Нужно ли наказывать
Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.
Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?
Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?
Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.
Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.
Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.
Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим
Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели. Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями
Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.
Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).
Не забывайте о себе
Когда вы поддерживаете друга, которому тяжело, то можете обнаружить, что тоже стали грустить или тревожиться. Это называется присоединение.
Если замечаете, что погружаетесь в похожее состояние, почаще напоминайте себе о том, что у друга своя жизнь, а у вас — своя. Можно произносить вслух: «Я — это я, он — это он».
У вас есть право чувствовать себя хорошо, даже если ваш близкий в депрессии. Подумайте, успеваете ли вы заботиться не только о друге, но и о себе. Если чувствуете, что поддержка вас изнуряет, не стесняйтесь на время отстраниться или обратиться к специалисту.
Вы можете подобрать психолога в нашем сервисе: для этого нужно заполнить небольшую анкету. Чтобы решиться на терапию было проще, две первые консультации стоят по цене одной: 2 490 рублей. Мы подбираем только профессионалов, в которых уверены. Если вам не подойдёт психолог, это нормально — мы предложим другого.
Благодарим психолога и гештальт-терапевта Елену Белову за профессиональные рекомендации, которые описаны в этой статье.
В каком возрасте дети заводят первых друзей
В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.
В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.
Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр
В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы
Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.
Советы психологов
Как пережить потерю ребенка во время беременности? Некоторым кажется, что если ребенок не был рожден, то пережить потерю легче. Но это не так. Мама носит под сердцем своего малыша, она чувствует его и уже безмерно любит.
Поэтому ей также сложно переживать потерю, как и другим. Первое, что нужно сделать – признать и осознать случившееся. Затем заставить себя вставать и что-то делать.
После выкидыша часто у женщин начинается депрессия, нужно выходить из этого состояния как можно быстрее.
Если есть еще дети, то они и помогут. Ведь о них нужно заботиться.
Ничего так не лечит, как занятость. Занятость детьми, работой, домашними делами и прочим.
В таком случае время бежит незаметно, а все плохие мысли уходят на второй план.
Как пережить смерть новорожденного ребенка? Смерть долгожданного и любимого ребенка при родах очень сложно пережить. Он приходит в этот мир и еще не успевает познакомиться со своими родителями, а они с ним. Очень сложно пережить такое горе.
Некоторые советуют после потери сразу же завести ребенка. Но здесь все индивидуально. Родители сами должны решать, готовы ли они на это или лучше всего подождать.
Ведь во время беременности они будут опасаться проблем, нервничать и волноваться, а это может не очень хорошо сказаться на ребенке
Поэтому, прежде чем принимать такое важно решение, нужно хорошенько все обдумать
Как жить после потери ребенка? После того, как родители теряют свое дитя, им очень сложно вернуться к привычной жизни. Но это нужно сделать. Главное – это пережить горе. Дать выход своим эмоциям и чувствам.
Выплакаться и высказаться. Это действительно нужно сделать, от этого станет легче.
Стараться не зацикливаться на случившемся, чтобы не стать одержимым этой ситуацией.
Это сложно сделать, но нужно стараться. Нужно вставать каждое утро и заниматься своими делами.
Готовить кушать, идти на работу, встречаться с друзьями. Этого не получится сделать сразу, но со временем, все образумится.
Что нельзя делать при обучении детей общению со сверстниками?
Мы рассмотрели полезные методики, с помощью которых вы можете помочь ребенку разобраться в отношениях с друзьями. А теперь поговорим о вредных способах разрешения конфликтов. Если у вашего малыша возникли проблемы с дружбой, никогда не делайте следующего.
Не считайте своего ребенка по умолчанию жертвой. Конечно, вы любите своего малыша больше всех на свете. Естественно, вам хочется занять его сторону в конфликтной ситуации с другими детьми. Однако помните, что ребенок рассказывает вам свою версию событий, в которой может немного приукрасить злодейства обидчиков и «забыть» упомянуть о некоторых своих словах и действиях. Задавая вопросы, постарайтесь восстановить картину целиком, чтобы принять взвешенное решение.
Не принуждайте ребенка помириться с друзьями или поменять их. Помогите малышу проанализировать особенности общения разных детей со сверстниками, взвесить плюсы и минусы дружбы с ними. Сделайте все необходимое, чтобы он смог принять самостоятельное решение, но не указывайте ему, с кем дружить.
Не пытайтесь исправить сломавшуюся дружбу самостоятельно. Часто взрослые считают, что лучше и эффективнее справятся с проблемой, ведь они гораздо мудрее и опытнее малыша. Мамы и папы идут на серьезный разговор к родителям другого ребенка или даже напрямую обращаются к нему, чтобы объяснить, как правильно дружить. Ваши решительные действия могут сделать ситуацию еще хуже. Если у вас нет весомых оснований считать, что малыш стал жертвой буллинга (физической или психологической травли со стороны сверстников), не вмешивайтесь, дайте ребенку разобраться со всем самому.
Не предлагайте ребенку морально уничтожить «обидчика». Иногда родители рекомендуют малышу жестко ответить на обиду. Вот несколько вредных советов, которые дают мамы по поводу общения детей дошкольного возраста со сверстниками: придумать унизительную кличку, высмеять перед всеми, раскрыть секрет, опорочить, сочинив некрасивую историю. Не делайте так! Вы можете нанести тяжелую психологическую травму другому ребенку, которая повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, интриганство — оружие, которое не всегда удается контролировать, и оно может больно ударить по вашему малышу.
Не предлагайте разобраться по-мужски. Если друг оказался вдруг, некоторые папы советуют ответить на обиду физически. При этом звучат правильные слова «постоять за себя», «защитить честь», «дать отпор» и другие. Утихомирьте в себе дуэлянта и учите малыша решать проблемы дипломатическими, а не силовыми методами — кулаками дружбы не построить.
Не игнорируйте жалобы малыша
Учитесь вовремя выявлять реальные проблемы, в особенности обращайте внимание на ситуации, когда постоянно возникают конфликты с одним и тем же ребенком. Чтобы во всем разобраться, поговорите с воспитателем или с другим взрослым, кто присутствовал при этом.
Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают
Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.
Что делать родителям
Родители должны оказать максимум такта, внимания. Не стоит сразу начинать изводить ребенка вопросами о любви, проблемах в школе
Важно:
воздержаться от расспросов, общение должно быть максимально тактичным;
выслушать, поддержать, понять, даже посочувствовать;
можно рассказать о своей первой любви, только без драматизации;
общаться с подростком максимально спокойно, не выражать досаду, не осуждать его за “неудачный” выбор объекта;
отказаться от запретов общения со сверстниками;
попробуйте переключить внимание на другие стороны жизни, не соприкасающиеся с личными отношениями – отправить в путешествие, записать на новые курсы, придумать новый вид занятий;
по желанию или согласию ребенка попробовать разобраться в произшедшем.
Оставить комментарий
Как же помочь своему ребенку обрести друзей в классе?
Если ребенок на вопрос, чувствовал ли он себя когда-нибудь одиноким и не любимым, отвечает, что это постоянно ощущается в классе, где с ним никто не хочет общаться, то пора искать методики оказания ему помощи.
Собственный опыт
Родителям следует внимательно относиться к своему ребенку, откинув позицию прокурора, грозно проверяющего оценки и спрашивающего, хорошо ли он вел себя в школе. Подобное отношение только усугубляет проблему, приводя к замкнутости и нежеланию делиться переживаниями.
Необходимо учитывать, что ученик получает колоссальную нагрузку и после уроков чувствует себя утомленным. Особенно напряженно усвоение новых знаний дается в период с первого по третий класс.
Взяв на вооружение дружеский тон, беседа с ребенком ведется в плане обсуждения итогов прошедшего дня и выяснения планов на следующий. Должен чувствоваться искренний интерес, а не желание тотального контроля. В беседе задаются ненавязчивые вопросы об одноклассниках, возникающих недоразумениях. Если чувствуется какая-то волнующая ребенка проблема в этом плане, нельзя отмахиваться или советовать все забыть. Самым действенным решением будет дельный совет, обозначенный как собственный опыт из школьных лет, позволяющий не чувствовать одиночества в коллективе.
Несмотря на занятость, целесообразно принимать у себя дома ребят из класса, если ребенок их пригласил зайти в гости. Выставить на стол угощение, не хмуриться и не высказывать недовольства, если дети затеяли шумную игру. Постараться приветливо поговорить с гостем, чтобы он не испытывал неловкости. Пригласить приходить еще. Демонстрация того, как следует принимать гостей поможет ребенку самому выстраивать в дальнейшем правильную модель поведения и чувствовать себя уверенным в подобных ситуациях.
Ролевые игры на общение
Хорошим подспорьем будет собранная и постоянно пополняемая база ролевых игр, ориентированных на формирование навыков общения. Выбрав несколько минут, например, в перерыве между выполняемыми домашними заданиями, с интересом и азартом проигрывать их вместе с ребенком, выделяя и анализируя в конце правильную модель поведения.
Если планируется какое-то мероприятие, например, день рождения, с приглашением одноклассников, то в план развлечений также целесообразно включить ролевые игры, формирующие навыки позитивного общения в различных ситуациях.
Комплименты
Открытый и доброжелательный человек спокойно отмечает достоинства других и не стесняется говорить им добрые слова.
Научить ребенка говорить комплименты несложно, если не делать это самоцелью и не навязывать ребенку установку о том, что он обязан это делать. Любое доброе слово должно идти от сердца и звучать легко и непринужденно. Вначале все облекается в увлекательную игру. Придумать как можно больше разнообразных комплиментов для своих любимых игрушек. Произносить их не только от своего имени, но и от имени самих кукол другу другу. А затем игрушки, объединившись в дружную компанию, произнесут добрые слова в адрес ребенка.
Утром мама приветствует своего малыша, говоря ему, какие у него сегодня прекрасные глаза, как великолепно выглядят порозовевшие после сна щечки. Папа, заглядывая в тетрадь, отмечает, что домашнее задание выполнено очень аккуратно и старательно. Постепенно ребенок легко будут замечать положительные черты у одноклассников и непринужденно и искренне, от всей души, говорить им комплименты, не ожидая слов благодарности.
Общность интересов
Специалисты отмечают, что чаще всего дружба возникает, если дети занимаются совместным творчеством. Внимательные родители, зная наклонности своего дитя, непременно стараются записать его в спортивную секцию, музыкальную школу или творческий кружок. Польза для ребенка будет огромной, если он сам проявил заинтересованность и посещает занятия с удовольствием. Успехи на новом поприще в некоторой мере позволяют ему нивелировать школьные неприятности.
Постепенно появляется возможность показывать свои достижения и в рамках школьных мероприятий, выступая в качестве певца или танцора, участвуя в выставках и конкурсах. Поднимают самооценку поощрения – грамоты, дипломы, кубки, вручаемые на торжественных линейках.
Помощь групп и сообществ
Поможет ли пережить горе общение в группах мам и пап, потерявших детей? Где найти такую группу?
Общее горе объединяет людей. Люди, которые пережили смерть ребенка, понимают друг друга лучше всех. Эта потеря не сравнится ни с одной потерей. Это горе самое сложное.
Тяжело поддерживать человека, если сам не пережил подобное. Поэтому, те, кто пережил смерть ребенка, могут помочь справиться, успокоиться.
В таких группах люди делятся своим горем, воспоминаниями, рассказывают друг другу о своих детях, об их жизни.
Они вместе горюют, плачут и смеются, вспоминая счастливые моменты. Такая поддержка очень важна.
Особенно тем, кто только-только потерял ребенка и не знает, как жить дальше, как справиться с этой потерей. Таким людям нужно видеть тех, кто смог это пережить. Им нужно пообщаться. Только родители, потерявшие ребенка, смогут дать правильный совет.
Такие группы можно попробовать поискать у себя в городе. Они должны быть организованы в каждом городе. Возможно, в поиске может помочь психолог или психотерапевт. Еще такие группы иногда организовывают при церкви.
На них люди переписываются друг с другом, могут поговорить по скайпу или телефону. Этот вариант хорош тем, что поддержку можно получить практически в любое время суток.
Подкиньте дочке пару идей
– Как же правильно реагировать родителю, к которому пришла дочка и пожаловалась?
– Первое. Всегда и обязательно послушать ребенка. Слушаем его чувства и эмоции. Ни в коем случае не пропускаем чувства, даже если ситуация нам кажется незначимой и глупой. Даже если хочется сказать: «Не обращай внимания», сначала слушаем чувства человека и только потом говорим: «Понимаю, ты расстроен».
– Но если ситуация и правда глупая?
– Травмой становится то чувство, которое мы не можем переработать. Для его переработки нам нужен внешний человек. Это касается не только детей, но и взрослых. Не случайно мы хотим поделиться своими бедами с подругами.
– Как дальше утешать ребенка?
– Второе. Следует спросить ребенка, почему, по его мнению, условная Маша так сделала/сказала, зачем? Своими вопросами надо попытаться привести ребенка к мысли, что у другого человека были свои мотивы поведения. «Она сказала или сделала так не потому, что хотела тебя обидеть, а потому, что у нее что-то не в порядке». Стоит подкинуть пару идей. Например, «может быть, она тебе завидует, так как у нее обычно все хуже получается?» «Может быть, она чувствует себя в классе неуверенно, решила на тебе отыграться?» Только после этого можно сказать: «Ты хорошая, не обращай внимания».
– «Не буду с тобой дружить, если…» – фраза, которую обычно используют девочки? Почему дети допускают психологическую агрессию в отношении своих же подруг?
«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе
– Эти фразы говорят и девочки, и мальчики, но с разными формулировками. «Мы с тобой не будем дружить», – говорят девчонки. «Ты не подходишь для нашей команды», – говорят мальчики. Смысл всегда один и тот же. Исключение из круга – это демонстрация власти, попытка чувствовать себя крутым за счет другого. Такие вещи происходят не от большой уверенности в себе и не от большого психологического здоровья.
То, как развивается социальное взаимодействие, то, как часто кто-то пытается отыграться на другом, напрямую связано с уровнем тревоги в коллективе в целом. Как только коллективу что-то угрожает извне, вызывает тревогу, тут же начинаются внутренние разборки. Одни пытаются почувствовать себя увереннее и нападают. Свидетели при этом не защищают жертв, понимая, что сами могут оказаться в роли жертвы в следующий момент. Внутренний разбор происходит путем исключения из круга своих.
– Как действовать родителям? Стоит ли обращать внимание на жалобы ребенка, если речь не о физической агрессии, а о «ты больше не в нашей команде»?
– С точки зрения психологической целостности неважно, с физической или психологической агрессией сталкивается человек. Травма, которая наносится психике, одинаковая
Если в случае психологической травли человек ощущает себя униженным, одиноким и никчемным, то при физической агрессии он на уровне тела ощущает себя не в безопасности, ждет удара и того, что в любой момент ему могут сломать руку.
Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй
Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она — основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение
Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.
В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.
Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу
Если ребенку не интересны сверстники
Некоторым детям нравится играть в одиночку, и их не следует заставлять проводить все время с другими. Но, возможно, ребенок очень взрослый для своего возраста. Тогда может случиться так, что с ровесниками он имеет мало общего из-за других интересов. В этом случае стоит попробовать связаться с детьми старшего возраста. Может случиться так, что они чувствуют себя более комфортно в роли защитника и «учителя» младшего ребенка – тогда нужно поискать друга помладше.
Кроме того, родители не должны недооценивать роль своего образца для подражания, потому что: у общительных мам и пап растут дети с широким кругозором.
Можно делать следующее:
Показать ребенку, что дружба ценна
Для этого можно самостоятельно поддерживать много контактов с друзьями и родственниками. Тогда ребенок должен понять, что общение – это удовольствие, а не неприятность. Если мама закатывает глаза, когда звонит подруга, она посылаете двойное сообщение, которое её ребенок еще не может понять. Все, что он понимает, это то, что кто-то действует маме на нервы.
Регулярно приглашать друзей и попробовать себя в роли ведущего
Если у ребенка есть товарищи по играм, родитель, как хороший хозяин, должны выказывать им столько же внимания, сколько и одному из своих друзей. Детям понравится, если родители друга будут относиться к ним вежливо и приготовят напитки, лёгкий перекус или наполнят детский бассейн специально по этому случаю. Но затем следует снова отойти в сторону и оставить детей наедине.
Интересоваться друзьями ребенка, не задавая вопросов
Если ребенок играл с другим у него в гостях, можно аккуратно выяснить, как они провели время, не нападая на него. Вечернее время во время укладывания, когда малыш может рассказать о своих повседневных переживаниях перед сном, особенно подходит для таких разговоров. Таким образом, у ребенка разовьется чувство, что о дружбе стоит говорить.