Вокруг света
Для четырехлетки географическая карта – аляповатая картинка. Скорее всего, он сумеет запомнить, что Антарктида «где-то наверху», а форма Апеннинского полуострова похожа на сапог. Но понять, что же это на самом деле такое – карта мира, сможет еще не скоро. Тем не менее знакомить ребенка с географией до школы очень полезно: он расширит свой кругозор, заучив некоторые понятия, очертания материков, названия государств и городов… Кроме того, география – наука разноплановая, она поможет узнать обычаи и традиции народов мира, а также познакомит с флорой и фауной разных стран.
Как можно объяснить крохе, что такое карта? Возьмите апельсин или грейпфрут и скажите, что наша Земля по форме такая же круглая. Если постараться, можно аккуратно снять кожуру целиком и разложить на столе – получатся два импровизированных земных полушария, Западное и Восточное. Затем переходите к обычной бумажной версии карты.
Действуйте по принципу «от большого к малому»: сначала покажите и обведите фломастером континенты, потом – самые большие острова (такие, как Мадагаскар, Новая Гвинея или Гренландия), затем переходите к океанам и морям, странам и городам.
Что еще можно сделать на домашних «уроках» географии?
- в контурных картах раскрасьте континенты разными цветами, максимально соответствующими им (например, Африка желтая, потому что там пустыня);
- на карте обведите маркером границы России и отметьте город, в котором вы живете. Покажите Москву и Санкт-Петербург, расскажите об их главных достопримечательностях. Отображайте на карте города, в которых живут ваши родственники или в которых вы с ребенком когда-то были;
- просите ребенка показать вам какой-нибудь объект на карте (например, озеро Байкал или пустыню Сахару);
- сделайте «карту животных»: на большую карту мира вместе наклеивайте изображения типичных для каждой страны животных (Антарктида – пингвины, Австралия – кенгуру и т.п.);
- читайте и учите с ребенком тематические стихи. Вам в помощь – сборник Андрея Усачева «Занимательная география. Россия. Европа» («Азбука», 2012).
- рисуйте в альбоме флаги разных стран;
- изучайте фотографии природного ландшафта каждой страны, рассматривайте достопримечательности и национальные одежды;
- готовьте распространенные блюда мировых кухонь;
- смотрите вместе разнообразные телепередачи про путешествия, которыми богаты эфиры каналов Animal Planet и Discovery, а также тематические информационно-развлекательные программы вроде «Непутевых заметок», «Мира наизнанку» или «Орла и решки».
По лесам, по долам вместе с малышом Да здравствует долгожданное лето! Наши прогулки теперь не ограничены песочницей, скамейкой и тремя тополями городского дворика. Впереди дача, бабушкина деревня или дом отдыха. А это значит: встречи с полями, лесами, долами или даже горами! Но, чтобы прогулки на природе стали приятным развлечением, тщательно подготовьтесь к ним. Читать далее
Учим ребенка различать цвета Для нас, взрослых, жизнь в цвете естественна. А для малышей очень важна. Поэтому овладение сенсорными эталонами, которые создало человечество, – образцами цвета, формы, величины чаще всего начинается с освоения малышом именно цвета. Как помочь ему в этом? Читать далее
Хорошие фразы, которые нельзя говорить детям «Посмотри на свою сестру, почему ты не можешь вести себя так же», «Вот папа придет и…», — все знают, что говорить такое ребенку не стоит. Но не все знают, что некоторые, казалось бы, невинные фразы, которые мы постоянно употребляем, не менее разрушительно действуют на ребенка и ваши с ним отношения. Читать далее
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Озвучивание темы
— Сегодня мы продолжим познавать свое «Я» и знакомить с ним других участников занятия.
3.Упражнение: «Моя Вселенная».
Участникам группы раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа надо нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать буковку «Я». затем от этого «Я»— центра Вселенной –надо прочертить линии к звездам и планетам:
— мое любимое занятие
— мой любимый цвет
— мое любимое животное
— мой лучший друг
— мой любимый звук
— мой любимый запах
— мой любимый запах
— моя любимая игра
— моя любимая одежда
— моя любимая музыка
— мое любимое время года
— мое любимое время года
— что я больше всего на свете люблю делать
— место где я больше всего люблю бывать
— мой любимый певец или группа
— мои любимые герои
— я чувствую у себя способности к
— человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете
— лучше всего я умею
— я знаю, что смогу
— я уверен в себе потому что
Взрослый говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо, веселее и радостнее жить. Все мы с вами заслуживаем уважения.
4. «Мой портрет в лучах солнца»
— Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»
10. Упражнение «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
11. Ритуал прощания.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня прилетел голубь. Этот голубь, не простой, а почтовый он принес нам письмо. Интересно кто его прислал.
Воспитатель читает письмо: «Наша планета находится в опасности. Помогите спасти планету от загрязнителей. Жители зелёной планеты». С письмом газета «Мир вокруг нас»
Воспитатель обращает внимание детей на схему планеты
Воспитатель: Кто здесь изображен? (грустный человечек) Хотите узнать, почему он грустный и что обозначают круги — поля? Отгадайте загадку и узнаете, что обозначает голубое поле.
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Почему мы не можем жить без воздуха? Из чего он состоит?
Кому нужен воздух?
Игра «Найдите воздух».
Дети находят картинки с предметами, в которых спрятался воздух (мяч, воздушный шар, надувная лодка, камера, резиновые игрушки и т. д.)
Воспитатель: Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым, но не всегда он таким бывает. Как вы думаете, что загрязняет воздух? Что придумали люди для очищения воздуха? Где воздух чище в лесу или в помещении? Почему?
Воспитатель: В помещении в воздухе содержатся живые существа, которые вызывают болезни, на все предметы из воздуха оседает пыль. Что же нужно делать, чтобы микробов стало меньше?
Воспитатель: Посмотрите, сколько микробов на голубом поле (на газете все поля в загрязнителях, человечек грустный, дети объясняют, как очистить поля, загрязнители убираются, человечек улыбается). Мы правильно объяснили, как очистить воздух. Давайте уберем с голубого поля все микробы.
Дети убирают микробы, человечек весело улыбается.
Воспитатель: Какое поле стало голубое, чистое. Вот оказывается, почему наш человечек грустил, мы смогли ему помочь, и он стал весёлым. А сейчас пойдем дальше, на синюю страничку нашей газеты.Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Воспитатель: Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? (в океанах). А еще? А какая вода в океанах и морях? А всегда ли вода в море чистая? Кто является загрязнителем воды? Кому это создает опасность? Что придумали люди, чтобы вода была чистая? Какую воду мы пьем? Как она попадает к нам в дом? Кому еще нужна вода?
Воспитатель: Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Посмотрите на синее поле — на нем пятна, это загрязнители. Давайте очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся.
Дети убирают пятна-загрязнители.
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле — чистая вода!
Не умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без оды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Физкультминутка
Звучит музыка журчание воды.
Дождик капнул на ладошку (правой рукой коснуться левой руки)
На цветы (круговые движения руками)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льётся, льётся ой-ой-ой (покачивание головой)
Побежали мы домой (бег на месте).
Воспитатель: А теперь зеленая страничка нашей газеты. Как вы думаете, что она обозначает? Почему все зеленые растения являются источниками жизни? Растения не только выделяют кислород, их листовая поверхность собирает много пыли, гари — как бы фильтрует воздух. Деревья для лесных жителей являются домом, столовой.
Игра «Кто на ёлочке живёт».
Дети прикрепляют на ель картинки с изображением животных, с кем дружит ель.
Воспитатель: Как дружит с ёлкой дятел, белка, клест, сова?
Воспитатель: Всегда ли человек относится к природе как друг? Посмотрите на это поле. На нем черные круги, квадраты. Под каждым из них растения и животные, которых осталось очень мало. Как же их сохранить? Куда они занесены?
Воспитатель: Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если правильно назовём правила поведения в природе. Какое правило поведения в природе надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было кругом много?
Воспитатель: Верно, нельзя рвать цветы с корнем, большими букетами. Мы запомним это правило, давайте уберем черные круги. Под чёрными квадратами нашей газеты – животные, птицы, насекомые. Какие правила охраны животных вы знаете?
Игра «Правила поведения в природе».
Дети делят карточки на две группы: что можно делать в природе, чего делать нельзя.
Воспитатель: Молодцы ребята хорошо знаете правила поведения в природе. Ой, смотрите, человечек весело улыбается нам, ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей,
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Познавательное развитие дошкольников: прогулки с обучением
Предложение для игры: проверьте, знает ли ребенок типы домов, дорог и транспортных средств? А как люди используют полезные ископаемые и электричество?
Пригласите ребенка на прогулку по городу с познавательной целью:
изучайте виды домов (одноэтажные, многоэтажные, с балконами и без них, с приусадебными участками и с детскими площадками, с деревьями и цветниками и пр.);
ищите новые виды дорог (для автомобилей, для пешеходов — шоссе, тротуары, тропинки); обращайте внимание на разные виды транспорта (автомобили легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы, трамваи, велосипеды; использующие для движения электричество, или бензин, или…);
следите за состоянием окружающей среды (чистота или замусоренность, что можно назвать мусором; куда выбрасывают мусор и как его убирают).
Для познавательного развития дошкольников на прогулке:
- заранее готовьте ребенка к экскурсии. Будьте уверены, что он отдохнул и хорошо себя чувствует, прежде чем вы отправитесь с ним в какое-то шумное место.
- Во время прогулки постоянно следите за состоянием малыша, чтобы своевременно заметить первые признаки усталости и изменения его настроения.
В процессе занятий на прогулке с малышами:
- наблюдайте за обычаями и традициями городской среды — как люди одеваются, как ведут себя в разной обстановке, как относятся друг к другу.
- Запоминайте и зарисовывайте растения, животных и птиц города.
- Если проходите мимо пустыря, можно провести наблюдения за загрязнением окружающей среды. Определите, чем и насколько загрязнена территория; обсудите, как можно убрать мусор и как избежать загрязнения.
- Сделайте небольшой альбом с картинками и рисунками по теме прогулки.
2-3 года
Малыш пока только начинает осознавать, что кроме дома, в котором он живет, есть еще и другие дома, улицы, города и страны. Поэтому начните с самого простого – изучения его собственной комнаты. К знакомству с пространством можно приступить, составив простейшую карту «местности» (от нее потом удобно будет перейти к изучению обычной географической карты). Объясните малышу, что такое «вид сверху» на примере постройки из конструктора – пусть он заберется на стул и взглянет на свою башню. Расскажите, что предметы невозможно изображать на картах и планах в натуральную величину. Помогите ему составить план детской комнаты, затем – квартиры, после чего нарисуйте вместе карту местности вашего двора.
Теперь можно приступать к изучению окрестностей. В этом возрасте малышу уже можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья, закаты и рассветы, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Рассказывайте и комментируйте все, что встречается на вашем пути: цветы (белые, розовые или голубые, маленькие или большие, ромашки или одуванчики и т. д.), животных (маленькая кошечка, большая собака, черная ворона), дома и детские площадки (новые или старые, высокие или низкие, из дерева, кирпича или бетона и т. п.). Берите на прогулку фотоаппарат и запечатлевайте все, что вас заинтересовало. Потом из этих снимков можно сделать фотоальбом и по нему «тренироваться»: называть объект, его отличительные признаки, местонахождение.
По миру, пока кроха еще мал, отправляйтесь путешествовать с помощью любимых сказок и мультфильмов. Например, перечитывая на ночь «Бармалея», задайтесь целью на следующий день выяснить, где же эта загадочная Африка, куда нельзя ходить гулять маленьким детям?
Занятия с детьми среднего дошкольного возраста на прогулке
В ходе такой познавательно-исследовательской прогулка вы сможете проверить, знает ли ребенок, как и где, работают разные люди.
Предложение для игры: посещение детской поликлиники.
Расскажите малышу более подробно, что врачи и медицинские сестры делают на работе, а во время очередного визита в поликлинику покажите ему разные кабинеты и дайте возможность понаблюдать за посетителями и сотрудниками поликлиники.
Точно объяснить ребенку функции каждого из них вам поможет специальная детская литература. Тематические картинки можно найти в сети Интернет или воспользоваться старыми журналами.
В ходе занятий с детьми младшего возраста на прогулке учите их правильно вести себя в поликлинике и прочих подобных местах.
Расширение деятельности:
- Воспользуйтесь информацией, предоставляемой рекламными щитами, местной газетой, радио или телевидением. Предложите ребенку посетить краеведческий музей, библиотеку или выставку.
- Для расширения познавательно-исследовательской деятельности на прогулке организуйте коллективное посещение детьми местной фабрики или пожарной станции, чтобы понаблюдать за сложной техникой и действиями специалистов. Вернувшись домой, поговорите о мерах по предупреждению пожара в квартире (в доме, на даче) и расскажите ребенку, что делать, если пожар все-таки случится.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах
Цикл развивающих занятий на прогулке обязательно включает уроки по обучению детей ПДД. Проверьте, умеет ли ребенок вести себя на дороге? Знает ли он правила дорожного движения?
Возьмем за основу наш альбом с картинками о разных видах транспорта (или начнем его готовить, если эту тему мы еще не обсуждали).
В ходе обучения детей безопасному поведению на дороге по дороге в парк обсудим поведение пешеходов при переходе через улицу и встретившиеся знаки дорожного движения
Обратим внимание на сигналы, которые подают машины при движении прямо по дороге и при поворотах
Обратим внимание малыша, что надо остановиться на тротуаре, прежде чем перейти дорогу. Предложим ему открыть два «секрета безопасного перехода» (если вы живете в городе)
Если вы живете в сельской местности, «секрет безопасного перехода» пока будет один — назовем его главным
Предложим ему открыть два «секрета безопасного перехода» (если вы живете в городе). Если вы живете в сельской местности, «секрет безопасного перехода» пока будет один — назовем его главным.
Главный секрет безопасного перехода:
- Сначала найдем подходящее место для перехода и покажем малышу, почему мы выбрали именно это место.
- Остановимся на тротуаре, около бордюра.
- Посмотрим вокруг на дорожное движение и прислушаемся.
- Если приближается какая-то машина, дадим ей проехать. Снова осмотримся.
- Если поблизости нет машин, переходим дорогу по прямой.
- Переходя дорогу, все время наблюдаем за движением и прислушиваемся.
Секрет № 1. Наша помощница — зебра.
- Найдем место для перехода, обозначенное пешеходной зеброй.
- Остановимся на тротуаре, около бордюра.
- Посмотрим вокруг на дорожное движение и прислушаемся.
- Если приближается какая-то машина, лучше дадим ей проехать.
- Если поблизости нет машин, переходим дорогу точно по зебре.
Секрет № 2. Наш помощник — светофор.
- Найдем место для перехода, обозначенное светофором.
- Объясним ребенку значение сигналов светофора и станем практиковаться как можно чаще!
Тренируясь в переходах по зебре и на зеленый сигнал светофора, все равно помним о личной осторожности и внимании к движению на дороге!
Будем повторять изучение этих «секретов» дома, в виде игры со всеми членами семьи.
В цикл занятий на прогулке входят уроки по обучению детей умению определять скорость движущегося транспорта и расстояние до него — для этого требуется не один год, но результат того стоит.
- Игра для развития глазомера.
- Ожидая приближение появившегося в поле зрения автобуса, попросим малыша предположить, до какого числа он сможет Досчитать к тому моменту, когда автобус подъедет к нам.
- Учим ребенка правильно оценивать расстояние по звуку. Стоя на остановке, попросим его закрыть глаза и сказать, но шуму автобуса или троллейбуса, как быстро он подъедет к остановке.
- Учимся безопасности на дороге.
Обращаем особое внимание:
- Постоянно подчеркиваем, что дорожное движение опасно, так как машины движутся быстро.
- Всегда переходим улицу в положенном месте: у светофора или на пешеходной зебре.
- Отправляясь в дорогу, оставляем мяч дома (игры с мячом — не для улицы!).
- Будем вдвойне бдительны, позволяя малышу вести по улице на поводке сильную собаку.
Расширение деятельности по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах:
- Наиболее действенный способ научить ребенка правильно вести себя на улице — это всегда правильно переходить с ним дорогу, ведя его за руку (при этом малыш чувствует себя в полной безопасности).
- Научим малыша быть предусмотрительным, не запугивая его — ведь на улице нам нужен ясный ум, чтобы правильно реагировать на нестандартную ситуацию.
- Вам решать, когда вы позволите ребенку самостоятельно выходить за пределы двора. Однако это не рекомендуется для ребенка младше семи лет, так как он еще не может правильно оценить дорожную ситуацию и часто действует под влиянием эмоций или сиюминутных желаний.
- В изучении правил дорожного движения помогут многочисленные детские игры и книги.
Статья прочитана 3 092 раз(a).
Игры и занятия с малышами на прогулке в парке
Проверьте, может ли ребенок вспомнить, каких животных, птиц, насекомых он видел на улицах города? А какие деревья, кустарники, цветы и травы окружают его в городе?
Предложение для игры: посещение парка — «природной зоны» в городской среде.
Чаще гуляйте там с ребенком, чтобы вызвать у малыша интерес к живой природе и воспитать любовь к ней.
Вернитесь к уже описанным предложениям для родителей, которые касаются занятий в лесу, на даче и т. п., и примените их в городском парке, учитывая особенности вашего города.
Если в парке располагается небольшой зверинец, можно начать игру, называя и считая разных животных. Помогите малышу выделить диких и домашних животных, обсудите их привычки, места естественного обитания, пищевые пристрастия. Дома подберите картинки и начните их классифицировать согласно видам животных (млекопитающие, пернатые, рыбы, рептилии, насекомые).
В ходе познавательной прогулки с детьми собирайте листья деревьев, которые растут в парке. Хорошо, если вы можете сразу сказать ребенку их названия. Но если у вас возникли затруднения, используйте книги о природе, энциклопедии, сети Интернет — умение искать информацию всегда пригодится вашему маленькому исследователю!
Дополнительные объекты для коллекционирования и последующего применения дома — желуди и цветы.
Позвольте ребенку участвовать в коллективных играх и занятиях на прогулке, которые предлагают малышам в парке организаторы. Они не только дадут дополнительный стимул для его физического развития, но и помогут ему найти новых друзей, расширить круг знакомых.
Обращаем особое внимание:
Будьте особенно внимательны к взаимоотношениям ребенка и его приятелей на игровых площадках!
Расширение деятельности:
- Если в городе несколько парков, постарайтесь побывать в каждом из них и обсудите с малышом их сходство и различия.
- Расширяйте познания сбором картинок с изображением не только животных, которых видели в парке, но и их ближайших родственников. Выберите наиболее интересного для вас зверька и сделайте о нем небольшую иллюстрированную книжку. На карте мира разместите изображения животных в привычных для них местах обитания (львы — в Африке, коала — в Австралии, пингвин — в Антарктиде и т. п.).
- После развивающего занятия на прогулке поиграйте в «ботаническое лото Монтессори» и поищите новую интересную информацию о мире растений.
3-5 лет
Примерно в 3–4 года малыш начинает спрашивать о том, что ему интересно: используйте период «почемучества» для активного знакомства с окружающим миром! В этом возрасте он уже должен знать название родного города и адрес своего дома, различать домашних и диких животных, называть их детенышей, опознавать насекомых и некоторых пресмыкающихся (ящерица, лягушка), называть несколько видов деревьев и цветов, уметь показывать их части (ствол, ветви и листья, стебель и цветок), знать овощи, фрукты, ягоды и грибы, иметь представление о временах года и погодных явлениях.
Для более тесного контакта с природой используйте прогулки. Гулять на улице нужно каждый день! Извлекайте пользу из любых ситуаций. Идет дождь? Лужи и сбегающие ручьи – прекрасная возможность рассказать ребенку об устройстве земной поверхности, настоящих рек и озер, научить его определять исток и устье, левый и правый берега.
Приучайте ребенка замечать происходящие вокруг сезонные изменения (почки набухли – появились листочки) и наблюдать за явлениями природы (светит солнышко, льет дождь, дует ветер)
Через определенные интервалы времени, например раз в две недели, приходите с ним в парк или сад и смотрите – что изменилось? Не забывайте, что малышам очень важно подкреплять теоретические знания практическими: проводить опыты, исследования, рисовать, раскрашивать, делать гербарии, макеты
Ход прогулки.
Воспитатель: дети, сегодня мы отправимся с вами в необыкновен-ное путешествие вокруг детского сада.
По дорожке мы шагаем:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Ну а если не устали.
Быстро,быстро побежали:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
— Посмотрите, сколько растений вокруг: и цветочки, и травка, а здесь даже ёлочки растут! А кто это нас встречает?
Вместе с солнышком встаёт
«Ку-ка-ре-ку» он поёт.
Шпоры есть и гребешок.
Кто же это? Петушок!
Вот он, Петя-петушок,
Золотой гребешок,
В гости к нам петух идёт,
Славно песенку поёт!
— Здравствуй Петя – петушок! Мы к тебе в гости пришли! Дети, а что петушок любит кушать? Правильно! Зернышки!
— Мы тебе, Петя, принесли зернышки! Покушай на славу.
— Петя, а наши детки знают про тебя стихотворения.
Дети читают стихотворения петушку.
Воспитатель: до свидания, Петя! Нам пора идти дальше!
— А кто это сидит такой грустный под берёзкой? Это зайчик!
— Почему ты грустишь?
Зайчик: меня мама отправила в огород за морковкой, а я набрал морковку в ведёрко и пошёл играть с друзьями – зайчатами и забыл, где оставил ведёрко. А меня мама будет ругать. Помогите мне, ребята!
Воспитатель: давайте поможем зайчику найти его ведерко с морковкой.
Воспитатель вместе с детьми ищут ведерко и находят его под берёзой.
Воспитатель: посмотрите, вот оно ведёрко!
Зайчик:
Если быть хотите вы здоровыми,
Смелыми и ловкими,
То кушайте морковку
Спелую и сладкую,
Красную и гладкую!
— Я вас угощаю, попробуйте – какая вкусная!
Воспитатель: спасибо зайчик!
Зайчик: а за то, что вы помогли мне найти морковку, я с вами
поиграю в интересную игру.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается!
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо
Вытер сухо и поскакал.
Скок – поскок, скок – поскок!
— До свидания, зайка!
Дети и воспитатель подходят к полянке.
Воспитатель: смотрите, кто это?
А за зайчиком, смотрите –
Рыжая лисица,
Захотелось и лисе с нами веселиться!
— Здравствуй, Лисонька – лиса! Куда путь держишь?
Лиса: бегу в лес, к своим лисятам.
Воспитатель: Лисонька, поиграй с нами!
Лиса: хорошо, я знаю игру «Лиса и зайцы». Вы будите зайчиками, а я буду вас ловить.
Дети вместе с лисой играют в игру.
— Как вы хорошо играете, а теперь отгадайте загадку!
Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко,
Хвостик длинный и пушистый,
Мех густой и золотистый!
Дети: лиса.
Лиса: правильно, это я – лиса! Молодцы! Мне пора, заигралась я с вами, мои детки уже заждались меня. До свиданья!
Дети с воспитателем продолжают путешествие.
Воспитатель:
Кто там ходит по дорожке?
Кто играет на гармошке?
Это мишка косолапый.
Бродит и сосёт он лапу.
— Ой, смотрите, Мишенька повстречался нам на дороге.
Миша: здравствуйте малыши! А что вы тут делаете?
Дети: мы гуляем, встретили много зверей, подружились с ними, читали в стихи, играли в разные игры.
Миша: я тоже хочу с вами поиграть! Посмотрите, сколько я шишек собрал в лесу. Давайте поиграем в игру «Помоги Мишке собрать шишки».
Дети играют в игру вместе с Мишей.
Воспитатель: а мы Миша,знаем про тебя стихотворение:
Мишка косолапый по лесу идёт.
Шишки собирает, песенки поёт…
Миша: хорошее стихотворение.А у меня для вас есть подарки: я подарю вам интересные книжки.
Воспитатель: спасибо тебе за подарки! Нам пора собираться домой, в детский сад! До свиданья, Миша!
Дети с воспитателем уходят в группу.
Ход :
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А давайте с вами отправимся путешествовать на поезде.
(Дети образуют паровоз, звучит музыка Е. Железновой «Паровозик чух-чух-чух» дети двигаются под музыку)
Воспитатель: Ребята смотрите мы прибыли на первую станцию. А называется она «Неживая природа».
(На столе стоит два тазика с водой и сухим песком)
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто я? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода. Попробуйте, какая вода, теплая или холодная? (Ответы детей). Давайте расскажем какая вода. (Жидкая, прозрачная). Смотрите у нас на подносе лежат разные предметы, давайте узнаем, какие из них утонут, а какие будут плавать.
Опыт «Тонет-плавает».
(Воспитатель активизирует детей,помогает сделать вывод: какие предметы тонут, а какие плавают).
Воспитатель: Ребята, отгадайте еще одну загадку.
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой. (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, песок. Сухой песок рассыпчатый. Потрогайте его, возьмите ладошки. Давайте оставим пальчиком следы. А теперь давайте его польем с лейки. Песок стал мокрым. Давайте теперь на мокром песке оставим следы. На каком песке хорошее видны следы от пальцев- на мокром или сухом (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вода и песок это, неживая природа. Давайте вспомним, что мы еще можем отнести к неживой природе? (Ответы детей).
Воспитатель: Камни.
(Рассмотреть коллекцию камней, провести беседу. Какие камни на ощупь? Какого цвета? Какого размера? Можно ли отломить от камня кусочек? Имеет ли запах)
Воспитатель: давайте с вами маленько отдохнем.
Пальчиковая игра «Песок»
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. – Хлопки в ладоши.
Саша лепит колобок, — имитация лепки.
Ну а Даша теремок — сделать «крышу» из рук.
Даня лепит разных рыб, — имитация движения рыб.
А Алена – белый гриб — сжать одну руку в кулак и
накрыть ладошкой второй.
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали на станции «Неживая природа». Нам пора отправляться дальше. (Дети образуют паровоз, звучит музыка Е. Железновой «Паровозик чух-чух-чух» дети двигаются под музыку).
Воспитатель: Ребята смотрите мы прибыли на вторую станцию. А называется она «Живая природа».
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картинки и назовем что там изображено.
(Перед детьми расположены картинки деревьев и цветов, птиц, насекомых, домашние и дикие животные)
Воспитатель и дети определяют что это все живая природа.
По каждой картинки ведется беседа. (что? или кто? это, где живет, чем питается? и т. д.)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали на двух станциях. Давайте вспомним как они называются. Что мы с вами видели и что делали на станциях.
Дети рассказывают что они узнали на двух станциях.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в музыкальную танец- игру. «Зайка беленький сидит».
Звучит музыка, дети выполняют движения.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться.. (Дети образуют паровоз, звучит музыка Е. Железновой «Паровозик чух-чух-чух» дети двигаются под музыку).