Что такое хорошо и что такое плохо?
Маленькие дети имеют весьма своеобразные суждения о нравственном поведении. Так, они оценивают не мотивы того или иного поступка, а его результаты. Допустим, один мальчик тайком полез в буфет за конфетой своей сестренки и по пути разбил чашку, а другой мальчик помогал маме накрывать на стол и уронил целый поднос с посудой. Четырехлетка почти наверняка скажет, что второй мальчик поступил куда хуже, ведь он нанес более серьезный урон.
В целом развитие нравственности ребенка, как и развитие интеллекта, проходит несколько стадий. Так дети в возрасте двух-трех лет ориентируются только на соблюдение правил с целью избежать наказания, а с четырех до семи — им присущ «наивный потребительский гедонизм». То есть, малыши делают то, за что похвалят, добрые поступки могут совершать только по принципу «ты мне — я тебе». Поэтому нормально, что дошкольник считает наилучшим поведением то, которое позволяет избегать неприятностей и в то же время дает возможность не упускать своего.
Ценность человеческой жизни как таковая еще не осознается, а измеряется только удовольствием, которое этот человек доставляет ребенку или другим людям. У самых маленьких ценность человека даже смешивается с ценностью предметов, которыми он обладает. Та тетя, которая угощает конфетами, и тот мальчик, который делится своим самокатом, — однозначно «хорошие люди», а вот если бы на свете не было тети, которая ругается за то, что мы шумели в музее, то никто ничего бы не потерял.
Только в возрасте десяти-тринадцати лет дети начинают хорошо понимать принятые в обществе нормы, осознавать ценность каждой человеческой жизни. Сначала они считают правильным подчинение закону и авторитетам, и только после тринадцати — готовы гибко оценивать те или иные поступки, допускают, что даже противозаконные действия могут быть оправданы, если продиктованы совестью.
Таким образом, ждать от дошколенка чудес самопожертвования при дележке игрушек на детской площадке или в отношениях с братьями и сестрами вряд ли стоит, равно как и стыдить ребенка за нормальное для его возраста поведение
С другой стороны, важно обсуждать примеры из жизни и литературы, размышлять, «что такое хорошо и что такое плохо». А то, знаете ли, приходят на ум взрослые люди, нравственное развитие которых в смысле гибкости ничем не отличается от уровня шестилетнего малыша
Сила, ловкость, выносливость
Все это называется физическим развитием ребенка
Малышу сейчас крайне важно много двигаться, чтобы становиться все более ловким, координировать движения, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы. Такому развитию способствуют следующие занятия:
- зарядка;
- перешагивание препятствий (как естественных, так и специально устроенных взрослыми);
- перепрыгивание нарисованной линии или разложенной на полу веревки;
- ходьба по заданной линии или фигурно разложенной веревке;
- ходьба по плоскости с наклоном вверх или вниз (по доске, бревну);
- игры с мячом (его можно бросать маме, ловить, кидать вверх, бить ногой, кидать в цель – коробку или корзину, пробовать вести перед собой во время ходьбы или бега);
- танцы;
- плавание, игры в воде (например, в детском надувном бассейне);
- езда на велосипеде;
- прыжки с места вперед на двух ногах;
- любые подвижные игры;
- спрыгивание с небольших возвышений;
- игры на детской спортивной площадке (с канатом, кольцами, лесенками).
Если такие игры проводить под соответствующую музыку или организовать соревнования крохи с соседской ребятней, малыш будет заниматься увлеченно, получать массу положительных эмоций и развивать способность общения в социуме.
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться
Сравнивать с «сыном подруги»
Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой.
Переходить на личность
Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека.
Перегружать учёбой
В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься.
Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.
Продолжать ходить в обычную школу
Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.
Польза скуки
Voyagerix/Getty Images Pro
1. Скука стимулирует воображение ребенка
Когда дети остаются без электронных устройств, их воображение вынуждено искать способы, чтобы развлечь себя.
Давая им возможность пробовать что-то по собственному желанию, мы помогаем развивать у них любознательность и открывать то, что приносит им радость.
Более того, исследование показало, что люди, которым давали несколько скучных занятий, демонстрировали лучшее воображение, чем когда их просили заниматься творческой деятельностью.
Детям необходимо учиться брать инициативу и думать, как занять себя без того, чтобы им кто-то указывал. Это стимулирует воображение и творческое мышление.
2. Скука учит упорству
Способность противостоять внешним (неблагоприятным) условиям позволяет ребенку учиться не сдаваться при столкновении с трудностями.
Скука или необходимость думать о способах, чтобы развлечь себя – это важный способ развить в себе это упорство.
Каждый из нас хочет верить в то, что хорош во всем, но дети, которые никогда не переживали неудачу, не знают, как с ней справляться, когда возникает такая ситуация.
Свободное время, когда вы можете попробовать что-то новое, не беспокоясь о неудаче, необходимо ребенку для развития стойкости и стрессоустойчивости.
3. Скука развивает у ребенка навыки решения проблем
Привык ли ваш ребенок к тому, что вы придумаете для него что-то каждый раз, когда он скучает?
Перестаньте вмешиваться, потому что скука поможет ему развить навыки решения проблем.
В среде, где ребенок окружен стимулами, он чувствует себя некомфортно, когда ему нечем заняться.
Но это развивает инициативу и способность решать проблемы, потому ему приходится полагаться на себя, чтобы разобраться с проблемой скуки.
4. Скука помогает ребенку формировать отношения
Когда ребенок остается играть с другими детьми, это помогает ему строить межличностные отношения, которые утрачиваются с появлением технологий.
Если детям предоставить время и пространство, когда их ничто не будет отвлекать, это будет стимулировать их общаться и взаимодействовать друг с другом, а также участвовать в совместных занятиях.
Кроме того, они учатся сохранять зрительный контакт и считывать жесты и мимику – то, что можно освоить только с опытом.
5. Скука дает уверенность
Когда у ребенка есть возможность занять себя, и у него это получается, это повышает его самооценку.
Использование свободного времени, чтобы пробовать новое, испытывать себя на прочность и рисковать, помогает детям обрести уверенность.
6. Скука улучшает психическое здоровье
Современные дети (и взрослые тоже) так заняты, что у них остается не так много времени, чтобы отдохнуть и позволить своему уму блуждать.
Время наедине дает возможность поразмышлять и лучше узнать себя.
Исследование показало, что для психического здоровья очень важно позволять нашему уму блуждать, а не все время фокусироваться на каких-то занятиях.
7. Скука создает чувство принадлежности
Кроме того, что скука дает возможность подумать, свободное от занятий время дает детям ощущение принадлежности.
Если дети всегда на чем-то сосредоточены, они принимают окружающую обстановку, как должное.
Но им важно вступать в контакт со своим окружением, чтобы ощутить чувство принадлежности там, где они живут.
8. Скука делает детей счастливыми
Ребенок может вас убеждать в том, что ему скучно, но это, на самом деле, может сделать его счастливее.
Когда взрослые говорят о своих детских воспоминаниях, никто не упоминает ничего материального. Чаще всего мы вспоминаем простые вещи, такие как забавные и грустные ситуации, природу и близкие связи.
Все занятия, которые, как мы думаем, обогащают детство ребенка, на самом деле, мешают простой и довольной жизни.
Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития
Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.
Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.
Подробнее о том, надо ли заниматься с ребенком дома читайте на сайте psy-razvitie.ru.
Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.
Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
Обязательно завершайте задания.
Следующая рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с мамой и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и пять минут может быть трудно
При этом важно, чтобы задания оказывались завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание, которое начали – надо обязательно завершить
Так что, в данном случае, планируя занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности. Желательно приучать к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие или тетрадка вернуться на свое на место.
Когда ребенок занимается легко, с интересом и ему доставляет удовольствие игры и занятия с родителями, то завершение заданий обычно не представляет сложностей.
Другое дело, когда особенности развития затрудняют совместную игру и занятия. В этих случаях, чтобы задание было завершено родителям нужно научиться правильно оказывать помощь ребенку во время выполнения заданий. В публикации «Как помогать ребенку во время занятий дома» более подробно описаны этапы оказания помощи.
Упражнение «Информированные карточки»
(Модификация упражнения Ч.Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.
Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.
Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.
Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне — столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.
Анализ упражнения
— Интересно ли было выполнять задания?
— Понравилась ли эта игра?
— Что нового вы для себя узнали?
— Что будете использовать?
Как выбрать занятия для детей: важное правило
У каждого ребенка есть определенный талант, который может помочь в развитии увлечений и времяпровождения.
Некоторым детям может нравиться читать книги, в то время как другие могут любить рисовать картины. С другой стороны, многие дети просто любят играть в игры или участвовать в спортивных мероприятиях.
Какими бы ни были увлечения ребенка, очень важно, чтобы родители определяли тот тип хобби, к которому у него проявляет склонность. Основная цель состоит в том, чтобы задействовать имеющийся талант и навыки для развития дополнительных знаний
Для чего это надо?
Это необходимо для того, чтобы дети могли превратить полученный от хобби опыт в профессиональные достижения, пожизненные интересы или карьеру.
Например, интересующийся изучением пород ребенок, получает знания о геологии и приобщается к науке. А дети, которые в письменной форме рассказывают о том, что их окружает, получают знания о структуре текста, грамматике, учатся литературному изложению мыслей и красивому слогу.
Занятия для детей 3 лет
Начиная с этого возраста многие родители отдают своего ребенка на развивающие занятия для детей. Действительно, многие известные педагоги придерживаются мнения, что 3 года — лучшее время для изучения языков.
Почему это может быть опасно?
Пытаясь сделать из своего ребенка вундеркинда, Вы лишаете его обычного детства. Наш совет — записывайте детей на занятия по ритмике, рисованию, сказкотерапии, проводите пальчиковые игры. Такие уроки действительно ускоряют процесс развития малыша.
Какой вид спорта выбрать?
Со спортивными секциями в таком возрасте мы бы советовали повременить. Если хотите приучить малыша к физическим упражнениям — это можно делать и дома. Тем более, что психологи утверждают: совместные занятия спортом идут на пользу всей семьей.
Выбирайте упражнения на растяжку, несложные силовые, пробуйте ставить малыша на ролики.
Занятия для детей 4 лет
Этот возраст лучше других подходит для начала изучения наук и занятий спортом. В 4 года ребенка необходимо научить читать. Также советуем записать его в детские кружки по развитию речи.
Как привить ребенку любовь к науке?
В этом возрасте дети уже начинают оперировать абстрактными понятиями и обучение проходит по максимуму просто. Специализированные кружки для детей до начала школьной программы учат простым научным истинам (например, почему 1+1=2).
Такие классы помогают ребенку мыслить нестандартно еще с детства и с возрастом обучение будет даваться легче
Но обратите внимание на усидчивость ребенка и его интерес. Если он слишко активен и преподаватели жалуются — отдайте его на спортивные секции
Какой вид спорта выбрать?
Когда речь идет о выборе спортивного направления для данного возраста, психологи и врачи настоятельно рекомендуют учитывать индивидуальные особенности физиологического развития каждого ребенка.
Ходите по секциям, говорите с тренерами, записывайтесь на пробные занятия — так Вы сможете подобрать максимально подходящий для ребенка спорт.
Занятия для детей 5 лет
Педагоги предлагают с этого возраста уделить внимание музицированию и живописи. На таких уроках развивается воображение и образное мышление, которые являются основой для формирования навыков, полезных при овладении школьными предметами
Помните, что изучение других языков не обязательно в этом возрасте. Как утверждают многие педагоги — это может помешать формированию родной речи.Если же это действительно необходимо, то учите язык через разговорную речь и в форме игры.
Какой вид спорта выбрать?
Большинство известных спортсменов начинали именно в этом возрасте. Исходя из физического состояния ребенка, его можно записать на плаванье, футбол, танцы, легкую атлетику. Занятие спортом поможет выплеснуть энергию, развить ловкость и координацию.
Занятия для детей 6-14 лет
В этом возрасте ребенок начинает ходить в школу
Если хотите записать его на дополнительные занятия — обязательно обратите внимание на загрузку
Психологическое напряжение, неуспеваемость. раздражительность, агрессия и прогулы — малая часть последствий при неправильном планировании времени ребенка.
Что может быть интересно в этом возрасте?
С 6 лет ребенка можно отдать в секцию технического творчества. На занятиях дети создают простые модели из картона и цветной бумаги, а примерно через год уже разбираются в чертежах и осваивают тех. терминологию. Психологи рекомендуют такие занятия особенно тем семьям, где мальчики живут без отцов.
Развиваем интеллект
Полезные уроки и задания, которые помогают развивать у малышей этого возраста логическое мышление, память и внимание, могут быть следующими
- Занятия с полезными развивашками. Это конструкторы, пирамидки, пазлы, матрешки, мозаика, лото, вкладыши, которые собираются последовательно, по мере увеличения или уменьшения размера предметов, что способствует изучению понятий «больше – меньше».
- Нахождение цвета по названию.
- Подбор геометрических фигур по образцу, в том числе – подбор соответствующих фигур к отверстиям.
- Поиск лишнего предмета из предложенных по какому-то признаку.
- Поиск предмета, который исчез из группы предложенных, определение места, где он находился. Для начала достаточно 3–4 предметов, постепенно их число увеличивают, а убирать со временем можно будет уже по 2.
- Поиск целой картинки по предложенной детали.
- Обобщение предметов в группы по определенному признаку (домашние животные, одежда, мебель, дикие птицы).
- Выстраивание геометрических фигур в заданной последовательности, например в виде паровозика.
- Подбор парных предметов или картинок.
- Разгадывание загадок в стихотворной форме (отгадку подобрать легче из-за рифмы).
Также развивать логику можно, используя простые математические задания. Например, пусть ребенок раскрашивает картинку, подбирая цвета в соответствии с их цифровым обозначением
При этом важно проговаривать цвета и цифры вслух
Дома или на прогулке ребенку младшего дошкольного возраста полезно считать выборочно: только яблоки в вазе с фруктами или только красные машины.
Можно предложить ребенку несколько предметов или картинок с их изображением, чтобы он выстроил их от большего к меньшему, а затем наоборот.
Организуйте удобное пространство для занятий.
- Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
- Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
- Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
- Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
- Ковер или место для игр на полу.
- Полка для выставки творческих работ (для детей после трех лет).
- Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка. Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
- Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.
Достижения своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий
Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.
Упражнение «Визитная карточка»
Цель: развитие навыков самопрезентации, развитие творческого мышления.
Инвентарь: визитные карточки героев Э. Успенского и И. Агрон, бумага, цветные карандаши.
Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый знакомит детей с визитными карточками героев.
— Скажите, пожалуйста, какую информацию несет такой текст?
— Чем отличается текст визитной карточки от других?
Задание 1 Составьте свою визитную карточку.
Схема:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Кто вы по профессии, занятиям.
3. Адрес.
4. Телефон.
Задание 2
1. Представьте себя… кем хотите.
2. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.
Вопросы для обсуждения
— Понравилась ли игра?
— Легко ли было придумывать визитную карточку?
— Нравится ли тебе твоя визитная карточка?
Игрушки для развития ребенка
Предметы окружающего мира воздействуют на ребенка не хуже, чем деятельность взрослого. Поэтому игрушкам, способствующим развитию памяти, мышления, внимания, восприятия, речи должен отдаваться приоритет. Плюшевые зверушки, которыми так любят баловать дошкольников все без исключения, не являются «развивающими» по большому числу параметров. Да, с их помощью можно воспитать «страсть к накопительству» и иные стереотипы поведения, но развитию ребенка они практически не способствуют (за исключением использования их в театральной деятельности).
Какие игрушки следует использовать в развивающих занятиях для детей?
В возрасте от года до полутора лет малыши испытывают потребность в следующих вещах:
- Предметы для содействия формированию и развитию мелкой моторики и координации движений глаз-рука (мелки, трехгранные толстые карандаши, набор красок для рисования пальчиками и ладошками, листы бумаги разной фактуры).
- Наборы для конструирования (из разных материалов, разноцветные, большие и средние по величине – это кубики, строительные наборы, модули).
- Куклы и звери мягкие (среднего размера, поскольку больших моделей ребенок может испугаться).
- Шумовые и музыкальные игрушки (не автоматические в виде «нажми на кнопку – получишь результат», а издающие звук при определенном воздействии на них; это барабаны, деревянные колотушки, тамбурины, погремушки и т. д.).
- Составные игрушки из двух — трех частей.
- Большие модели транспортных средств, которые можно возить за собой на веревочке (иногда и прокатиться самому), и игрушки на колесиках.
- Каталки (для укрепления и развития моторно-двигательного аппарата).
- Книжки-малышки с толстыми страницами.
Развивающие игрушки для детей в полтора – два года:
- Актуальными остаются наборы для рисования. К ним добавляются краски и кисти, всевозможные наборы для шнуровки, нанизывания бусин, всевозможных манипуляций с молниями, пуговицами и другими видами замков.
- Пазлы (простые большие от 2 до 6 штук в наборе) и разрезные картинки (2-3 части).
- Игрушечная мебель и наборы предметов для ролевых игр («Парикмахерская», «Кухня», «Больница» и т. д.).
- Наборы для игр с сыпучими и жидкими материалами.
- Всевозможные каталки и самокаты приветствуются в использовании во время двигательной активности.
Для развивающих занятий для детей 2-3 лет можно использовать:
- Различные виды лото («Чей ребенок?», «Овощи», «Животные» и т. д.).
- Пазлы и разрезные картинки (из четырех частей).
- Детские ножницы.
- Кукольный театр и маскарадные костюмы.
- Кукла с одеждой для каждого сезона.
- Велосипед и разные приспособления для организации подвижных игр.
В возрасте от трех до пяти лет требования к развивающим игрушкам усложняются: детали становятся мельче, их количество увеличивается, большим становится объем информации, который требуется запомнить по условиям игры.
Музыка и творчество
Музыка, сопровождающая любые занятия малыша, оказывает положительное влияние на его настроение
Но кроме этого развивает слух, эстетический вкус и чувство ритма, которое важно для правильной организации речи ребенка
Музыкальное развитие может включать такие занятия:
- пение (прекрасно, если с мамой вместе);
- игра на музыкальном инструменте (даже, если это пока всего лишь игрушка);
- отгадывание знакомых песенок или мелодий;
- использование в играх и занятиях музыки с разным ритмом.
Полезно будет потанцевать с ребенком под разные музыкальные ритмы
При этом важно показывать ему, как не просто двигаться в такт, но и передавать настроение, которое ему навеяла музыка
Творческие способности позволяют крохе не только получить психологическую разгрузку, но и развивают его фантазию, усидчивость, мелкую моторику, способность выражать свои чувства в создаваемых «произведениях». Детские творческие работы в этом возрасте, само собой, несовершенны, но удовольствие и польза от них очевидны.
Чем ребенок может заниматься?
- Рисованием, аппликацией, лепкой.
- Строительством домов, мостов, крепостей из кубиков или крупного детского конструктора.
- Выкладыванием картин-мозаик из подручных мелких предметов (кусочки картона, скорлупа яиц, крупы).
- Играми в кукольном театре. Это развивает воображение, речь, актерские задатки. Ребенок может быть как зрителем, так и участником спектакля или его единоличным актером, если будет к этому готов.
- Ролевыми играми по мотивам знакомого произведения. При этом сценария придерживаться вовсе не обязательно. Сюжет может получиться совершенно неожиданным, если помочь малышу проявить его фантазию.
Как обогащать словарный запас ребенка
Каким бы маленьким ни казалось родителям чадо, разговаривать с ним нужно всегда как с взрослым человеком, можно немного более эмоционально окрашено. Изобретение нового, никому не понятного языка общения (в силу того, что ребенок испытывает трудности в произношении) категорически запрещено. Речь взрослого всегда является для малыша эталоном для подражания, поэтому не стоит удивляться, если в лексиконе дошкольника появляются слова-паразиты мамы или папы или нецензурные выражения людей старшего поколения.
Посредством подражания развивается пассивный словарный запас. Для того чтобы перевести его в актив, следует провести целенаправленную совместную работу. Как правило, темы развивающих занятий для детей выбираются с опорой на календарный принцип, т. е. соответствуют событиям, происходящим вокруг ребенка (времена года, природные явления, жизненные циклы животных и растений, праздничные даты, одежда по сезону, обувь и т. д.).
С каждым годом появляется больше слов, значение которых понимает ребенок и использует в собственной речи самостоятельно. Дошкольник излагает свои мысли и наблюдения при помощи сложноподчиненных предложений уже в пять лет. Однако для того, чтобы это произошло вовремя и безболезненно, взрослые должны взять на себя роль проводника, который объясняет, что откуда берется, или ищет ответы на вопросы вместе с малышом. Происходит такая работа в совместной деятельности, а это прогулки, чтение книг, просмотры мультфильмов и образовательных передач, выполнение повседневных обязанностей.
Упражнение «Портрет»
(Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)
Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.
Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.
Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.
Инициативность — это…
Ответственность — это…
Самостоятельность — это…
Например:
Инициативность — это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.
Ответственность — это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.
Самостоятельность — это умение сделать что-то своими силами, самому.
Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: — Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:
- на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
- при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).
После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.
Вопросы для обсуждения
- Как вы отбирали качества?
- Легко ли было договориться друг с другом?
- Узнали ли вы в себе новые качества?
- А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?
Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.