Колыбельные разных народов мира
Во всем мире миллионы матерей, отцов, бабушек и дедушек укладывают спать своих детей с помощью умиротворяющего ритуала пения и раскачивания младенца.
Этот обычай существует во всех культурах, начиная с самых ранних дней человечества – кажется, он проистекает из фундаментальной, глубоко человеческой потребности сопровождать самых маленьких, когда они засыпают, чтобы дать им чувство безопасности и принадлежности к своему роду.
Есть много сходств между колыбельными разных народов, но также много контрастов между отдельными регионами и континентами. В течение некоторого времени русские матери пели свои «баю, баюшки, баю», а южноафриканские бабушки и дедушки усыпляли малышей под «тула баба».
Далее я немного расскажу вам о колыбельных разных народов мира, а вы сможете бесплатно послушать эти песенки онлайн.
Русские народные колыбельные песни
В них встречается очень много персонажей-животных, например: кот, волк, заяц, птицы и другие. Также присутствуют сказочные образы Дрёмы, Бабайки и т.д. В связи с поголовной воцерковленностью в то время, часто в колыбельных можно было услышать слова мольбы к Богу, ангелам и святым.
Русские колыбельные песни были наполнены любовью, заботой и надеждой на то, что ребенок вырастет здоровым, сильным и счастливым. В крестьянских семьях няня или мама во время укачивания ребенка в люльке почти всегда одновременно занималась рукоделием.
В спокойные русские напевы вкладывалась любовь и мудрость поколений, которая воспитывала в малышах доброту и уважение к старшим. Подрастая, ребята сами становились нянями и, перенимая семейные традиции, исполняли своим младшим братьям и сестрам знакомые с детства напевы.
Украинские и белорусские народные колыбельные песни
Напевы украинских и белорусских колыбельных очень схожи с русскими. Даже смысл текста песен может быть понятен без перевода из-за схожести языка. Они такие же протяжные, нежные и певучие.
Украинская колыбельная называется «колисовка», а белорусская – «колыханка». В их основе использовались воспитательные образы. Они рассказывали о мужестве, решительности и стойкости мужчин, о красоте, чистоте и трудолюбии женщин.
https://youtube.com/watch?v=1eOO9RC_45Y
Армянские и грузинские народные колыбельные песни
Эти песни протяжные и очень мелодичные. Однако это не просто успокаивающие мелодии – в них воспеваются героические подвиги предков, рассказывается о чести и достоинстве, храбрости и силе духа. Причем колыбельные песни по этой теме пелись для мальчиков.
Девочкам часто пели о материнстве и супружестве, мире и уюте в доме. Воспевалась женская красота и житейская мудрость. Уже с младенчества детей приучали почитать и хранить традиции своего народа.
Что сделает сон крепким
Родители беспокойных младенцев со временем это понимают и перестают поддерживать тишину в доме. Они занимаются привычными делами: моют посуду, разговаривают, убираются в доме, слушают любимые песни, смотрят фильмы. А ребенок в это время преспокойно спит в соседней комнате. Малышу даже можно включить радио с музыкальным каналом или передачей. Главное, чтобы оно звучало негромко и создавало лишь фоновый шум на грани легкого шороха и тихого разговора. Тогда громкие звуки – аплодисменты и восклицания – не будут сильно выбиваться из общей гаммы.
Особенно хорошо, когда «белый шум» повторяет звуки, которые ребенок слышал еще в животе у мамы. Бывает даже так, что детям нравится звук работающего пылесоса. Если во время беременности мама часто занималась уборкой, а малыш в это время успокаивался, то и после рождения он заснет под пылесос.
Надо понимать, что все дети разные, поэтому на них действуют разные средства. Кого-то убаюкивает колыбельная, кого-то – звуки улицы, иной малыш крепко спит под оперы Чайковского, другой предпочтет шум весеннего леса. Желательно время от времени менять эту «колыбельную», чтобы у ребенка не вырабатывался четкий условный рефлекс. Ведь со временем ему предстоит засыпать самому.
Исторические корни колыбельных песен
С древних времен женщины хоть и не отдавали себе отчёта в том, что их голос – это педагогический инструмент, однако прекрасно умели им пользоваться.
Самой старой колыбельной песне, сохранившейся до наших времен примерно 4 тысячи лет. Она была вырезана клинописью на маленькой глиняной дощечке в Вавилоне. Текст у неё довольно зловещий – малыш не должен своим плачем разбудить злого бога.
Зачем же пугать ребёнка? Это одна из особенностей древних колыбельных песен. Многие из них имели устрашающее значение. Например, в кенийском тексте ребёнку угрожала смертью гиена.
Но, конечно, никто не желал малышу гибели. Колыбельные таким образом несли защитную функцию. С одной стороны, они предупреждали об опасности, с другой – выполняли обережные задачи метафизического плана – отпугивали злых духов.
Описание быта – второй популярный сюжет. Если сравнить все колыбельные, то окажется, что их объединяют ещё и рассказы о том, как семья жила, чем каждый её представитель занимался.
“Отец лущит зерно пшеницы,
Мать играет красивую мелодию на роге,
Сестра сидит и прядет золото,
Брат бродит по лесу,
Охотясь на диких животных”, – поётся в норвежской песне.
“Спи, мой милый, снаружи идет дождь.
Мать качает твою маленькую колыбель,
она уже такая же старая, как камень”, – а это уже исландская колыбельная.
Но похожие бытовые описания имеются в текстах колыбельных всех стран. В русской “Спи, младенец мой прекрасный” мать тоже описывает ночное время и тот момент, когда ребёнок вырастет, и она разошьет шелком боевое седло.
Счастливый сон
Чтобы успокоить и усыпить ребенка поют колыбельную песню, в которой преобладает однообразная, зачастую монотонная мелодия, сладко обволакивающая малыша. Ведь малыш в раннем детстве еще не в состоянии воспринимать слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является размеренный ритм, однообразная, спокойная напевность. Для этого даже ударения в словах подчиняются определенному ритмическому рисунку, схожему с раскачиванием люльки:
Баю, баю, баю.
Тебе песенку спою я про серого кота.
Как у серого кота колыбелька золота, позолоченная.
К тому же в текст таких песен входят слова с большим количеством шипящих и свистящих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема. » или «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите. » Мамам не обязательно обладать отличным голосом или безупречным слухом. Тембр голоса, мягкость исполнения, лиричность звучания является для ребенка важным и главным. И ему все равно, кто поет колыбельную — мама, папа, бабушка или дедушка. Главное, — чтобы от души.
Колыбельные песни: история происхождения
Колыбельные песни появились давным-давно. Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. Раньше такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мама должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей его жизни.
В древности предполагали, что произошедшее с ребёнком во сне не сбудется в жизни, именно поэтому по сей день в колыбельных часто встречаются пугающие персонажи. Но со временем эти песни утратили свой магический смысл.
Колыбельная призвана убаюкивать детей, поэтому в ней важно соблюдение определённого такта. Наши предки когда-то поняли, что при монотонном покачивании малыш лучше засыпает, так появились колыбельки и песни, которые стали напевать, чтобы ребёнок быстрее уснул
Название кроватки произошло от слова «колыбать», то есть качать.
Раньше колыбель представляла из себя лубяной ящик, который вешали на специальный гибкий шест. При помощи верёвки можно было качать дитя, занимаясь при этом домашними делами.
В колыбельных песнях часто упоминается кот. Эта традиция появилась неспроста. Раньше, прежде чем положить малютку в колыбель, туда запускали кота, поскольку считалось, что это животное отгоняет злые силы. Очень часто в песнях присутствуют Сон или Дрёма. Эти персонажи играют роль оберега для сна ребёнка.
Иногда в колыбельных появляются образы птиц, предназначенные для быстрого и лёгкого укачивания детей на природе. Описание полёта птиц было направлено на создание убаюкивающего эффекта. Встречаются в песнях и названия различных растений, трав. Наши предки придавали им особое значение, ведь раньше детей купали в отварах трав, что действовало на малышей успокаивающе.
Содержание колыбельных периодически менялось. В одно время в них появлялись опасные персонажи, цель их внедрения — уберечь детей от влияния зла в реальной жизни. В другое время в колыбельных содержались пожелания добра, здоровья, счастливой жизни.
Но не только текст и образы, заключённые в песнях, являются важной частью колыбельной, ведь самые маленькие дети ещё не понимают, о чём поётся в песне. Поэтому нельзя недооценивать важность ритма, а также интонации
Песню нужно петь размеренно, спокойным голосом. Народные колыбельные содержат очень много шипящих звуков не просто так, поскольку это способствует усыплению ребёнка.
Произведения с интересными сюжетами
Стихотворное творчество с животными пользуется популярностью, ведь оно пропитано добротой и особой атмосферой. Вы можете быть уверены, что предложения о птичках, кошках, собаках и забавных медведях понравятся ребенку, обязательно вызовут у него улыбку. «Рыбки уснули в пруду» — типичный пример такого произведения, которое поможет быстро погрузиться в сон и почувствовать все тепло родительской любви. На странице имеются рифмы со словами, посвященными сказочным принцам и принцессам, временам года и месяцам. Многие авторы берут свои сюжеты из народных сказок, которые известны с детства многим поколениям.
Еще одно известное произведение – «Баю-баюшки», которое отличается плавными напевами, простыми и в то же время интересными рифмами, небольшим размером. Предложение о сером волчке известно каждому, однако при правильном исполнении произведения оно не будет звучать как угроза. Регулярно на сайте появляются новые произведения от талантливых авторов, многие из которых профессионально занимаются сочинением стихов.
Польза для ребенка
Наши подробные сборники включают в себя произведения, которые обладают успокаивающим действием, благотворно влияют на психику подрастающего человека, способствуют успокоению нервной системы. У нас можно ознакомиться с произведениями, в которых имеются поучительные моменты, представлена общепринятая мораль, а значит, ваше чадо с ранних дней будет впитывать в себя понятия о хорошем и плохом, добром и злом, правильном и неправильном. Доказано, что регулярное знакомство с русскими авторами положительно влияет на процесс обучения в дальнейшем, приучает ребенка к качественной литературе, впоследствии может упростить знакомство с алфавитом.
Творчество развивает воображение, способствует формированию нестандартного мышления. Доказано, что тексты с плавными и тихими напевами создают ощущение единения и особой близости между родителями и ребенком, а это положительно влияет на отношения в семье. Ознакомиться с творчеством талантливых поэтов вы можете бесплатно, после этого можно выбрать любое произведение, выучить его и порадовать своего самого дорогого человечка.
Источники
- https://nsportal.ru/user/1079906/page/chto-takoe-kolybelnaya
- https://znaniyaetosila.ru/kolybelnye-pesni-zachem-nuzhny-i-istoriya-proishozhdeniya/
- https://sokolovpasha.ru/narodnye-kolybelnye-pesni-polza-znachenie
- https://www.baby.ru/blogs/post/222809384-103447647/
- https://deti-online.com/pesni/kolybelnye/
Колыбельные татар и казахов
В колыбельных песнях сибирских татар и казахов не встречаются имена, что особенно характерно для славянских колыбельных. Ребенок для матери пылбылым «соловушка», карлығацым «моя ласточка», тайлақ «жеребенок», козы «козленок». Татарским песням свойственны следующие ласковые номинации ребенка: йолдызым «звездочка моя», гузэлемнең гузэге «красивый мой», йөрэгемнең узэге «кусочек сердца моего», чибэрем, чибэрем «прекрасный мой», җомырым, җомырым «круглый мой, пушистый мой», сандугачым, былбылым «соловей мой», зиннэтем син, кадрем син «драгоценный, дорогой мой». Большое значение имеет в татарских песнях звукопись.
В колыбельных песнях мать, простым языком разъясняет и укладывает в детской голове первые знания о мире:
Мама шиге барамын — Мама, я иду за дровами (топливом)
Мамаң саған неберер? А что тебе мама даст?
Ешкi сауып сүтберер — Мама может подоить козу и дать тебе молоко
Лишь затем колыбельная начинает отражать материнские представления о будущем ребенка, об идеалах народной жизни (например, стать ученым, уважаемым человеком, стать настоящим защитником родины):
Усеп пуйға йет əрсең — Вырастишь большим
Ил сакцысы пуларсың — Станешь защитником страны, родины
Сур турəлəр пулырсың — Станешь большим (достойным уважения) человеком
С помощью колыбельной песни идет передача нравственных идеалов одного поколения другому:
əлли-бəлли итəр бу — Баю-баю, засыпай
Мəдрəсəғə китəр бу — Вырастешь, пойдешь в медресе
Тыршып сабақ уқығач — Будешь стараться от души, читать молитвы
Ғалим булып җитəр бу — Станешь мудрым человеком, постигнешь высшее.
Мать обращается к своему ребёнку:
Ғыззəтем син, қадрем син — Ты моя надежда, ты моя вера,
Минем йɵрəк, бəғрем син — Ты мое сердце и душа
Куанычым, шатлығым — Моя радость, мое счастье
Тик син минем, син, син, син — Только ты мой, только ты, ты.
Какое значение имеет материнский голос?
Мамин голос – одно из первых воспоминаний в жизни человека. Многие даже неосознанно отмечали, что с ними мамы общались не так, как с другими.
В журнале Current Biology была опубликована интересная статья. Группа учёных из Института неврологии Принстонского университета изучила изменения, происходящие с голосами женщин, когда они обращаются к детям.
В исследовании участвовали 24 матери с маленькими детьми в возрасте от 7 до 12 месяцев. У половины женщин родной язык был английский, у другой половины — разные языки, в том числе и русский. Женщины общались и с малышами, и со взрослыми, а их речь записывалась на микрофон.
Какой же вывод сделали учёные? Матери действительно разговаривают с детьми иначе. Это не ситуационное изменение тембра, а постоянное. Таким образом облегчается процесс коммуникации. Так, как со своим малышом, женщина не разговаривает больше ни с кем. Такой же особый стиль и интонации прослеживаются во время пения. Причём, у жительниц всего мира.
Мамин голос, общение с ребёнком, пение – это очень простой способ на него воздействовать. Для многих самыми любимыми моментами детства были именно те, когда мама пела. Смягчалась речь, плавно лилась мелодия – глаза закрывались сами. Для этого не нужны никакие музыкальные инструменты – достаточно только голоса.
Здравствуйте, доктор! У меня это…
Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками» или записями рок-групп, — развитие у ребенка «синдрома дефицита внимания». В настоящее время, по оценкам психиатров, эта психопатология встречается у 15–20 процентов детей. Она выражается в неспособности сосредотачиваться. Дети, страдающие СДВ, не могут нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками: кто будет дружить с ребенком, который никогда не может дождаться своей очереди в играх, вырывает у других игрушки, ломает их, пренебрегает всяческими игровыми правилами. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
Синдром дефицита внимания поддается коррекции. Поэтому мы и назвали его «самым безобидным«. В отличие от алекситимии (от греческого а — отсутствие, lexis — слово, thymos — чувство) — неспособности выражать свои чувства словами. Первичная алекситимия, та самая, которая развивается из-за отсутствия ласки со стороны матери (есть вторичная, развивающаяся вследствие стресса), коррекции практически не поддается.
— Не существует определенного взгляда на возникновение алекситимии, — продолжает Виталий Леутин. — Тем не менее есть научные основания считать, что эмоциональное развитие человека и, соответственно, патология эмоциональности находится в прямой зависимости от характера отношений в системе «мать-ребенок» в раннем детстве.
Проведенные исследования показывают, что от 5 до 23 процентов населения Земли имеют те ли иные алекситимические черты. Мужчины страдают алекситимией в 7–8 раз чаще, чем женщины. Алекситимические характеристики в структуре личности мужчин 42–60 лет повышают риск их преждевременной смерти от разных причин (включая несчастные случаи, насилие и т.п.) в 2–3 раза. Отмечена предрасположенность лиц с алекситимией к алкоголизму и наркомании. Также алекситимия может служить причиной психосоматических заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет, бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит, кожные заболевания.
— Нейродермит, крапивница или псориаз почти всегда указывают на трудности установления контакта и общения, а также на неспособность человека воспринимать и достоверно выражать свои чувства, — утверждает медицинский психолог Ольга Исаева. — 80% пациентов, страдающих патологией кожи, отмечают, что их матери не давали им душевного тепла и физического комфорта, относясь к ним холодно и строго.
Алекситимия чаще встречается среди мужского населения с низким социальным статусом и доходом, а также невысоким уровнем образования. Для сравнения: среди студентов признаки алекситимии имеют 8,2 процента мужчин и 1,8 процента женщин.
По словам Виталия Леутина, существует взаимосвязь между колыбельными песнями и интеллектуальным уровнем человека, от которого, в свою очередь, зависит и уровень образования, и социальный статус, и прочее: «Мы говорили о том, чти колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. Что такое развитие мозга? Не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными — в этом случае высок риск развития психопатологий».
Распознать алекситимика можно в процессе обычного человеческого общения. Такие люди многословно описывают свои физические ощущения (на примерах, сравнениях), затрудняясь четко их сформулировать. Их межличностные связи, как правило, скудны. У них бедные по содержанию фантазии и сновидения. Им свойственна натянутость в позе и движениях, бедность мимики.
Влияние колыбельных песен: зачем они нужны
Какие же функции выполняют эти серенады перед сном? Для детей очень важны колыбельные, поскольку через песни он познаёт окружающий мир и сближается с матерью. У ребёнка появляется доверие к миру через доверие к своей маме. Малыш знает, что рядом есть близкий человек, который непременно защитит его от любых неприятностей.
Ещё колыбельные развивают мышление ребёнка, из них он выносит свои первые уроки. Колыбельная — не просто способ укачать малыша, а возможность передать ему знания о мире.
Колыбельные благоприятно отражаются на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка. Повышается эмоциональная устойчивость, уходят стрессы, дети становятся более добрыми, чувствуют себя защищёнными. Некоторые учёные сравнивают колыбельную с медитацией.
Мама во время исполнения песни представляет образ той жизни, которую желает своему малышу. Затем она передаёт эту информацию своему отпрыску
В ранние годы формируется базовое доверие к миру, поэтому очень важно, чтобы ребёнок научился воспринимать его добрым, а не злым и опасным
Проведённые исследования
Психологи провели исследование, чтобы выяснить, как колыбельные сказываются на детях. Для этого были собраны две контрольные группы. В первой мамы пели детям колыбельные перед сном, а во второй вместо песен, исполняемых мамами, малышам включали спокойные мелодии. В итоге разница между детьми из двух групп была значительной. Малыши, которым мамы пели колыбельные, были гораздо спокойнее, охотнее слушались родителей и были лучше развиты интеллектуально. Это можно объяснить несколькими обстоятельствами.
У детей из первой группы и их мам установились более доверительные отношения
Перед сном, когда малыш засыпает, ему очень важно ощущать материнскую заботу и ласку. При этом неважно, насколько хорошо мама поёт, главное, что ребёнка убаюкивает такой родной и любимый голос
Колыбельные помимо мамы могут петь и папы, бабушки, дедушки. Неважно, кто из близких будет это делать, главное — вкладывать в песни свои ласку и любовь. Колыбельные полезны не только детям, но и их мамам. Многие врачи заметили улучшение лактации у мам, которые поют своим малышам колыбельные.
Было доказано, что наиболее благоприятно на детей влияют фольклорные песни. Их лучше петь несколько раз в день в течение 10 минут. Для этого необязательно заучивать много колыбельных, ведь одну и ту же песню можно петь несколько раз подряд.
Когда малыш станет старше, начнёт воспринимать то, о чём идёт речь в песне, из колыбельных он начнёт узнавать об окружающем мире. Поэтому чем старше становится ребёнок, тем более содержательные песни нужно выбирать
Кроме того, детям постарше важно разнообразие, поэтому чем ярче образы и сюжеты будут встречаться в колыбельных, тем лучше
https://www.youtube.com/embed/
Магия песни
Колыбельную песню можно назвать заговором-оберегом. Слова и музыка обладают волшебной силой и способны усыпить, успокоить, уберечь, охранить. Текст песни помогает ребенку изучать родной язык, понять значение первых слов, а размеренная плавная мелодия прививает любовь к музыке с раннего детства. Колыбельные песни – это совершенно особые песни, они закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека.
Может показаться, что все колыбельные песни похожи, однако это не так. Например, существуют песни, для мальчиков и для девочек, несущие в себе большую смысловую нагрузку и содержащие своеобразное руководство к действию.
Колыбельная для девочки содержит такие слова:
Закрывай принцесса глазки, баю баю, ангел мой.
Верь, когда-нибудь из сказки принц придет и за тобой.
Золоченая карета повезет тебя к мечте —
К встрече с утренним рассветом, к ясной утренней звезде.
Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины:
Баиньки, баиньки, спи, покуда маленький.
Будет время — подрастешь, на работу пойдешь,
Станешь лес рубить, рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке, избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать, будет некогда поспать!
Неспроста в колыбельных песнях использовались слова «люли», «люшеньки-люли», кроватку малыша — колыбельку — называли люлькой, а малыша, который спал в колыбельке, — лялей, лялечкой. Детей же не просто нянчат, а лелеют. Оказывается, это производные от имени дочери славянской богини Лады — Лели. Леля у славян была богиней весны, первых ростков, цветов. Наши предки считали, что она покровительница проклюнувшихся ростков, новорожденных малышей. Поэтому в колыбельке, баюкая ребенка, наши прапрабабушки обращались к покровительнице. Например, «Люшеньки-люли, спи, дитя мое, усни. » Иногда в колыбельных упоминается богиня Лада — богиня лета, счастья материнства — и очень часто — птицы. «Птицы у древних славян — это вестники Бога, которые помогают заботиться о малыше:
Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать. Стали гули ворковать.
Стала Таня засыпать
Снять напряжение и тревожность у маленького ребенка помогут ласковые и нежные слова, мелодичный напев, неторопливый ритм колыбельной песни. А легкое покачивание малыша еще усиливает этот эффект. Малыш быстрее засыпает и видит только хорошие сны, когда мама тихонечко поет колыбельную. Колыбельная мелодия – это постоянное повторение и звучное рифмование слов, она погружает слушателя в состояние транса. Колыбельная исходит от самого родного, самого дорогого человека – матери, поэтому воспринимается малышом с магической силой. Ритм колыбельной песни, схож с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, поэтому играет важную роль в их душевом единении.
Взрослым людям, страдающим бессонницей, поможет колыбельная песня, а также снимет стресс и тревожность, благодаря своему мягкому и ненавязчивому звучанию. Получается, что колыбельные учат нас спать.
Детская колыбельная песня научит не просто слушать, но и услышать
Действительно грустно, когда маленькие дети засыпают под звуки телевизора, а ведь влияние этих моментов на развитие ребенка сложно переоценить. Колыбельные песни малышам необходимы для здорового сна, как нежный мамин поцелуй, мамочкины объятия. Колыбельных не бывает много, никогда не бывает много. Мамина ласка в этих песнях нужна новорожденным детям, дошколятам и даже младшим школьникам.
Родителям бывает сложно уложить ребенка спать, порой чего они только не придумывают и не выдумывают. Однако изобретать заново велосипед не нужно – детские колыбельные станут лучшим снотворным малышу. Наши предки даже придавали мистическое значение таким песням, там встречались Бука, Дрема… Испокон веков с помощью колыбельных песен мамы желали своим малышам спокойствия и счастья. Никакую другую песню ребенок уже не будет слушать так внимательно, даже если у него закрыты глазки, он засыпает, всё равно мамина любовь навсегда запечатлеется в его подсознании. Ваш малыш услышит и запомнит волшебные слова близости с самым родным человеком на свете – мамой.
Между прочим, колыбельных песен для малышей очень много, народные, авторские, из мультфильмов и кино – выбор поистине огромный. Сердце подскажет, которая из них лучше для вашего малыша.
Что такое «белый шум»
Чтобы объяснить загадку не спящего младенца, нам придется вернуться в прошлое. Лет этак на два миллиона назад. Время тогда было темное и страшное, а жизнь трудная и опасная. Дети рождались по ночам, чтобы их не могли съесть дневные хищники. В первобытном обществе человек жил в стае и чувствовал себя защищенным только в окружении своих собратьев. То же самое можно сказать и о детях. Если малыш оставался без присмотра, его шансы на выживание были равны нулю.
Именно с тех времен и берет начало фобия всех детей, которые боятся остаться в одиночестве. Особенно уязвимы новорожденные и груднички, которые не проживут без мамы и двух суток
Для них жизненно важно понимать, что они не одни, что их не бросили, что мама рядом и всегда их покормит. Поэтому ребенок старается поминутно проверять, есть ли люди неподалеку: время от времени предупредительно хныкает, водит глазами, оживляется при виде матери и отца, съеживается и пугается при виде незнакомцев или домашних животных, громко плачет, когда понимает, что остался один
А теперь представьте себя на месте грудничка, которого родители стараются уложить спать. Ночь, темнота, тишина, мама и папа стараются не издавать ни звука, чтобы дитятко наконец уснуло. Разумеется, получается обратный эффект. Исследования показывают, что абсолютная тишина и темнота негативно действуют на нервы даже взрослого человека, который начинает испытывать страх и вздрагивать от стука своего сердца.
Гораздо лучше детей убаюкивает так называемый «белый шум». Это равномерный фоновый гул, состоящий из разных звуков примерно одной громкости: плеск водопада, разговор 2-3 человек, жужжание вентилятора и т. д. Особенно хорошо детям спится в лесу или на улице. Здесь создается непрерывный звуковой фон из шелеста листьев деревьев, чириканья птиц, разговоров прохожих, шороха проезжающих машин. Эти звуки дополнительно нагружают нервную систему и так утомляют младенца, что он под грузом впечатлений предпочитает отдохнуть и начинает дремать. И в таком сне он не будет дергаться, пугаться страшной для него тишины. Малыш будет крепко и долго спать, так как все время понимает, что он не один и в безопасности.
Колыбельная из глубины веков
Происхождение колыбельных песен очень древнее, первым, кто обратил внимание на жанр колыбельной песни, был В. А
Жуковский (автор исследований в области персидского языка и литературы, фольклора, этнографии и истории Ирана) в 1889 году. После многие ученые-фольклористы обращали внимание на этот жанр, но, несмотря на это, колыбельная не изучена до конца. Форма колыбельной песни добывалась многими поколениями матерей. Поскольку ребенок в младенческом возрасте еще не мог понять содержание песни, ее смыслового значения, главным становился ритм, звуковой «образ» песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой; спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента. У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере
И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное (в чем-то даже судьбоносное) значение для детей
А. В. Ветухов (филолог, фольклорист) рассматривает колыбельную песню как «отображение женской, материнской души». Он считает, посредством колыбельной песни мать передает свои личные переживания (горести и радости), возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку. А также использует в песне описание предметов, которые её окружают. Тематика песен меняется в зависимости от исторического хода событий. В 19 веке, крестьянка, «простолюдинка» поет песню, чтобы отвести душу и помечтать о лучшем будущем: благопожеланиями богатства, доброты, душевной щедрости.
Спи, мое милое, спи, дорогое!
Вырастешь большо — будешь в золоте ходить,
Нянек да мамок камочками дарить,
Да своих милых подруженек Ленточками.
По мнению М. Н. Мельникова (ученый-фольклорист Сибири), образы, связанные с пищей, появляются в колыбельных песнях в голодные двадцатые, а также шестидесятые и семидесятые годы.
Ой, качи, качи, качи, в головах-то калачи,
В ручках прянички, в ножках яблочки,
По бокам конфеточки, золотые веточки.
Суровая действительность и тоска по счастливой жизни обусловливают появление ярких образов золотой колыбели, образы «сверхсуществ» (сна, угомона, Буки) исчезают с искоренением предрассудков в сознании людей, заменяясь «реальными» образами животных и птиц.
А. Н. Мартынова (фольклорист) предложила классификацию колыбельных по содержанию: пожелания ребенку (сна, здоровья, роста; послушания; смерти). Обращение к различным существам с просьбой (требованием): дать ребенку сон, здоровье, укачать его; не пугать его, не мешать его сну. Песни повествовательные: о самом ребенке; разных людях; животных, птицах, предметах. В группу «Нетрадиционных колыбельных песен» включаются: песни литературного происхождения; песни, заимствованные из других жанров.
Что спеть малышу?
Замечательным выбором будут народные колыбельные. Но сейчас можно подобрать мелодии совершенно на любой вкус. Даже в альбомах рок-исполнителей имеются колыбельные песни.
Наверняка малышу понравится что-то из этого списка:
- “Колыбельная медведицы” из мультфильма про Умку;
- “Спят усталые игрушки”;
- “Спи, моя радость, усни”;
- “Засыпай, солнышко”;
- “Казачья колыбельная”;
- “Зелёная карета”;
- Колыбельная из мультфильма “Анастасия”;
- “Колыбельная Светланы”;
- “За печкою поёт сверчок”;
- “Двери Тамерлана” – песня группы “Мельница”;
- “Ветер, солнце и орёл”;
- “Ай, люли-люли”;
- Колыбельная Мэри Поппинс “Цветные сны”.
Но, конечно, главное не то, что поётся. Важнее всего тот человек, который это делает и что он в это вкладывает. Поэтому можно выбрать всего одну, самую любимую песню или даже сочинить собственную и петь её своему малышу.
Замечательная идея – записать процесс и сохранить. Когда-нибудь это станет незабываемым подарком для ребёнка.
Оставить комментарий