Как организовать занятия по развитию мелкой моторики
Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.
В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.
Занятия должны учитывать интересы ребенка
Пальчиковая гимнастика
Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:
Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории
В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
Покажите малышу упражнение. Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук
Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
Добавьте слова.
Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.
Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия
Это может быть:
- Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
- Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
- Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.
Игры с мелкими предметами
Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.
Игры со шнуровками
В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы
Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным
Вышивание
Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.
Работа с карандашом
Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.
Игры с песком
Ребенку можно предложить:
- Рисовать на песке пальчиками.
- Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
- Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
- Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.
Лепка
Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.
Игры с прищепками
Ребенку можно давать различные задания:
- Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
- Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
- Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.
Массаж пальчиков рук
Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.
Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения
Интерактивный развивающий центр 3 в 1 «Мой автомобиль»
Для малышей от 6 месяцев
Развивающий центр полон веселья! Красочный кнопки, мигающие огни, захватывающие звуки, а также различные текстуры, все это вызовет у малыша любопытство и интерес. Интерактивный автомобиль, с которым можно учиться ходить, стоять, а также толкать и бегать.
С автомобилем возможны 3 варианта игры — сидеть и играть, стоять и играть, гулять и играть. Разные текстуры, формы, цвета и кнопки для игры и изучения, 16 звуковых эффектов, 4 мелодии и цветные фонарики. Игрушка помогает развивать навыки движения, также помогает обучить счету, изучение цветов, развитие сенсорных навыков, цветового и звукового восприятия.
Интерактивная развивающая игрушка «Подвижный щенок»
Для малышей от 9 месяцев
Малыш может ползать и играть вместе с красочным щенком, скручивать его текстурное тело, и нажимать на хвост, чтобы привести его в движение. Щенок воспроизводит веселые мелодии во время движения. Тело щенка состоит из ярких частей с разной текстурой, их можно поворачивать влево и вправо. Игра с «Подвижным щенком» способствует развитию тактильного и сенсорного восприятия и развитию моторики ручек.
Также включено бесплатное приложение для сопряжения со смартфоном, которое позволит удаленно управлять движением игрушки.
На правах рекламы
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как выкладывать ребенка на живот: 6 упражнений, которые понравятся малышу
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Лучшие развивающие игры для детей 5 месяцев
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Съедобные краски для детей своими руками: отличный способ занять малышей
Что это за игрушки?
Сенсорные игрушки стали популярными относительно недавно, но на самом деле они активно использовались ещё нашими мамами и бабушками. В понятие «сенсорный» включаются основные органы чувств растущего малыша, которые в процессе взаимодействия с игрушками активно развиваются и стимулируются.
Сенсорными, по сути, можно считать любые игрушки, которые задействуют органы чувств ребёнка: зрение, осязание, слух и даже обоняние. Через различные ощущения предметы способствуют развитию мелкой моторики, воздействуют на мозг и нервную систему, которые в первые месяцы и годы жизни продолжают формирование и остаются очень восприимчивыми к различным воздействиям.
Нервные окончания воспринимают разнообразные внешние раздражители: цвета, различные фактуры, издаваемые во время игр звуки, размеры и формы, запахи. Сигналы передаются нервной системой в мозг и там обрабатываются. Таким образом, малыш активно познаёт мир, учится взаимодействовать с окружающей средой, осваивает новые навыки и действия, развивается физически, умственно и даже эстетически.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Игры для речевого развития из подручных средств
Развивать речь ребенка можно не только специальными игрушками, но и при помощи подручных средств
Игры с прищепками
Прищепки развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память. Варианты игр с ними могут быть разнообразными
Прищепки можно считать, сортировать по цвету и размеру, применять для конструирования. Детям очень нравятся такие игры, так как они не только тренируют моторику, а самостоятельно придумывают и воссоздают образ, что стимулирует развитие речи. Прищепки нужно выбирать достаточно слабые, чтобы ребенок мог сам манипулировать ими и не прищемил пальцы.
Сортировка. Сортировать можно абсолютно любые предметы: одежду, обувь, столовые приборы, посуду, крупы. Варианты сортировки тоже могут быть разнообразными: по цвету, размеру, форме, области применения. В процессе сортировки ребенок учится классифицировать, анализировать, сравнивать. Развивается моторика, мышление, воображение, логика.
Пазлы. Пазлы отлично подходят для развития речи. С их помощью можно изучать целое и его части, прилагательные, предлоги, пространственные отношения. Знакомство с пазлами из 2 частей можно начинать около двух лет. Не обязательно использовать покупные, достаточно просто разрезать картинки с изображениями знакомых предметов на несколько частей.
Копилка. Вместо обычной копилки, подойдет любая коробка или банка с отверстиями на крышке. В них можно складывать разнообразные мелкие предметы, развивая логику, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение рассуждать, логически обосновывать свое действие.
Игры с крупами. Дети очень любят играть в прятки. Они с удовольствием будут искать клад или пропавших детенышей зверей в емкости с крупой. Интересный сюжет побуждает ребенка к фантазированию, воображению, порождает желание и необходимость говорить. При манипуляциях с мелкими предметами развивается мелкая ручная моторика, сенсорные ощущения, стимулируются речевые центры.
Использование игр и игрушек, развивающих речь, разумеется, положительно влияет на детей. В игре впервые возникают первые попытки соединить слова в предложения. Кроме этого, возникает потребность в речевой коммуникации, так как не всегда получается выразить просьбу и игровую задумку, используя невербальные средства общения.
Но следует помнить, что при переизбытке игрушек ребенок быстро теряет интерес к ним, а также снижается уровень воображения и ситуативного мышления. Поэтому количество игрушек должно быть ограничено.
Значение игрушек
Дети начинают познавать мир с самого рождения. Игрушки помогают им в этом. С помощью погремушек развивается слух и хватательные движения, подвески учат концентрировать взгляд, куклы дают понятие о частях тела. Игрушки для развития мелкой моторики своими руками или купленные в магазине необходимы для продолжения психомоторного, физического и речевого развития.
Перебирая мозаики, составляя пазлы, малыш тренирует не только мышцы пальцев, кистей, но и подает сигнал в мозг. Во время игры с мелкими предметами активизируются лобные, височные мозговые доли. Они отвечают за речь.
Связь между этими процессами доказана научно. Детский врач Мария Монтессори проводила занятия с детьми с задержками развития, сложно адаптирующими в обществе. Дошкольники обучались играм, направленным на развитие тактильной восприимчивости, самообслуживанию. Результат превзошел все ожидания. Спустя 12 месяцев воспитанники Монтессори усовершенствовали свои физические способности, но и подросли интеллектуально.
Проводить тренировку пальчиков, ладошек нужно в детском саду и обязательно дома. В играх и занятиях используйте сортеры, развивающие коврики, шнуровки, пазлы. Делайте игрушки для мелкой моторики своими руками.
Отзыв эксперта
Валентина Паевская — автор проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка, известный детский нейропсихолог и мама двух мальчиков с огромным удовольствием поделилась своим положительным опытом использования тактильных книжек из одной серии — «Трогательные лабиринты. Что сегодня на обед?» и «Трогательные лабиринты. Кто моя мама?».
Это целый сборник из 10 трогательных заданий-лабиринтов на мягких страничках из фетра, который без сомнения понравится вашему ребёнку! Тактильные лабиринты — это комплексный весёлый тренажёр, который воздействуя на кончики пальцев малыша, помогает развивать мелкую моторику рук и сенсорные ощущения, а также научит различать текстуры и цвета, объяснит, что едят животные, и как выглядят мамы и их детёныши.
Развивайте детей всесторонне — читайте с ними интересные книги, собирайте пазлы и ваши старания не окажутся напрасными, вот увидите!
Больше информации в инстаграме Malamalama.
Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?
Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.
Совет № 1. Танцуйте
С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.
Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!
Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.
Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми
С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.
Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.
Совет № 3. Делайте зарядку
С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.
Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.
Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.
Совет № 4. Катайтесь на велосипеде
С какого возраста: с 1 года.
На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.
По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.
Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша
С какого возраста: всегда.
«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.
Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.
Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.
Сортеры
Цель игры с развивающим сортером заключается в том, чтобы научить малыша мыслить. Ребенку приходится включать анализ, память, знания о цвете, формах, размерах предметов.
Сортер представляет собой платформу разных видов. Это может быть домик, столбики, рамки, кубы. На них нанизываются, вкладываются внутрь через отверстия разных форм мелкие предметы. Ребенок сортирует формочки, раскладывая их по нужным местам.
Сортеры предназначаются для развития мелкой моторики детей от 6 месяцев до 2- 4 лет. Для детей до года – это простые платформы, например, пирамидки, музыкальные горшочки с отверстиями по бокам. Игра с сортером требует у младенца и детей постарше точности выполнения действий. Только так может получиться нужный результат.
Популярны сегодня деревянные игрушки для сортировки. Они безопасны и просты для изготовления в домашних условиях. Вам потребуется небольшая доска вытянутой формы, палочки и вырезанные из фанеры элементы разных форм. Разукрасьте треугольники, квадраты, круги в разные цвета. Прорежьте в них дырочки, а ребенок будет нанизывать их на платформу.
Почему ребёнок не интересуется игрушками
Бывает, что родители вроде подобрали игрушку по возрасту, а ребёнок всё равно в неё не играет. Предпочитает крутиться возле мамы или вовсе не слазит с рук.
Есть несколько причин, почему ребёнку может не нравиться игрушка:
- не учтены интересы малыша и потребности развития;
- ребёнок не знает, как играть с игрушкой;
- ему неудобно выбирать и брать игрушку.
Потребности и интересы. Возраст до трёх лет считается возрастом движений, развития речи и сенсорного исследования. Перед малышом стоит задача изучить вещи, которые его окружают. И научиться одновременно использовать руки и глаза при выполнении разных действий: налить воду в стакан и попить, зачерпнуть кашу и донести ложку до рта, надеть носочки и штаны.
Правильные игрушки помогают малышу освоить необходимые для жизни движения, стимулируют к развитию речи и напитывают разнообразными сенсорными ощущениями. При этом в одном и том же возрасте дети увлечены разными занятиями: одному важнее бегать и прыгать, другому — кропотливо вкладывать мячик в коробочку, третий может часами листать книги.
Также в этом возрасте развивается способность к концентрации
При покупке игрушки обратите внимание, чтобы она развивала один навык — так ребёнок быстрее сосредоточится и получит опыт успешного взаимодействия
Когда ребёнок занимается с игрушкой, важно создать условия, при которых его ничто не будет отвлекать. Иногда даже банальная родительская похвала во время занятия может помешать или прервать концентрацию. Отвлечение внимания ребёнка, расфокусировка, отсутствие движений во время сидения в телефоне, недостаток сенсорного опыта — всё это вредит развитию и приводит к апатии либо к гипервозбуждению
Игрушки могут быть слишком простые или сложные для ребёнка. Со сложными ему просто не по силам справиться, а с простыми — скучно. Поэтому убираем погремушки и придерживаем для дошкольного возраста кукол, счётные материалы и игрушки для изучения цветов. А вот любимые мягкие игрушки могут быть в любом возрасте.
Обычно в день рождения или другие праздники любящие близкие могут купить кучу бесполезных подарков. Советуем составлять список нужных детских игрушек или просить дарить сертификаты магазинов.
Презентация игрушки. Родители показывают ребёнку каждую новую игрушку — что с ней можно делать и как играть. Сначала привлекаем внимание: «Смотри, у тебя теперь есть новая игрушка. Давай её посмотрим и поиграем?». Показываем, что с ней можно сделать
Чем младше ребёнок, тем меньше объяснений и проще движения. При демонстрации годовалому ребёнку достаточно поставить кубик на кубик или надеть одно кольцо на стержень. Предлагаем ребёнку пробовать самому столько раз, сколько ему понадобится. Если долго не получается, показываем ещё раз.
Оставляем малыша, чтобы он продолжал играть самостоятельно. Можно заранее подготовить место на полке для новой игрушки или выбрать его с ребёнком: «Куда поставим машинку?»
Удобное хранение. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему сделать выбор. Когда игрушек много, он переходит от одной к другой: этой поиграл — бросил, тут же другую взял. В итоге малыш просто устаёт, капризничает и просится на руки. Поэтому достаточно оставлять на полках 4–5 игрушек, и менять их раз в несколько дней.
Разместите игрушки в свободном доступе ребёнка, на невысоких полках или стеллажах — чтобы он мог подойти и взять нужную. Не складывайте игрушки в закрытые корзины или контейнеры. Ребёнок вываливает всё на пол, потом пытается найти интересное занятие, но не может. В итоге фрустрируется и постоянно требует внимания мамы.
Что ещё необходимо ребёнку для развития
Важно помнить, что игрушки не являются единственной сферой развития малышей — игрушечный мир не даёт всех возможностей. Ребёнку важно развивать крупную моторику, знакомиться с книгами и искусством, участвовать в жизни семьи и осваивать навыки самообслуживания
Развитие крупной моторики. Детям в этом возрасте важно научиться увереннее ходить и сохранять координацию тела в пространстве, хватать и переносить вещи. Чем больше стимулов для движения, тем активнее развивается крупная моторика
Для развития этих навыков понадобятся:
Чем больше стимулов для движения, тем активнее развивается крупная моторика. Для развития этих навыков понадобятся:
- пространство, в котором ребёнок может бегать и ходить на большие расстояния;
- спортивный комплекс, шведская стенка или отдельные снаряды;
- тележки и каталки;
- беговел, а примерно с 2 лет — велосипед или самокат;
- качели;
- горки или другие наклонные поверхности.
После 2 лет завершается формирование базовой координации тела и ребёнок переходит в период утончения движений. Движения становятся точнее, грациознее и экономнее. Так малыш достигает оптимального результата в кратчайший срок, а сэкономленная энергия направляется на дальнейшее развитие. Актуальными остаются долгие прогулки, подвижные игры, лазанье и прыжки.
Чтение. Если мы сможем пробудить у ребёнка интерес к чтению в раннем возрасте, то велика вероятность, что он сохранится на всю жизнь. Книги дают много информации об окружающем мире и стимулируют развитие речи
Важно подобрать книги по возрасту и показать ребёнку, как мы с ними обращаемся: переносим, перелистываем страницы, где и как читаем
Творчество. Ещё одно интересное занятие, которое может увлечь ребёнка.
https://www.youtube.com/embed//_dKBnHMSbf0
В этом видео Монтессори-педагог Валерия Балабанова делится идеями занятий практической жизни, творчеству и развитию речи.
Музыка
В раннем детстве закладывается музыкальный вкус и слух, поэтому важно давать ребёнку слушать хорошую музыку и звуки разных музыкальных инструментов
https://www.youtube.com/embed//NX0NwQmMYhs
Примеры музыкальных инструментов до трёх лет.
Художественное искусство. Малыш особенно легко впитывает всё, что есть в окружающей его среде
Поэтому важно окружать его красотой и эстетикой, знакомить с предметами искусства. Это может быть картина или фотография, подвешенная в рамку на уровне глаз
Домашние дела. Дети очень любят наблюдать за тем, что делают взрослые, и стремятся повторять за нами. В случае когда родители идут навстречу, ребёнок будет с удовольствием протирать пыль, загружать и разгружать стиральную машину, развешивать бельё, поливать цветы, подметать, помогать в готовке. В этих занятиях развиваются зрительно-моторная координация, речь и крупные движения.
Навыки самообслуживания. До трёх лет ребёнку по силам научиться самому есть, умываться, чистить зубы и одеваться. И учится он этому с удовольствием. А вот когда станет старше — освоение этих навыков пойдёт с сопротивлением, так как в приоритете будут совсем другие точки интереса.
Какие игрушки помогут ребенку развить навык речи?
Уже в первый год жизни дети начинают произносить простые слова. Вначале несложные слоги, а потом стараются выговаривать и предложения. Конечно же малыши запоминают речь благодаря родителям. А чтобы ещё и ускорить процесс освоения речи, можно применять развивающие игрушки.
- Интерактивные куклы, зверушки — отличные помощники для усвоения навыков разговорной речи для ребятни. Ведь они повторяют слова, рассказывают сказки, поют песни. Малыши волей-неволей запоминают все, что им сказано в процессе игры
- Обычные мягкие игрушки, которые при надавливании начинают мычать, мяукать, кукарекать и т.п., подойдут для детей от шести месяцев до года. Малыши с радостью стараются копировать такие звуки
- Разговорные энциклопедии, говорящие азбуки, сказки с звуковым сопровождением тоже могут заинтересовать усидчивых девочек, мальчиков. Благодаря им ваши дети не только научатся правильно выговаривать сложные слова, а ещё узнают много нового
Игрушки своими руками
Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.
Доска
Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.
Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.
Мягкий кубик
Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.
Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.
Мешочки с крупами
Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.
Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.
Веселая змея
Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.
Вязаные игрушки
Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры
Малышу важно ощущать неоднородность материала
Книги
Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.
На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.
Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент
Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.
Детские развивающие игрушки, для улучшения навыков логического мышления ребенка
Чтобы у ребенка формировалась логика родителям надо чаще заниматься с ним развивающими играми.
- Сделайте извилистую дорожку из квадратных ковриков. Возьмите кубик, положите на кисть руки. Пронесите его по этой дорожке от начала до конца. предложите малышу сделать тоже самое самостоятельно. Если удастся, то усложните задание — возьмите два кубика
- Возьмите конструктор, соберите простую из одинакового цвета деталей фигуру. Попросите вашего ребенка сделать такую же фигуру из конструктора
- Поиграйте в игру «Угадай». Показывайте различные движения, а ребенок пусть угадывает, что вы делаете. Например, возьмите мяч и делайте вид, что вы откусываете яблоко. Пусть малыш угадает, что вы делаете