ей цветы не только по праздникам, это становится в его глазах нормой, и в будущем он станет стремиться к этому «стандарту»
Прекрасный эффект дает чтение книг с последующим обсуждением. В большинстве сказок мотив любви сопровождает положительных героев

Так у детей формируется понимание настоящих чувств, которые требуют от человека глубокой внутренней работы: в борьбе за свое счастье они проходят череду испытаний.

В большинстве сказок мотив любви сопровождает положительных героев. Так у детей формируется понимание настоящих чувств, которые требуют от человека глубокой внутренней работы: в борьбе за свое счастье они проходят череду испытаний.

Детям постарше стоит прочитать историю «Звездного мальчика» О. Уайлда. В ней воспитание детей любовью раскрывается на примере судьбы красивого, но бездушного ребенка, прогнавшего свою мать, которая обошла весь свет в поисках своего любимого сына. И только пройдя через трудности, мальчик понял, каким жестоким и несправедливым он был, и исправил ошибку

Дети учатся любить родителей, когда видят, как они заботятся о своих мамах и папах – их бабушках и дедушках. Это прекрасный пример преемственности поколений, и воспитание любви в семье с такими традициями становится естественным и необходимым.

Что такое: любовь к ребенку?

Почему невозможно говорить о природосоответствующем методе Иоганна Генриха Песталоцци, не конкретизировав максимально само понятие «любовь в педагогике»?

Андрей Максимов. Фото Дмитрия Брикмана

Чтобы ответить на этот важный, с моей точки зрения, вопрос, давайте еще раз вспомним суть метода. Тем более что постулат «повторение – мать учения» никто не отменял.

Итак.

Суть метода состоит в том, чтобы понять, что дано человеку Богом (если кому больше нравится – Природой) и развить это.

Очень хорошо!

Как понять?

Наблюдая за своим чадом.

Прекрасно!

Как наблюдать?

Не формально, не механически, а с любовью.

Только любя свое чадо больше, нежели мы любим самих себя, – мы сможем не навязать ему свои представления, а разглядеть его собственные желания и устремления.

Без любви теория Песталоцци, попросту говоря, не работает.

Красиво?

Красиво. Но не конкретно.

О какой любви идет речь? О милом сюсюканье? О том, чтобы говорить ребенку хорошие слова и гладить по головке?

Да, все это тоже важно. Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном. Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном

Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном.

Давайте снова призовем на помощь психофилософию и вспомним, как она понимает, что такое любовь.

Любовь – осознанное чувство невозможности собственного существования без другого человека, без дела, без города и так далее.

И снова сплетаются психофилософия и жизнь великого швейцарца. Да что там сплетаются, когда вся жизнь Песталоцци каким-то удивительным – чтобы не сказать мистическим – образом доказывает это определение.

Ведь если бы не его любовь к педагогике – то есть не его понимание того, что без педагогики он не сможет жить – мы бы и не знали этого гения!

Однако когда речь идет о его педагогической теории, подобного определения явно недостаточно.

Иоганн Генрих Песталоцци

«Любовь» как понятие в педагогической системе Песталоцци требует более действенного и конкретного понимания.

Любовь к детям для Песталоцци была настолько естественна, что он, видимо, не видел никаких оснований для того, чтобы ее объяснять или доказывать.

Но вот – цитата. Казалось бы, здесь нет прямого определения. Однако когда великий педагог пишет о своих взаимоотношениях с воспитанниками, весь текст превращается в определение «любви».

Разве из этих удивительных слов не становится абсолютно ясно, как понимал Песталоцци, что такое «любовь в воспитании»?

Основываясь на взглядах великого швейцарца, я бы определил ее так:

Когда мы говорим о воспитании, то любовь – это, в первую очередь, умение не оценивать ребенка, а быть рядом.

Умение ставить себя на место маленького человека.

И снова спрошу: сможет ли это когда-нибудь сделать школа?

И снова отвечу: маловероятно. И уж во всяком случае, не завтра.

И снова сделаю вывод: значит, любить ребенка должны родители. Больше некому.

Это очень важно. Делать нашему чаду замечания, воспитывать, учить жить, поучать, даже пытаться обучать чему-то – могут кто угодно: от случайного прохожего на улице до учителей в школе. Делать нашему чаду замечания, воспитывать, учить жить, поучать, даже пытаться обучать чему-то – могут кто угодно: от случайного прохожего на улице до учителей в школе

Делать нашему чаду замечания, воспитывать, учить жить, поучать, даже пытаться обучать чему-то – могут кто угодно: от случайного прохожего на улице до учителей в школе.

Любить ребенка могут только его самые близкие люди: родители, бабушки-дедушки, братья-сестры.

Эту любовь им/нам передоверить некому.

Ловушка «безусловной любви»

Безусловная любовь не подразумевает отсутствия критики. Любой ребенок, и дошкольник, и подросток, могут проверять границы дозволенного, переживать кризисы, совершать ошибки. Если полностью отказаться от негативной обратной связи и хвалить за любое поведение, у ребенка не сформируется представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А это не будет способствовать успешной социальной адаптации. Привыкнув получать лишь похвалу, такой человек в будущем будет постоянно испытывать фрустрацию и не справится с вызовами реальной жизни

Поэтому так важно соблюсти баланс между безусловной любовью и способностью обсуждать негативные моменты в поведении отпрыска таким образом, чтобы не обидеть его и не дать усомниться в своей привязанности

«Маленькие учителя» или чему дети учат своих родителей.

Безусловная любовь — путь к развитию лучших качеств человека

Важно помнить, что ребенок — отдельная личность, которая не обязана соответствовать чьим-то ожиданиям. Данная позиция — лучший способ научиться «воспитанию любовью»

Естественное общение

Но если исполнение утреннего и вечернего правила — обязательно и входит в распорядок жизни лагеря, то исповедь и Причастие — только по желанию. В «Солнечном» действует свой храм, где еженедельно совершается литургия. Бывает, что воцерковленный ребенок так и не соберется за смену исповедоваться и причаститься. И наоборот, тот, кто до поездки в «Солнечный» никогда не слышал о спасительных Таинствах, впервые приступает к ним.

— Насильно в храм мы никого не гоним, — объясняет отец Ярослав, — мы создаем площадку для общения, где ребята из обычных семей и их воцерковленные сверстники вместе отдыхают, трудятся, едят, молятся, танцуют, играют в футбол. И нашим, православным  детям, полезен опыт общения со своими ровесниками вне привычной церковной среды, у них есть возможность почувствовать себя среди своих, найти единомышленников, подружиться  с ними.

Отец Ярослав рассказывает, что в лагере за смену отдыхают дети из разных городов области, многие не перестают общаться и после окончания летнего отдыха.

В лагере есть своя библиотека и кружки — народного творчества, рисования, выжигания, стрельбы, хорового пения, есть даже школа звонарей — ее ведет звонарь и одновременно радист Михаил Игоревич Соловьев. Это он наполняет лето в «Солнечном» музыкой. Вот и сейчас по лагерю разливается казачья залихватская: «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить», а отец Ярослав показывает мне передвижную звонницу, на лето привезенную из саратовского Свято-Троицкого собора. По православной традиции колокола созывают всех на молитву и на службу в храме.

Эмпатия – это «вчувствование»

По Песталоцци в любви к детям нет никакого романтического флера, нет слащавости. Она сродни эмпатии.

Что такое эмпатия?

Все та же психофилософия определяет это «таинственное» слово, не имеющее, кстати, к симпатии вовсе никакого отношения, следующим образом:

эмпатия – от немецкого «еinfuhlung»: «вчувствование» в другого человека, абсолютное слияние с ним, невозможность отстраненной оценки.

Понятие это появилось в конце XIX начале ХХ века, и Песталоцци, очевидно, знать его не мог.

Но, по сути, он говорит именно об этом: жизнь педагога (родителя) должна сливаться с жизнью ребенка. Они – вместе – должны проживать одну жизнь.

В жизни эмпатия может и мешать: очень часто человек как бы сливаясь с другим, теряет свою самость, теряет самого себя. Если Вы испытываете к человеку эмпатию, то Вы не в состоянии объективно его оценивать, не в состоянии в случае необходимости наставлять его на тот путь, который Вам кажется истинным.

Но в воспитании – по Песталоцци – оценка вторична, а первично понимание, умение поставить себя на место ребенка. И в этом эмпатия может серьезно помочь.

Мы ведь не только не умеем ставить себя на место нашего чада, мы даже не представляем себе, что может быть такая задача…

Самая существенная проблема воспитания сегодня состоит в том, что в общении с детьми мы нарушаем основной принцип человеческого общежития: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Вы никогда не задумывались над тем, что если бы дети относились к нам так, как мы относимся к ним, – мы бы быстро сошли с ума.

Например, если бы они заставляли нас есть не то, что нам хочется, а то, что полезно; если бы они укладывали нас спать в определенное время, не разрешая посмотреть какую-нибудь интересную передачу; если бы они приходили к нашим начальникам, и те говорили про нас всякие обидные слова ровно так, как говорят учителя про наших детей; если бы они запрещали нам надевать на улицу красивую одежду, мотивируя это тем, что она не по погоде; если бы на досуге заставляли нас делать не то, что хочется, а то, что они считают нужным…

И так далее, и далее, и далее – без конца…

А каково было бы жить нам, взрослым, если бы дети ругали нас и делали замечания столь же часто, как мы их ругаем и делаем замечания им?

Попробуйте подсчитать (хотя бы в течение одного дня) сколько раз Вы ребенка ругали, а сколько – хвалили?

И если количество критики превысит долю похвалы, значит, Ваша система общения с собственным чадом строится не на любви. Значит, Вы не хотите ставить себя на его место. В ваших отношениях нет эмпатии.

Повторю еще раз важнейший вывод Иоганна Генриха Песталоцци:

любовь к детям – конкретна.

Ставьте чаще себя на их место, и постепенно в ваших отношениях родится эмпатия, которая поможет Вашим детям стать счастливыми, а Вам – испытать счастье от их счастья.

Слава ВДВ!

Есть и еще один запрет, с которым современному подростку смириться, пожалуй, даже тяжелее. Приезжая в «Солнечный», дети сдают вожатым мобильные телефоны. Их можно взять только для звонка родителям.

— И как же вы живете без интернета? — спрашиваю ребят.

— Нормально, — отвечают они.

— А как вы заставляете детей отдать телефоны? — спрашиваю отца Ярослава.

— Для этого у нас есть Олег Вячеславович, — улыбается батюшка.

Вожатый первого отряда Олег Вячеславович Грушин— личность в лагере заметная. Под два метра ростом, в футболке с надписью «ВДВ» — увидишь такого, и желание бузить пропадет. Он — семинарист, прошел службу в десантных войсках, и о своем непременном желании пойти в армию мне говорят все мальчишки в лагере. Летом Олег Вячеславович — вожатый в «Солнечном», в остальное время года он — помощник эконома Саратовской епархии.

В его отряде дисциплина почти армейская, провинился — идешь мыть крыльцо. Не вымысел и рассказы детей про систему наказаний «упал-отжался», хотя в первом уделе «падают и отжимаются», а также приседают и бегают кругами вокруг домика реже, чем в остальных. Главным методом воспитания вожатый считает диалог, и свою работу строит не на отжиманиях, а на общении и понимании. В это почти веришь, пока не услышишь его воспитательный голос:

— Сегодня вечером в баню идут все! А теперь, парни, спать!

Вступать в диалог никому не хочется.

Радист-звонарь Михаил Игоревич дает сигнал, и в лагере наступает тихий час.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: