Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Самый лучший режим дня

Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время. Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким. Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.

Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.

Особенности сна у детей в разные месяцы жизни

Находясь в утробе (последний триместр – маме скоро рожать), ребенок большую часть времени спит, то же продолжается после рождения. В младенчестве смена медленной и быстрой фазы происходит не так, как у взрослых. По словам специалистов, около 50% приходится на парадоксальный сон – стадию, в которой человеку снится сновидение.

В первые месяцы 20 часов для карапуза – это норма. Не стоит ее нарушать: влияя на процесс отдыха, есть риск причинить вред здоровью ребенка, особенно в этом нежном возрасте. Фазы сна у грудничков по месяцам меняются в ходе развития мозга и его работы.

Нормы сна от рождения до года, таблица

Кроме создания подходящих условий, важно помнить о режиме, а у маленьких детей он меняется стремительно. Оптимальную продолжительность дневного и ночного отдыха демонстрирует таблица сна ребенка по месяцам

Возраст Продолжительность
Дневной сон Ночной сон
Новорожденный Около 20 часов
1 месяц Не более 8 часов Не более 10 часов
2 месяца Не более 6 часов Не более 10 часов
3 месяца От 3 до 6 часов Не более 11 часов
4 месяца От 4 до 6 часов Не более 12 часов
5 месяцев Около 3-4 часов Не более 12 часов
6 месяцев Около 3-4 часов Около 10-12 часов
7 месяцев 3 часа Около 10-12 часов
8 месяцев 3 часа Около 10-12 часов
9 месяцев Около 2-3 часов Около 11-12 часов
10 месяцев Около 2-3 часов Около 11-12 часов
11 месяцев Около 2-2,5 часов Не более 12 часов
1 год Около 2-2,5 часов Около 11-12 часов

Совет! Важный совет молодым родителям и богатым опытом бабушкам и дедушкам. Данная таблица – скорее рекомендация, чем четкая инструкция. Помните – каждый ребенок индивидуален: не все изменения в поведении являются отклонениями. Не всякий режим нужно налаживать. Устранять стоит проявления, обретающие нездоровый характер.

Характеристика сна по триместрам

Существует устойчивый стереотип – ночь, плачущий младенец, уставшая заботливая мама, которая его успокаивает. Да, такое случается, но не постоянно. Из приведенной выше информации становится ясно, что новорожденный и годовалый ребенок спят совершенно по-разному. Сон грудничка по месяцам имеет большие отличия.

Первый (1-3)

Особенность этого периода – высокая продолжительность детского сна: от 18 до 20 часов на первых неделях, около 15 – к третьему месяцу. Отдых пока только формируется, ребенок часто просыпается покушать.

Важно развить навыки правильного сна: замечать признаки отклонений от нормы, не давать бодрствовать слишком долго, но и не будить раньше положенного. Старайтесь чтобы отход ко сну не вызывал отрицательных ассоциаций. Примерно на 7 неделе дайте малышу уснуть самостоятельно

Примерно на 7 неделе дайте малышу уснуть самостоятельно.

Второй (3-6)

На данном этапе сокращаются случаи ночного вскармливания (если родители не допускали ошибок воспитания в первом триместре). К полугодовалому возрасту необходимость в нем может исчезнуть вовсе.

Формируется режим: днем малыш спит 2-4 раза, ночью – около 10-12 часов. Наступает пора создания ритуала отхода ко сну: спокойные игры, купание, сказки, колыбельные.

Третий (6-9)

Кроха начинает бояться расставания с мамой. Предотвратить страх помогут игры («ку-ку», прятки), место игр ребенка расположите вблизи родителей – пусть дитя видит ее.

На 8 месяце у малыша начинает формироваться сознание, разлука пугает еще больше. Стремительно развиваются физические действия. Нагружать кроху нужно активностью, избегать поводов для стресса.

Четвертый (9-12)

Кроха начинает замечать последовательность действий

Малыш скоро научится ходить – силы уходят на развитие навыка, важно, чтобы он спал крепко, восстанавливая энергию

Из-за высокой подвижности у ребенка может начаться нарушение сна

Важно прививать необходимость поспать, применяя те же ритуалы, снижать количество отвлекающих факторов, способных возбудить дитя еще больше

Почему распорядок дня важен для ребенка?

1. Правильный жизненный ритм

С первых дней жизни для малыша важна настройка биологических часов. Привыкая засыпать и просыпаться, есть, играть и гулять в одно и то же время, ребенок растет здоровым, у него хватает сил для физической активности и достаточно времени на отдых. Кроме того, эти полезные детские привычки помогут и родителям: им не придется тратить время, чтобы уговорить малыша поесть – нагулявшись, он с удовольствием пообедает. А вечером, поужинав и наигравшись, он быстро заснет, высвобождая для мамы пару часов для домашних дел, и не будет просыпаться по ночам, требуя внимания.

2. Укрепление семейных связей

Сделав распорядок дня ребенка частью общих правил, взрослые прививают ему интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям

Видя, что родители живут по определенному распорядку, малыш начинает подражать им – недаром детские психологи уделяют огромное внимание воспитанию личным примером. Если в семье существует правило коллективно готовить что-то вкусненькое к воскресному обеду, то ребенок с радостью включится в общее занятие

А если мама каждый вечер перед сном читает малышу сказку, он чувствует, что его любят. Так малыш с ранних лет приобщается к семейным традициям и учится понимать их ценность.

3. Приучение к дисциплине

Если объяснить ребенку распорядок дня, его не нужно будет заставлять собирать игрушки после игр или подолгу засиживаться за столом, ковыряясь в тарелке. Он будет знать, что подошло время купаться или идти гулять, и сам сделает всё так, как нужно, без принуждения со стороны взрослых. Это не только приучит малыша к дисциплине, но и избавит его от отрицательных эмоций и стресса.

4. Развитие самостоятельности и ответственности

Привыкнув к четкому распорядку, малыш будет точно знать, что именно и в какое время ему делать. Проснувшись, он сначала пойдет в ванную комнату и затем придет завтракать, а не схватится за игрушки или книжки. Детям очень хочется, чтобы их считали взрослыми, поэтому они с удовольствием проявляют самостоятельность. Не забывайте хвалить малыша за самостоятельные действия

Например, если после обеда следует прогулка, и малыш, выйдя из-за стола, пошел одеваться, похвалите его: «Собрался на прогулку? Молодец! Ты у нас уже совсем большой, сам знаешь, что нужно делать!» Такое внимание и одобрение со стороны взрослых очень вдохновляет детей, помогает формировать ответственности

5. Формирование здоровых привычек

Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время: ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится. В дальнейшем эти привычки, перенесенные во взрослую жизнь, становятся основой его успехов в личной жизни и профессиональной карьере: человек, живущий по распорядку, находит время и для активной работы, и для интересного досуга в семейном кругу.

6. Предвкушение приятных событий

Распорядок дня – это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий. Это гибкие правила, в которых должны присутствовать и какие-то приятные события: поход в кино или на концерт, прогулка в парке развлечений. Зная о том, что на выходные запланировано что-то интересное, ребенок будет заранее настроен на позитив. Однако родители должны непременно выполнить данный пункт, чтобы избежать конфликта и справедливого детского протеста.

7. Соблюдение распорядка дня – опора при стрессах

Когда укладывать ребёнка спать?

Допустимое время вечернего отбоя для детей первого года жизни составляет не позднее 19.00—21.00, для детей дошкольного и школьного возраста — не позднее 21.00, для подростков — не позднее 23.00 . Время отхода ко сну должно быть постоянным, допустимая разница между рабочими и выходными днями должна составлять не более 1 часа .

Установлено, что дети младше 10 лет при засыпании позже 21.00 часов имеют более короткую продолжительность сна .

Пример

Если ребёнку 6 лет необходимо встать в 7.00 утра, то можно его уложить в 20.00—21.00. Для школьников хорошим решением будет ложиться спать не позднее 21.00. Для подростков, кому необходимо вставать в 6.00, лучше ложиться не позже 21.30, однако если это слишком рано — то в любом случае не позднее 22.00—23.00 . Подробнее о рекомендуемом количестве сна в разном возрасте можно ознакомиться в статье «Сколько должен спать ребёнок?».

Временем укладывания пренебрегать нельзя. Дети должны ложиться спать вовремя, это позволит им высыпа́ться.

С особенностями сна детей разного возраста можно ознакомиться в статьях по тегу #сон.

Режим дня дошкольника

Режим дня дошкольника отличается становится все более насыщенным с каждым последующим годом взросления.

Особенности режима дня дошкольника

  1. Уменьшается продолжительность и частота дневного сна (до 1-2 раз в день примерно по 1-2 часа).
  2. Сокращается количество основных приемов пищи (до 4-5 раз в день).
  3. Увеличивается время для подвижных игр и развивающих занятий.

Как организовать режим дня дошкольника

  • Начинайте готовить ребенка к детскому саду. Поскольку там режимные моменты еще более строгие, чем дома, постепенно приучайте малыша ложиться спать и обедать в определенное время.
  • Готовьтесь к режиму детского сада заблаговременно, чтобы новая обстановка и порядки не вызвали стресс у малыша.

Как приучить ребенка к распорядку дня?

Некоторые родители с большим предубеждением относятся к необходимости введения распорядка дня для своих детей. Есть мнение, что жизнь «по графику» приучает ребенка делать то, что НАДО, а это обрекает его на безволие и слабость характера.

Но на самом деле, грамотный распорядок дня — это не желание уничтожить в ребенке творческое начало, а стремление упорядочить его жизнь. Если подойти ответственно к составлению режима, он станет основой для гармоничного развития ребенка.

Психолог Дженнифер В. Малатрас провела интересное исследование, основанное на опросе около 300 респондентов

Его цель — установить важность дневного распорядка дня в детском возрасте. Оказалось, что взрослые, которые росли в семьях с установленным режимом, имеют меньше проблем с концентрацией внимания и умением распоряжаться своим временем

А школьники демонстрируют лучшее поведение, если до поступления в учебное заведение следовали дневному режиму.

Итак, как приучить ребенка к режиму дня? При составлении дневного графика для детей раннего возраста психологи советуют соблюдать следующие принципы:

  • установить правильную последовательность и обеспечить необходимое суточное количество сна и приемов пищи;

  • обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении периода бодрствования ребенка;

  • установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы ребенка.

Если режим дня составлен правильно и выполняется точно, ребенок активен в течение всего времени бодрствования. Он сравнительно быстро и спокойно засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. У него хороший аппетит.

Как безболезненно приучить ребенка к режиму? Родителям важно быть последовательными и соблюдать ряд правил:

Во главе угла — базовые потребности

Сон, питание, гигиенические процедуры — базовые физиологические потребности ребенка. Именно вокруг них следует выстраивать режим дня. Прогулки, игры и обучающие занятия планируют, исходя из того, когда именно ребенок бодрствует и спит.

Постепенное приучение к графику

Если родители решили ввести в распорядок дня ребенка строгий график только после 5-6 лет, им придется запастись терпением. Скорее всего, будущий школьник устроит протест четкому режиму

Важно не давить на малыша, все изменения вводя плавно

Правило постепенного «погружения» в новый график работает всегда

И неважно, что это — приучение к горшку или поступление в первый класс

Индивидуальный подход к составлению распорядка дня

Организация режима дня ребенка должна учитывать особенности его здоровья, физического развития и психотипа, какие у него увлечения. У каждого малыша свои потребности. Один съедает все и просит добавки, а другого приходится долго уговаривать «осилить» хотя бы половину порции. Важен индивидуальный подход. Простой пример — не нужно кормить малыша тогда, когда он не голоден. А думая над тем, как заставить ребенка лечь спать вовремя, стоит понимать, что, возможно, он просто не устал.

Родителям не помешает понаблюдать за естественным распорядком дня ребенка — когда он обычно засыпает, сколько бодрствует, в какое время голоден.

График должен быть гибким

Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ребенок растет и развивается. Естественно, что режим дня грудничка будет сильно отличаться от распорядка жизни трехлетнего ребенка и тем более школьника

Родителям важно постоянно менять расписание, подстраивая его под потребности и привычки малыша. Со временем в дневном графике ребенка появляются все новые и новые «дела» — обучающие занятия, секции, уроки

Разумный компромисс

Даже незначительные отклонения от распорядка дня могут привести к нарушению сна и питания ребенка. Если установлены определенные правила, им нужно следовать.

Но ребенок — не робот. Во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Могут возникать ситуации, когда дневной распорядок придется поменять. Это нормально. Родителям не стоит паниковать, если сборы на прогулку затянулись или ребенок захотел есть на полчаса позже. Также режим меняется на период болезни малыша.

Почему так важен четкий режим дня?

Правильный режим дня ребенка — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Четкий график позволяет сбалансировать периоды обучения и отдыха, сна и приемов пищи, гигиенических процедур.

Взрослые, как правило, весьма легкомысленно относятся к собственному графику жизни. Ритм современной жизни диктует свои правила — обеды «на бегу», сон по принципу «сколько получится», пассивный отдых. И естественно, по устоявшимся в семье правилам со временем начинает жить и ребенок. Ему не остается ничего другого, только подстраиваться под режим родителей — именно этот пример у него перед глазами.

Грамотно выстроенный распорядок дня ребенка — это не строгий «тюремный» режим и не принуждение. Он служит эффективным средством для удовлетворения всех детских потребностей.

Научим ребенка соблюдать режим дня

СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ

Почему важно вводить режим дня?

Соблюдение дневного режима не просто вырабатывает у ребенка пунктуальность. Это прочный фундамент для его гармоничного физического и психоэмоционального развития.

Если малыш достаточно спит, он активен и любознателен, готов к «великим свершениям». Ежедневные прогулки укрепляют иммунитет и расширяют кругозор малыша. Играя со сверстниками, ребенок познает мир и учится общаться. Сбалансированное питание по четко выстроенному меню — залог здоровья и хорошего самочувствия малыша. А обучающие занятия, включенные в режим дня, развивают культурно и интеллектуально.

Детская нервная система очень пластична. Малыши довольно быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. И тем не менее, привычный режим дня — это тот якорь, который помогает ребенку быть уверенным в себе и в будущем. Когда малыш знает, что будет завтра или хотя бы после выполнения домашних заданий, он чувствует себя более расслабленно и комфортно.

Дисциплина, ответственность и самоорганизация — важные личностные качества, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Распорядок дня заложит основы их формирования. Ребенок учится контролировать свою жизнь и отвечать за совершенные поступки.

Совместные приемы пищи, прогулки и игры — те важные семейные ценности, которые поможет воспитать у ребенка именно режим дня. Ритуалы, прописанные в дневном графике, сплачивают родителей и ребенка.

С установленным распорядком дня ребенок без серьезных проблем привыкает к новой для себя обстановке и быстрее формирует полезные привычки. Малыши, которые следуют определенному режиму, успешнее адаптируются в школе.

Как создать режим дня ребенку

Первым правилом выработки режима дня у ребенка (как в месяц, так и в два‐три года) является добровольность. Не мы принуждаем малыша, не он к нам подстраивается (что просто нереально, так как волевой сферы у него нет пока), а мы присматриваемся, прислушиваемся, пытаемся понять потребности маленького организма! И только так!

Необходимо помнить, что природой уже заложен ритм жизни ребенка. Его организм «сам знает», когда спать, когда есть. Ведь не зря каждый новорожденный просыпается, чтобы поесть, в час ночи, в три и пять утра. Да, каждый ребенок! Вспомните своего малыша, когда ему был месяц‐два. И нарушать этот режим — значит спорить с матушкой-природой во имя своих человеческих амбиций.

Как тогда быть? Понаблюдайте за ребенком, в какое время приблизительно он проявляет желание есть — плюс‐минус 30 минут, и постепенно подведите к этому времени каждый прием пищи (таких 5 в день плюс 1–2 ночных кормления для малышей до года). Составьте меню: что и сколько должен ребенок съесть в сутки, и распределите это по времени.

Также и со сном, прогулкой. Отметьте себе, во сколько просыпается малыш, подготовьтесь заранее к прогулке, и выходите гулять каждый день в одно и то же время.

Почему ребенок сбивается с режима? Так удобно маме, папе, бабушке, еще кому‐то: сегодня у мамы хорошее настроение, она быстро собралась на улицу, и ребенок тоже ДОЛЖЕН «хотеть дышать свежим воздухом сейчас», а завтра маме в это же время хочется поспать, сварить суп или еще что‐то, и он ДОЛЖЕН спать, гулять в доме. Таким образом, мы сами путаем малыша, что когда делать.

Как вывод, второе правило создания режима дня — регулярность, систематичность: одно и то же в одно и то же время.

Есть еще третье правило в вырабатывании режима дня — это «золотая середина». Об этом будем говорить ниже.

В режиме дня каждого ребенка должны быть: сон, питание, прогулки на свежем воздухе. Все эти составляющие рассматривать отдельно нельзя, так как они взаимосвязаны, взаимообусловлены и являются системой.

Дневной сон. Сколько спать днем?

Количество и кратность дневного сна должна определяться индивидуально. Главным критерием тут является настроение ребенка. Если ребенок бодр и весел, но при этом не желает ложиться спать по графику, описанному в книге или статье, то не нужно настаивать. А вот если ребенок начинает капризничать, то пора ложиться спать.

К счастью, организм малыша сам стремится к созданию определенного индивидуального ритма сна и бодрствования. И если не ломать, а подстраиваться под этот естественный ритм, то даже если режим ребенка будет идти вразрез с тем, что написано в книгах, ориентиром должен быть ребенок, а не усредненный совет.

Как составить режим дня для первоклассника

Режим дня первоклассника во многом зависит от расписания школьных занятий. При очном обучении в школе занятия, как правило, начинаются в 8:00 и заканчиваются тоже в фиксированное время. На семейном обучении можно составить более гибкий график, в котором будут учтены особенности ребёнка и время его пиковой активности. 

Однако есть образец режима дня первоклассника и общие рекомендации, которые помогут родителям выстроить правильный режим дня ребёнка, независимо от формы обучения. 

Вот каким может быть распорядок дня первоклассника при очном обучении.

А вот, как можно построить день юного школьника на семейном образовании.

<<Форма с консультацией>>

Правило 1. Подъём должен быть не позже, чем за час до начала занятий

Это позволит настроиться на учёбу. Старайтесь заложить несколько минут дополнительного времени, чтобы ребёнок не в спешке бежал в школу или не кидался к монитору компьютера, не успев собраться после подъёма.

Правило 2

Уделите внимание качественному сну ребёнка. Для первоклассников продолжительность сна должна быть не менее 10 часов, поэтому отсчитайте это количество от времени подъёма и следите за тем, чтобы ребёнок каждый день ложился спать в одно и то же время

Для первоклассников продолжительность сна должна быть не менее 10 часов, поэтому отсчитайте это количество от времени подъёма и следите за тем, чтобы ребёнок каждый день ложился спать в одно и то же время.

Правило 3. Включите в режим дня зарядку

Это поможет организму ребёнка проснуться и подготовит его к физическим и умственным нагрузкам в течение дня. Также рекомендуем добавить в режим дня прогулки и занятия спортом или простые упражнения. Для того чтобы мозг насытился кислородом, необходимо проводить на улице не менее часа в день.

Правило 4. Старайтесь чередовать умственные и физические нагрузки с отдыхом

Например, с прогулками и играми, чтобы у малыша было время восстановить силы. Не перегружайте ребёнка дополнительными кружками и занятиями, следите за тем, чтобы у него оставалось достаточно времени для полноценного отдыха.

Правило 5. Учитывайте биологические часы ребёнка

Считается, что пик активности у первоклашек приходится на период с 16.00 до 18.00, а после этого наступает спад

Выполнение заданий, требующих умственной нагрузки, отработку навыков чтения и письма можно оставить на это время, а вечером уделить внимание отдыху, общению в семье, развивающим мероприятиям или кружкам

Правило 6. Следите за тем, чтобы ребёнок питался пять раз в день

Именно такое количество приёмов пищи рекомендуется для первоклассников: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Включайте в меню больше овощей и фруктов и старайтесь снизить количество жареной и острой еды.

Правило 7. Приучайте ребёнка к самостоятельности

Пусть он не только привыкает к выполнению заданий по учёбе, но и сам с вечера готовит рюкзак на следующий день. Для этого можно прикрепить на специальную доску листочки на магнитах, на которых будет написано то, что нужно положить в рюкзак.

<<Блок перелинковки>>

Надеемся, что эти простые рекомендации помогут вам составить гармоничный режим дня для ребёнка и облегчить ему адаптацию к школьным нагрузкам. 

Почему необходим распорядок дня

О важности режима дня написано много книг и статей. График помогает школьнику больше успевать, воспитывает последовательность, силу воли, трудолюбие

По словам учёных, при соблюдении распорядка в организме вырабатываются условные рефлексы: каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей, это позволяет легко переключаться с одного занятия на другое. Кроме того, так соблюдается баланс между рабочей деятельностью и отдыхом.

Исследования подтверждают, что соблюдение режима дня подростком имеет большое значение и в последующей взрослой жизни. Например, специалисты из университета Олбани в США опросили 292 студента, придерживались ли они распорядка дня в детстве. Оказывается, те, у кого был стабильный режим, уже будучи взрослыми лучше справляются с планированием времени, обладают более высокой концентрацией внимания и проще переносят жизненные трудности

Это довольно убедительные аргументы в пользу важности соблюдения режима дня. 

В обычной школе распорядок выстраивается автоматически: начало и конец занятий чётко фиксированы. На домашнем обучении подростки часто перестают соблюдать режим дня. Рассмотрим, к каким последствиям это может привести, а так как учёба в домашних условиях часто связана с интернетом, рассмотрим всё на примере обучения в онлайн-школе. 

Режим дня. Нужен ли он? Какой режим дня оптимален для детей второго полугодия жизни?

Режим дня, конечно, нужен. Он задает правильный ритм функционирования систем организма. Но ритм каждого ребенка может отличаться от усреднено-книжного.

На втором полугодии жизни важно понимать следующее: во время бодрствования ребенок должен быть весел и активен, а если он начал капризничать, то нужно выяснить причину.

1.1. Наиболее частые причины капризов во втором полугодии жизни – это:

  • усталость (тогда нужно уложить спать и убаюкать),
  • голод (тогда нужно накормить),
  • потребность в общении (телесном контакте, разговоре, игре),
  • дискомфорт, связанный со здоровьем или с необходимостью смены подгузника (нужно устранить раздражающий фактор).

Зная приблизительный график ребенка – сколько ему требуется на сон, как быстро он может проголодаться – можно подобрать для него оптимальный индивидуальный режим дня.

Режим дня ребенка: необходимость или грубая ошибка в воспитании

Чтобы понять, нужен ли вообще режим дня, необходимо заглянуть в истоки его происхождения. Ранее, лет 20‐30 назад на просторах бывшего СССР режим дня был как атрибут советского воспитания подрастающего поколения. «Так надо» и «Так должно быть» даже не обсуждались. Польза от режима дня подтверждалась педиатрами, педагогами и психологами. Вариантов «не спать днем» и «кушать когда захочу» не было. Это послужило тому, что многие психологи Запада начали прямо высмеивать такой подход в воспитании ребенка. Так, А. Фрейд, в своей книге «Детский психоанализ» приводит следующий пример: «В детском саду, работающем по принципам режима дня, детям раздали конфеты. Малыши держат их, но не едят. Потом им дается команда: «Разверните конфету» — развернули. «А теперь кушайте» — и только после этого дети ее кушают». Таким примером дочь известного психоаналитика хотела показать обратную сторону режима: дети привыкают делать только то, что НАДО, только то, что от них требуют, и не осознают своих потребностей. И в этом есть доля правды. Заставляя ребенка делать то, что он В ДАННЫЙ МОМЕНТ НЕ ХОЧЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ, В ЧЕМ НЕТ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА, мы обрекаем его на безволие. Это было очень удобно для тех времен:

  • не нужно было ходить за каждым ребенком и изучать его потребности, интересы — все в одинаковых условиях: спать — значит все спать, есть — значит всем сейчас все съесть, чтобы потом не просили;
  • воспитывался человек-исполнитель.

Именно поэтому многие современные родители придерживаются мнения, что режим дня совершенно лишний.

Но и это мнение не совсем верно. Ведь не зря все же была проведена масса исследований, наблюдений теми же советскими педиатрами, педагогами и психологами.

Первый аргумент того, что режим все же нужен — это тот факт, что при получении пищи в одно и тоже время в организме вырабатывается условный рефлекс: за некоторое время до еды в желудке уже начинает вырабатываться желудочный сок, что способствует лучшему пищеварению. Поэтому перекус, еда как попало, где попало и когда попало — вред для здоровья ребенка. И с этим трудно не согласиться.

Вторым аргументом является то, что засыпая в одно и то же время, организм тоже свыкается с этим и уже готовится. Дневной сон необходим для обеспечения психического здоровья ребенка.

Исходя из этого: отсутствие дневного сна у ребенка влечет перенапряжение нервной системы, растормаживает ее, и тогда возбуждение доминирует над торможением. Как результат, ребенок не может справиться с собой, своими эмоциями — он перевозбужден, плохо спит, нервничает, капризничает. Мы же не можем справиться с малышом, начинаем злиться, и возникает конфликт. Потом мы посещаем психологов, неврологов, невропатологов и корректируем то, чего можно было избежать: неадекватные реакции, психозы, неврозы.

Именно по этим причинам режим дня ребенка должен быть! Его только нужно правильно организовать.

Режим дня для школьника

К школьному возрасту большинство детей уже соблюдают режим дня, потому что научились этому еще со времен детского сада. Дети уже умеют вставать и ложиться в одно и то же время, принимать пищу по часам.

Однако появляются новые виды деятельности: учеба, домашние задания, внеклассные мероприятия, кружки и секции, новые друзья и интересы.

Как организовать режим дня школьника

Обязательно выделите время для активных игр

Лучше отказаться от какого-то кружка, но освободить время для прогулок на свежем воздухе.
Обратите внимание на то, сколько раз ест школьник, и что именно он ест. Именно школьники «грешат» едой всухомятку, любят фастфуд и быстрые перекусы «быстрыми» углеводами (пирожки, чипсы, сухарики, бутерброды).
Научите ребенка сначала отдыхать после школы, а потом приниматься за домашнее задание.
С раннего возраста установите жесткий лимит на гаджеты и компьютерные игры

Полностью запрещать их нельзя, но ограничивать нужно.
Ежедневно выделяйте время для чтения книг. Лучше, если это будет семейное чтение.

Что дает ребенку режим дня?

Дело не только в том, что ребенку нужно отдыхать, использовать время сна для восстановления сил и обработки полученной во время бодрствования информации, но и в том, что это задает определенную ритмику всему организму.

ЖКТ

Например, для того чтобы у ребенка не возникли запоры, важно, чтобы приемы пищи были в одно и тоже время. Нервная система

И для того, чтобы нервная система работала эффективно, ребенка необходимо укладывать спать в одно и тоже время.

Режим кормлений и сна. А вот сколько раз в день кормить, как часто укладывать спать, как долго спать или бодрствовать – это уже индивидуально. Кому-то требуется больше времени на сон или несколько дневных перерывов в сутки. А кому-то меньше.

Каждый месяц эти потребности у ребенка могут изменяться, количество сна сокращаться, промежутки между приемами пищи увеличиваться

И в этом случае важно ориентироваться не на книги или советы родственников, а на самочувствие ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: