Важность распорядка дня в жизни ребенка

Раннее укладывание, как помощь в развитии

Под ранним укладыванием, подразумевается промежуток времени, который варьируется в среднем от 19 до 21 часа. Первое и близкое к нему время, как правило, подходит для малышей раннего возраста. После 1.5-2 лет оптимальный показатель приближается к отметке 21. Стоит уточнить, что желательно, чтобы к 21 часу малыш уже спал или хотя бы был в кроватке. Дело в том, что необходимый детскому организму гормон роста соматотропин на 80% вырабатывается не просто во сне, а именно в первой половине ночи.

Следствием некачественного сна может быть отставание в росте, развитии. Стоит учитывать и тот факт, что даже для организма взрослого человека наиболее продуктивными и восстанавливающими являются часы сна до полуночи. В этот промежуток времени один час сна приравнивается к двум.

Организация режима дошкольника

У детей до трех лет режим меняется чаще всего, поскольку меняется продолжительность дневного и ночного сна, количество приемов пищи, добавляются все новые виды деятельности. Дети дошкольного возраста быстро утомляются, их нервная система не является совершенной, она неустойчива и истощается за короткий промежуток времени. С этим связаны капризы, истерики и слезы. Постоянная смена деятельности попеременно активирует разные зоны коры головного мозга, в результате организм меньше перегружается.

Дети дошкольного возраста способны заниматься активной деятельностью не дольше пяти – шести часов в день, поэтому им требуется дневной сон. Ребенок, соблюдающий режим, засыпает и просыпается в одно и то же время, а значит, он полноценно отдыхает и встает утром с хорошим настроением. Родителям гораздо легче разбудить ребенка, гораздо проще собрать его в детский сад и школу, без истерик и капризов. В результате сохраняются нервы родителей, в семье по утрам царит покой и согласие.

Если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, с ним можно позаниматься, поиграть, сделать домашние дела. Все можно успеть сделать без скандалов, если ребенок будет в хорошем настроении. При тщательной организации дня и вечер проходит спокойно и без конфликтов

Родители успевают пообщаться с ребенком и уделить внимание друг другу

Пример режима дня дошкольника:

  • 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, гигиенические процедуры;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:30 – 9:30 – игры, полезные занятия;
  • 10:00 – второй завтрак;
  • 10:30 – 12:30 – прогулка;
  • 12:30 – обед;
  • 13:00 – 15:00 – дневной сон;
  • 15:30 – полдник;
  • 16:00 – 16:30 – игры, полезные занятия;
  • 16:30 – 18:00 – прогулка;
  • 18:30 – ужин;
  • 19:00 – 20:00 – полезные занятия, спокойные игры, общение с родителями;
  • 20:00 – гигиенические процедуры, принятие ванны, подготовка ко сну;
  • 20:30 – ночной сон.

Режим дня для самых маленьких: правила и исключения из правил

Как организовать режим для самых маленьких детей, и нужен ли он в целом? Организм младенца только учится жить в новом для него мире, он не знает, что такое день и ночь, когда приходит время кушать, а когда спать. Справиться с этим непросто в первые месяцы. Педиатры рекомендуют изменить отношение к построению распорядка дня малышей, и употреблять не понятие «режима дня», а «дневного ритма».

В процессе развития малыша определенный режим складывается только к двум месяцам жизни. В это время ребенок уже привыкает кушать и спать приблизительно в одно и то же время. В создании определенного ритма жизни малыша пока играют роль его основные потребности:

Сон. Малыш до 1 года спит 10-12 часов в день. Хорошо, если к 6 месяцам он уже спокойно спит всю ночь, и будит маму только ранним утром для завтрака. Дневной сон ребенка должен быть минимум дважды. Отлично, если один раз малыш поспит на улице или на свежем воздухе;

Еда. При грудном вскармливании ребенок до 6 месяцев должен кушать каждые 2 часа. Этот процесс не стоит слишком строго ограничивать и устанавливать правила или режим. После полугода ребенка можно кормить уже по режиму, чтобы вырабатывать правильную реакцию организма. Идеальный вариант – грудное вскармливание по требованию, прикорм – по режиму (можно вместе с другими членами семьи, во время завтрака, обеда или ужина);

Физические упражнения, гимнастика, игры. Их можно проводить в любое время дня, через полчаса после еды, а также за час до сна ребенка. Устанавливать ограничения на игры можно, но не обязательно. Психологи считают, что активные игры и спокойные занятия должны быть у детей такого возраста в пропорции 2 к 1;

Купание. Конечно, идеальный вариант – это вечернее купание. Оно успокаивает малыша, он будет спать крепче и дольше. Это самое верное и простое решение.

Самый лучший режим дня

Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время. Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким. Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.

Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.

Немного теории

Подсчитано, что мы спим добрую треть своей жизни

Причём если раньше врачи считали, что сон — это только возможность для уставшего организма отдохнуть и «прийти в себя», то исследования, проводимые в последние годы, доказали: помимо восстановления сил, сон имеет и другое, очень важное значение. При этом важен не только факт сна, но и его качество и количество

У тех из нас, кто спит регулярно, правильно и сколько требуется организму, лучше иммунитет, интеллект, память, когнитивные (познавательные) способности. Для детей сон ещё важнее, чем для взрослых, ведь именно во время медленной фазы сна высвобождается гормон роста, благодаря которому чада растут.

Тем родителям, кто считает, что уставшие дети спят, а если не спят, значит, не устали, хорошо бы знать о том, что при нарушении режима сна и бодрствования малышам грозят такие неприятности, как:

  • задержка физического, психического и интеллектуального развития
  • лишний вес (недополученную энергию дети интуитивно пытаются компенсировать потреблением большего числа калорий)
  • плохое настроение
  • раздражительность
  • капризность и др.

Ситуация, при которой дети долго спят по ночам, но при этом игнорируют дневной сон, тоже не слишком хороша для их развития и самочувствия. Исследования учёных из Калифорнийского университета показали, что даже непродолжительный дневной сон влияет на детей самым благотворным образом. У тех детей, кто регулярно спит днём, лучше настроение, более оптимистичный взгляд на жизнь, кроме того, они развиваются быстрее сверстников.

Чем полезен режим дня для ребенка?

Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:

  • польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
  • с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.

Наглядные материалы, которые помогут понять течение времени

С детьми до 6 лет хорошо работает визуализация. Изобразите распорядок картинками или фотографиями на плакате.

Получить плакат в хорошем качестве для распечатывания вы можете бесплатно 

Рассматривая плакат вместе, можно проговаривать распорядок дня:

— Вот здесь ты проснулся и почистил зубы, позавтракал, а вот теперь ты можешь поиграть. А после игр мы пойдём погуляем, а потом пообедаем.

Детям доставляет огромное удовольствие видеть понятные символы, образы. А также идти по шагам, отмечать и показывать пальчиком, что уже сделано, а что предстоит сделать.

А ещё такие планеры помогают научиться ориентироваться во времени. С часами дошкольки разбираются ближе к 5–6 годам, а до этого им нужно освоить понятия прошлого, настоящего и будущего, а затем — утра, дня, вечера, ночи.

Чем больше возможностей вы дадите малышу прочувствовать, увидеть, ощутить время, тем лучше он будет планировать, когда подрастёт.

Кроме планеров подойдут песочные часы, будильник, колокольчик. Песочные часы можно использовать во время чистки зубов или когда вы даёте время доиграть перед обедом. Можно поставить песочные часы на 3–5 минут и сказать:

— Когда песок пересыпется, мы с тобой пойдём обедать.

Малышам это гораздо понятнее, чем «сейчас пойдём обедать» или «пойдём обедать через 10 минут».

Особенности режима питания

Питание — один из основных факторов, который определяет полноценное развитие ребенка любого возраста. Рацион должен быть организован таким образом, чтобы малыш получал все необходимые нутриенты, витамины и минералы. Тогда все системы его организма будут готовы к росту и различным нагрузкам, которые ждут в школе.

Когда человек принимает пищу примерно в одни и те же часы, у него скоро устанавливается своеобразный рефлекс. К «привычному» времени усиливается отделение пищеварительных соков, а значит аппетит будет гораздо сильнее.

При составлении рациона ребенка можно отталкиваться от основных принципов сбалансированного питания. При этом режим питания будет напрямую зависеть от расписания школьных уроков и наличия спортивных тренировок.

Базовые правила здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста:

Одно из важных условий — с 7 лет режим питания ребенка должен предусматривать не менее 4 приемов пищи. В идеале это: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. В рационе обязательно должны присутствовать мясо, рыба, фрукты, овощи, молочные продукты. Это обеспечит поступление в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов. Из меню следует сразу исключить продукты, которые вызывают у ребенка аллергические реакции. Перекусы между основными приемами пищи должны быть легкими: фрукт, горсть орехов и т. п

Важно минимизировать употребление рафинированных сладостей, жареных, слишком соленых и острых блюд, газированных напитков. Порции должны быть небольшими

Калорийность блюд должна «покрывать» энергозатраты ребенка в течение дня. Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды». Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания.

Любые отклонения в процессе питания ребенка могут повлечь за собой нежелательные физические и психологические последствия. К негативным физиологическим последствиям относят дефицит питательных веществ (важных нутриентов, макро- и микроэлементов), что приводит к различным заболеваниям: недостаточная масса тела, анемия, расстройства пищеварения. Серьезной проблемой при «неконтролируемом» питании может стать ожирение. В психологическом аспекте нарушения пищевого поведения (избирательный аппетит, нежелание пробовать новые продукты, полный отказ от какой-либо категории продуктов) могут приводить к снижению когнитивных функций из-за дефицита веществ, необходимых для нормального развития нервной системы.

Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медикопсихологическое воздействие на здоровье ребенка. Объективные выводы о недостаточности питания могут быть сделаны врачом-педиатром.

В

  • нервная анорексия;

  • атипичная нервная анорексия;

  • нервная булимия;

  • атипичная нервная булимия;

  • переедание, связанное с другими психологическими расстройствами;

  • рвота, связанная с другими психологическими расстройствами.

При этом некоторые расстройства пищевого поведения у детей, которые обычно очень беспокоят родителей, в 10-й версии МКБ перемещены в другие разделы. Например, трудности вскармливания и введения пищи, различные расстройства аппетита. А ожирение вынесено в отдельный раздел.

Зачем нужен режим?

Режим дня имеет огромное значение для состояния здоровья ребенка и воспитания. Распорядок позволяет максимально продуктивно организовать жизнь ребенка и родителей, в результате чего все члены семьи способны справиться с большим количеством дел с минимальными потерями ресурсов на суету, панику и переживания, связанные с возможными опозданиями. Если приемы пищи, сон, прогулки и другая необходимая деятельность ежедневно проходят в одно и то же время, ребенок привыкает, начинает понимать, что такое дисциплина, и легче перестраивается с одного вида деятельности на другой.

Грамотно составленный режим, учитывающий рекомендации педагогов и педиатров, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Организм привыкает жить «по часам», он «знает», когда необходимо принимать пищу или ложиться спать, и подготавливается к процессу. Нарушения режима могут привести не только к капризам, но и к развитию болезней. Чаще всего дети, привыкшие соблюдать распорядок дня, чувствуют себя бодро по утрам и в течение всего дня, пребывают в хорошем настроении и уравновешенном состоянии.

Проблемы могут возникать, когда ребенку приходится перестраиваться с одного режима на другой, а это неизбежно в процессе взросления и смены вида деятельности. По началу дети капризничают, плачут, не желая признавать новый распорядок, но в итоге успокаиваются, привыкают, и все становится на свои места.

Дети, посещающие детский сад, привыкают к режиму, который работает в дошкольном учреждении

Важно, чтобы и дома родители придерживались режима, тогда ребенку будет намного легче следовать распорядку дня в садике. Однако многие родители придают распорядку гораздо меньшее значение, чем нужно

Часто они позволяют детям отклоняться от установленного графика. Этого делать нельзя, поскольку постоянное попустительство мешает выработке привычки.

Соблюдение режима делает ребенка самостоятельным. Он четко знает, что ему необходимо делать, делает это без напоминания и без помощи (в определенном возрасте). Четкое выделение времени на выполнение каждой определенной задачи позволяет равномерно распределить нагрузку на организм ребенка, что исключает переутомление, капризы и истерики.

Характер закладывается именно в первые годы жизни, к пяти годам он является уже полностью сформированным, дальше возможна только незначительная корректировка. С помощью внедрения режима дня можно воспитать в ребенке дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность. Все эти качества благоприятно сказываются на качестве игрового и учебного процесса.

В итоге соблюдение режима дня имеет следующие преимущества:

  • Ребенок растёт здоровым, поскольку своевременно принимает пищу, хорошо спит, много времени уделяет активным играм. Врачи считают, что соблюдение режима укрепляет иммунитет, поскольку организм подстраивается под него, в результате ребенок лучше спит и ест с аппетитом. В свою очередь, крепкий иммунитет защищает от болезней.
  • Ребенок становится спокойным и уверенным, поскольку распорядок позволяет избежать нервозности, суеты, хаоса и беспорядка. Жизнь приобретает упорядоченность.
  • Дети, которые дома соблюдали режим, гораздо легче проходят адаптационный период в детском саду и школе. Детям, которые дома не следовали распорядку дня, бывает тяжело привыкнуть к новым требованиям.
  • Малыш рано становится самостоятельным, у родителей нет нужды постоянно контролировать его действия.
  • Много времени уделяется развивающим занятиям и тем мероприятиям, которые не происходят ежедневно, тогда как постоянные регулярные задачи выполняются автоматически, на них тратится минимум времени.

Как выстроить правильный режим дня для школьника, обучающегося в интернете

Правило № 1. Вставать и ложиться в одно и то же время

Школьнику необходимо спать не менее 9 часов в 5-8 классах и 8 — в 9-11. Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют делать «искусственный закат»: за 120 минут до отбоя приглушать в доме источники света, а за час отказываться от компьютера и смартфона. Это поможет легче перейти в режим отдыха.

Между подъёмом и учёбой должно быть не менее 60 минут: за это время ребёнок успеет проснуться, позавтракать и подготовиться к занятиям. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» они начинаются не раньше 10 утра, поэтому даже у «сов» получится соблюдать это правило.

                                                        Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Арсений Кириченко  

Также ученики «Экстерната Фоксфорда» советуют делать зарядку, чтобы взбодриться и настроиться на занятия. Особенно это подойдёт тем, кто с трудом встаёт по утрам.

                                                         Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Аркадий Буйко

В выходные дни лучше соблюдать тот же режим дня, в крайнем случае вставать на час позже, но не более. Так сформируется привычка, и просыпаться по утрам будет легче.

Правило № 2. Грамотно составить распорядок дня

Формирование режима дня у школьника по принципам тайм-менеджмента начинается с определения приоритетов: если основным занятием подростка является учёба, то стоит отвести на неё самую продуктивную часть дня. 

                                             Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Виктория Демиденко 

Правило № 3. Выполнять домашние задания каждый день

Практические задания помогают закрепить материал, способствуют созданию позитивной привычки. Человек, который умеет садиться за домашние задания сам, а не потому, что «завтра спросят», сможет систематически выполнять задачи и во взрослой жизни.

                                               Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофей Яновский 

Правило № 4. Использовать ежедневник

Записная книжка — отличный помощник в соблюдении режима дня. Привычка заранее составлять расписание и придерживаться его станет бесценной на всём жизненном пути. Кроме классического блокнота-ежедневника, можно использовать планер, в котором на одном развороте размещена сразу вся рабочая неделя, а также заметки в телефоне, приложения или онлайн-программы.

                                                Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Виктория Демиденко  

Правило № 5. Перерывы и прогулки на свежем воздухе включить в распорядок дня

Прогулки необходимы для растущего организма. Физиологи советуют проводить каждый день не менее часа на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом. Между учёбой и работой над домашними заданиями обязательно должен быть перерыв, который можно заполнить кружками, тренировками и другими увлечениями.

                                                 Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Янышина

Правило № 6. Пользоваться помощью взрослых

Ребёнку будет проще придерживаться режима дня, если ему поможет кто-то со стороны. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам организовать своё время помогают наставники. Как правило, это студенты старших курсов или недавние выпускники вузов, которые умеют планировать время и готовы поделиться секретами самодисциплины с подопечными. Они в том числе подскажут, как грамотно организовать время школьника.

Особенности режима сна

Режим сна ребенка крайне важен для его нормального роста и развития. Дети активны и «переваривают» огромный объем информации ежедневно. Когда малыш спит, его тело и нервная система отдыхают, он переживает в новом качестве положительные и негативные эмоции, которые он получил днем (разочарования, страхи, восторг), избегая таким образом психоэмоционального перенапряжения.

Норма сна

Педиатр Е. О. Комаровский приводит следующие нормы средней суточной потребности сна у детей:

  • до 3 месяцев — 16-20 ч;

  • 6 месяцев — 14,5 ч;

  • 1 год — 13,5 ч;

  • 2-3 года — 13 ч;

  • 4-5 лет — 11,5 ч;

  • 6-12 лет — 9,5-10 ч;

  • старше 12 лет — 8,5-9,5 ч.

У каждого ребенка потребность в отдыхе индивидуальна. Как и сколько он будет спать, зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, активности, насыщенности дня, качества питания, эмоционального фона в семье и окружении. Детский режим должен выстраиваться таким образом, чтобы сон ребенка был глубоким, а сам он просыпался отдохнувшим и спокойным.

Причины нарушений сна

Целый ряд причин может приводить к расстройствам сна ребенка:

  • эмоциональные перегрузки и стресс (проблемы в школе, конфликты в семье, большая физическая и психическая нагрузка);

  • несформированный режим дня с грамотным распределением времени на бодрствование и отдых;

  • проблемы со здоровьем (астма, гиперактивность, бруксизм — скрежет зубами, синдром беспокойных ног, энурез);

  • частые вздрагивания в фазе глубокого сна;

  • частые пробуждения с проблемой дальнейшего засыпания;

  • ночные кошмары;

  • хождение и говорение во сне.

В большинстве случаев нарушения сна у детей разного возраста не являются серьезными заболеваниями и быстро корректируются введением четкого распорядка дня. Капризы и плач перед сном, нежелание спать отдельно от родителей, периодические пробуждения ночью — все это норма для детей младшего и среднего возраста.

Но если нарушения сна развиваются при соблюдении режима дня и продолжаются длительное время, это повод обратиться к специалисту.

Около 25 % детей имеют те или иные проблемы со сном — начиная трудностями засыпания и заканчивая снохождением. Эти нарушения приводят к ухудшению когнитивных функций и изменению поведения (депрессия, тревожность, дефицит внимания и памяти, повышенная возбудимость). Кроме того, может наблюдаться задержка роста.

Рекомендации психолога

Как приучить ребенка к режиму сна? Качество его ночного отдыха значительно улучшается при соблюдении определенных правил:

  • Отход ко сну в одно и то же время.

  • Правильный микроклимат в комнате — 20-22 °С при влажности воздуха 60-70 %.

  • Отмена активных игр как минимум за час перед сном.

  • Если ребенок после 6 лет спит днем, желательно, чтобы продолжительность сна не превышала часа.

  • Отмена кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (вк

  • лючая шоколад, какао и газировку).

Как приучить ребенка к распорядку дня?

Некоторые родители с большим предубеждением относятся к необходимости введения распорядка дня для своих детей. Есть мнение, что жизнь «по графику» приучает ребенка делать то, что НАДО, а это обрекает его на безволие и слабость характера.

Но на самом деле, грамотный распорядок дня — это не желание уничтожить в ребенке творческое начало, а стремление упорядочить его жизнь. Если подойти ответственно к составлению режима, он станет основой для гармоничного развития ребенка.

Психолог Дженнифер В. Малатрас провела интересное исследование, основанное на опросе около 300 респондентов

Его цель — установить важность дневного распорядка дня в детском возрасте. Оказалось, что взрослые, которые росли в семьях с установленным режимом, имеют меньше проблем с концентрацией внимания и умением распоряжаться своим временем

А школьники демонстрируют лучшее поведение, если до поступления в учебное заведение следовали дневному режиму.

Итак, как приучить ребенка к режиму дня? При составлении дневного графика для детей раннего возраста психологи советуют соблюдать следующие принципы:

  • установить правильную последовательность и обеспечить необходимое суточное количество сна и приемов пищи;

  • обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении периода бодрствования ребенка;

  • установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы ребенка.

Если режим дня составлен правильно и выполняется точно, ребенок активен в течение всего времени бодрствования. Он сравнительно быстро и спокойно засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. У него хороший аппетит.

Как безболезненно приучить ребенка к режиму? Родителям важно быть последовательными и соблюдать ряд правил:

Во главе угла — базовые потребности

Сон, питание, гигиенические процедуры — базовые физиологические потребности ребенка. Именно вокруг них следует выстраивать режим дня. Прогулки, игры и обучающие занятия планируют, исходя из того, когда именно ребенок бодрствует и спит.

Постепенное приучение к графику

Если родители решили ввести в распорядок дня ребенка строгий график только после 5-6 лет, им придется запастись терпением. Скорее всего, будущий школьник устроит протест четкому режиму

Важно не давить на малыша, все изменения вводя плавно

Правило постепенного «погружения» в новый график работает всегда

И неважно, что это — приучение к горшку или поступление в первый класс

Индивидуальный подход к составлению распорядка дня

Организация режима дня ребенка должна учитывать особенности его здоровья, физического развития и психотипа, какие у него увлечения. У каждого малыша свои потребности. Один съедает все и просит добавки, а другого приходится долго уговаривать «осилить» хотя бы половину порции. Важен индивидуальный подход. Простой пример — не нужно кормить малыша тогда, когда он не голоден. А думая над тем, как заставить ребенка лечь спать вовремя, стоит понимать, что, возможно, он просто не устал.

Родителям не помешает понаблюдать за естественным распорядком дня ребенка — когда он обычно засыпает, сколько бодрствует, в какое время голоден.

График должен быть гибким

Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ребенок растет и развивается. Естественно, что режим дня грудничка будет сильно отличаться от распорядка жизни трехлетнего ребенка и тем более школьника

Родителям важно постоянно менять расписание, подстраивая его под потребности и привычки малыша. Со временем в дневном графике ребенка появляются все новые и новые «дела» — обучающие занятия, секции, уроки

Разумный компромисс

Даже незначительные отклонения от распорядка дня могут привести к нарушению сна и питания ребенка. Если установлены определенные правила, им нужно следовать.

Но ребенок — не робот. Во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Могут возникать ситуации, когда дневной распорядок придется поменять. Это нормально. Родителям не стоит паниковать, если сборы на прогулку затянулись или ребенок захотел есть на полчаса позже. Также режим меняется на период болезни малыша.

Что делать, если ребенок перепутал день и ночь?

Одна из наиболее частых жалоб родителей на первом году жизни малыша звучит так: «наш ребенок перепутал день и ночь». Ночью он бодрствует, а днем – спит.

Это не является проблемой для здоровья ребенка, но это большая проблема для родителей, особенно если им надо днем проявлять какую-то активность, например, ходить на работу, в магазин, поликлинику.

Единственный способ справиться с такой ситуацией – начать потихоньку сдвигать время укладывания ребенка спать. Причем, можно начать это делать как раньше, так и позже, но обязательно выбрать четкую тактику. Например, каждый раз начинать укладывать ребенка на 15 минут раньше. Потом на 30 мин раньше и т.д., пытаясь сдвинуть график в более удобную родителям сторону. Ведь измотанные недосыпом родители рано или поздно сами станут проблемой для ребенка.

Можно «сдвигать» и наоборот – укладывать на 15 минут позже, на 30 минут позже и т.д.

Важно выбрать постоянный вектор для изменений и следовать намеченному плану, «сдвигая» сон или «вперед» по времени, или «назад».

Питание ребенка в первые 6 месяцев

Для наилучшего развития и крепкого здоровья детей ВОЗ рекомендует кормление ребенка исключительно грудным молоком в первые полгода. Рассмотрим преимущества грудного вскармливания:

  1. Защита грудного ребенка от инфекционных заболеваний. В материнском молоке содержатся специальные вещества — иммуноглобулины, которые защищают малыша от инфекций желудочно-кишечного тракта, респираторных инфекций.
  2. Здоровье малыша. Естественное вскармливание защищает грудничка от рахита, анемии, диатеза. Исследованиями установлено, что долговременное кормление грудным молоком снижает риск развития диабета, рака, кариеса, аллергических заболеваний у ребенка, когда он подрастет.
  3. Гармоничная личность ребенка. Естественное вскармливание способствует установлению близкого эмоционального контакта между матерью и ребенком. Это обеспечивает формирование положительных черт его личности.
  4. Интеллектуальное развитие. В результате исследований установлено, что дети, питающиеся грудным молоком дольше 6 месяцев, имеют более высокий коэффициент интеллекта.
  5. Здоровье матери. Продолжительное кормление грудью снижает риск заболевания раком груди и яичников, остеопорозом, помогает женщине быстрее вернуться к прежнему весу.

Лактация — естественный процесс выработки молока, который регулируется гормонами. Только 3% женщин сталкиваются с настоящим недостатком молока. Остальные 97% могут кормить грудью, но для этого необходимо приложить определенные усилия. Основные правила организации успешного грудного вскармливания:

Необходимо как можно раньше приложить новорожденного к груди, желательно в первые полчаса его жизни. Первое молоко — молозиво — содержит ценные вещества для иммунитета младенца.
Совместное нахождение в роддоме матери и ребенка.
Кормление по требованию ребенка

Важно позволить младенцу самому установить частоту и продолжительность кормлений.
Правильная поза ребенка у груди.
Продолжительное сосание одной груди позволяет ребенку получить молоко, богатое жирами. Поэтому не стоит торопиться перекладывать ребенка ко второй груди.
Не нужно дополнительно поить ребенка водой и другими жидкостями. Исключение могут составлять случаи, когда младенец болеет или выдалось жаркое лето.

Исключение могут составлять случаи, когда младенец болеет или выдалось жаркое лето.

Заключение

Режим дня ребёнка –  нередко предмет споров. Чтобы найти золотую середину, нужно помнить, что стабильность жизненного уклада необходима для ребёнка. Чем младше младенец, тем большим стрессом для него являются изменения привычного образа жизни, питания.

Но для развития высшей нервной деятельности также очень необходимы положительные эмоции. Поэтому при установлении режима дня надо учитывать условия, возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности характера ребёнка, душевное и физическое состояние родителей, руководствоваться принципом постепенности изменений. Тогда установленный распорядок будет приносить радость и здоровье всей семье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: