Девочки имеют значение
Традиционно сложилось, как и во многих странах Азии, что сын в большем приоритете для родителей, чем дочь. Современные корейцы стараются нивелировать эти традиции, и сейчас даже во многих телевизионных передачах транслируется «значимый» образ дочери в семье и потихоньку рождение дочери становится трендом, если можно так выразиться. Однако, до сих пор в Южной Корее врачам запрещено называть пол ребенка до определенного срока беременности, так как раньше частыми были аборты по причине того, что будущий ребенок был женского пола.
В более взрослом возрасте корейцы, как и мы, украинцы, четко разграничивают детей, согласно их гендеру: девочкам — розовое и куклы, мальчикам — голубое и машинки.
Методика детских садов в Корее
Государственные и частные учреждения придерживаются образовательной программы. Детей обучают чтению с 3 лет. Их учат писать и считать как на родном языке, так и на английском. Ребята не только переводят слова и фразы на иностранный, но и пытаются выражать свои мысли. Дошкольное образование в Южной Корее охватывает и другие направления:
- Физкультура.
- Уроки музыки и танцев.
- Изучение традиций.
- Занятия по живой природе.
- Уроки по различным наукам.
Много времени отводится на музыкальное образование. К моменту поступления в школу ребенок умеет играть минимум на одном инструменте – обычно на народном. Регулярно бывают смотры-отчёты при участии дошкольников. Песни, которые учат в детском саду, имеют воспитательную направленность
Каждая из них чему-то учит: как себя вести, правильно питаться, почему важно слушаться взрослых и т.д
На уроках по живой природе беседуют о временах года, поведении животных и насекомых. Проводятся прогулки в местные парки. Всей группой могут поехать на ферму, где собирают клубнику, или высаживать рассаду растений на территории детсада
Уделяют внимание разным наукам, но не ради знаний
Главная цель – развить любознательность и логику. Воспитатели знакомят малышей с разными понятиями: космос, народности, страны. Детям говорят и о том, что у каждого в этом мире есть своё предназначение и место. В детских садах Кореи с помощью спортивных упражнений укрепляют мышцы, обучают навыкам игры в команде. Ещё одно направление – основы техники безопасности. Корейский ребенок может позвонить в скорую при необходимости и знает, что делать в случае пожара.
Считается, что закрепить знания дети должны с помощью продуктивной деятельности. Проводятся общие и личные выставки детских работ. Раз в сезон организовывают небольшие фестивали. Дети готовят концертную программу: рассказывают стихи, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Обязательно продумывается интерактив для семейного отдыха: развлекательные и спортивные игры, мастер-класс по приготовлению тофу, совместное создание разных поделок.
Диана Сагиева, 43 года, родной город — Караганда, @dianasagi
О системе образования
Мы с мужем и детьми живем в городе Кванджу в Южной Корее. Переехали в 2014 году, потому что решили, что мужу пришло время вернуться на историческую Родину. У меня три дочки. Младшая ходит в детский сад, ей пять лет. Средней дочери девять лет, она ходит в начальную школу, перешла в четвертый класс. Старшая дочка учится в средней школе.
В Корее школа делится на начальную, среднюю и старшую. Каждая из ступеней школы находится в отдельном здании, и у каждой свой стадион.
В начальной школе шесть классов. По окончании шести классов дети переходят в среднюю школу. Распределение по школам происходит по результатам рейтинга. Если у ребенка рейтинг не очень хороший, его направят в обычную школу. Ребенок с более высоким рейтингом идет в более престижную среднюю школу. Если начальную школу можно выбрать рядом с домом, то среднюю школу вы не выбираете сами, и может получиться, что ваша школа будет не так близко к дому, как хотелось бы.
В средней школе ребенок учится три класса, потом идет в старшую школу. И опять же, на распределение по школам влияет рейтинг. После старшей школы ребенок поступает в вуз, и если он хорошо учился, его с радостью примут в престижный вуз.
В начальной школе нет оценок. Примерно раз в две недели дети сдают тесты по каждому предмету. Баллы суммируются и составляют рейтинг.
О преимуществах
В наших школах — в Казахстане и в России — детям ставят двойки и тройки. Если ребенок сделал что-то неправильно, ошибку подчеркнут красной пастой. В Корее все наоборот — подчеркиваются достижения ребенка. Все, что сделано правильно, обведено кружочком. Чем больше у тебя кружочков, тем лучше ты справился. Достижения ребенка всячески поощряются. В этом самое большое отличие от наших школ.
То же касается изучения корейского языка. Я плохо говорю по-казахски, и в Казахстане у меня все время были трудности с языком. Любой мог подойти и указать мне на это, пристыдить. В Корее, если человек не может читать и писать по-корейски, но может произнести хотя бы одно слово, его тут же похвалят.
Начальные и средние школы бесплатные. Платная только старшая школа. В начальной и средней школе детей бесплатно кормят, все делается за счет налогоплательщиков. Каждый день либо мясо, либо рыба, либо курица. У них всегда есть первое, второе и третье блюдо.
Учебники тоже выдаются бесплатно. Мы сами покупаем только тетради, карандаши, фломастеры, линейки и ручки. Остальное выдается в школе. В корейских школах не сдают деньги на шторы или ковры. С 2015 года действует закон о борьбе с коррупцией, нельзя принести учителю даже шоколадку, так как везде установлены камеры, все просматривается.
В каждом классе установлен большой плазменный телевизор. У учителя на столе стоит компьютер, информация с которого выводится на экран. Также в каждом классе есть пылесос для уборки, кондиционер и вентилятор.
В Корее все учителя имеют лицензию и должны подтверждать ее, кроме того, у них не должно быть судимостей и долгов. Учителя в Корее — уважаемые люди, с хорошей зарплатой.
Школы и сады примерно раз в месяц организовывают выездные экскурсии. С родителей берут один доллар на напитки и перекус детям.
О недостатках
Сколько платят корейцы за детский сад
Обучение в детских садах происходит на корейском, но есть группы на английском. Почти все воспитатели (около 90%) являются выпускниками колледжа. Чтобы поступить на работу в государственный детсад, требуется сдавать экзамен.
Все дошкольные учреждения платные, но в государственных половину стоимости компенсирует государство. Частные детские сады Кореи могут требовать разную плату – всё зависит от набора услуг. Обычно предполагается трехразовое питание, экскурсии и прогулки, оплата персонала.
Иногда стоимость увеличивается из-за оплаты приходящих учителей (по физкультуре, рисованию, английскому). Могут добавляться разовые отчисления. В элитных учреждениях (например, с бассейном) оплата может превышать стандартную в два раза.
Светлана Сон, блогер, @svetsong
Мой муж по национальности кореец, поэтому мы с семьей живем в Сеуле. У нас трое детей.
В Корее детей в сады принимают с самого рождения. Декрет тут только до трех месяцев, и если женщине нужно выйти на работу, а оставить ребенка не с кем, то приходится отдавать малышей в сады.
Прием детей начинается с 8 утра, а закрываются сады после 19 часов. Многие родители забирают детей в 16-17 часов. При этом если вы задерживаетесь, то можно забрать и в 21:00. Здесь с пониманием относятся к работе родителей и идут навстречу. В субботу сад работает до обеда.
Каждую неделю нам выдают расписание на неделю, с меню и темами занятий.
Подробнее здесь.
Ты — такой же, как я
Корея очень динамичная страна, тут все меняется с бешеной скоростью. Еще пару лет назад над детьми из смешанных семей, где один родитель кореец, а второй — представитель иной национальности, могли смеяться и сказать что-то нелестное в их адрес. Сейчас же наоборот: я наблюдаю настоящий бум глобализации и толерантности. По телевидению постоянно показывают иностранцев, а «смешанные» дети становятся звездами, ведь в понимании корейцев они очень красивые. Люди на улице могут остановится возле моего сына и восторженно говорить ему какой он милый или угощать конфетами.
Дети в таких семьях, как наша, имеют больше преимуществ, на самом деле. Они говорят на двух языках, как минимум. И в целом, языки им даются очень легко. Моему старшему сыну 2,5 года и он говорит по-русски и понимает по-корейски, хотя пока употребляет только некоторые слова. А еще он смотрит мультики на английском, знает все цвета и считает до ста на этом языке.
Жена-иностранка уже чуть ли не тренд. Моим свекрам, например, откровенно завидуют знакомые. Когда в семье появляется иностранец, то это не только возможность расширить свои знания о другой культуре, но и выучить другой язык и поехать в другую страну путешествовать и т.д.
Воспитание нунчи
Родители в Корее прививают своим детям нунчи с помощью важного урока: «Мир не вертится вокруг тебя». У меня нет детей
Но я могу подтвердить ту неизмеримую ценность, которую несет в себе воспитание на этой мудрости. Предположим, что мама и ее 4-летний сын ждут в большой очереди к шведскому столу, и тут ребенок начинает проявлять нетерпение. Он жалуется матери: «Мы стоим тут уже вечность! Я хочу есть!». Корейская мать не скажет ему: «Бедняжка! Мне так тебя жаль. Вот, держи, у меня в сумке есть немного винограда». Сын услышит от нее следующее: «Оглянись вокруг – остальные люди тоже ждут в очереди, как и ты. Ты правда думаешь, что есть здесь хочешь только ты?»
У меня нет детей. Но я могу подтвердить ту неизмеримую ценность, которую несет в себе воспитание на этой мудрости. Предположим, что мама и ее 4-летний сын ждут в большой очереди к шведскому столу, и тут ребенок начинает проявлять нетерпение. Он жалуется матери: «Мы стоим тут уже вечность! Я хочу есть!». Корейская мать не скажет ему: «Бедняжка! Мне так тебя жаль. Вот, держи, у меня в сумке есть немного винограда». Сын услышит от нее следующее: «Оглянись вокруг – остальные люди тоже ждут в очереди, как и ты. Ты правда думаешь, что есть здесь хочешь только ты?».
Такой тип воспитания призван научить детей тому, что мир не вертится вокруг них, и что ничего в нем не дается просто так.
Еще один пример. Некоторые школы в Корее не нанимают уборщиков. Ученики должны сами убирать по очереди: подметать, мыть полы, выносить мусор и даже мыть уборные. Всех учащихся разбивают на группы, между которыми затем распределяют обязанности.
Это преследует сразу несколько целей. Во-первых, чем аккуратнее будут дети, тем меньше времени им понадобится на уборку. Во-вторых, это прививает сознательность целому классу. Ученики должны уважать свое окружение как единая команда, потому что они несут ответственность за его сохранение.
Детские сады Южной Кореи
Про садики Сеула и других крупных городов пишут много. Да, это своеобразный мировой эталон прекрасной архитектуры для детских пространств, удобства, грамотной педагогической программы. В Корее много иммигрантов из дальневосточных регионов России и бизнес-туристов, что позволяет нам получать полную картину детской жизни.
В Южной Корее есть сады, куда принимают детей 1 месяца жизни… Как так? Корейцы народ трудолюбивый и никто с детьми не сидит, основная масса мамочек выходит на работу сразу из роддома.
Возраст ребенка считается от даты зачатия и потому в их понятиях 1 месячный малыш от роду — это уже десятимесячный человечек.
Во всех садах есть развозка. Работают они с 8 утра и даже до 9 вечера. На первом месте по качеству и образованию стоят государственные сады. Граждане доверяют инспекциям проверяющим сад и квалификации педагогов. Частные садики в основном на квартирах.
Английский язык дети начинают изучать с 2-3х лет, обязательно у всех есть физкультура, развивающие и музыкальные занятия. За эти занятия берется небольшая дополнительная оплата. Все дошкольные учреждения платные, от 100 до 500 долларов, но 50 % компенсирует государство. Родителям надо лишь оформить необходимые документы, и сумма перечислится на карточку. У старших детей присутствует «садиковская форма» и надо оплатить летний и зимний комплекты.
Я успела встретить множество мнений по поводу формы в нашей стране, так вот. Южная Корея – по уровню экономки 8 в мире, и там форма с детского садика. Да, в этом есть своя идея дисциплины, которая в их понятии работает «на ура».
Родители отмечают, что в корейских садах практикуются частые экскурсии даже с самыми маленькими. Ежемесячные собрания с полным отчетом о жизни группы. Чем еще вас удавить? У каждого ребенка есть дневник, в который воспитатели ежедневно вносят записи о состоянии ребенка, настроении, аппетите, о том, как он себя вел, что делал, во что играл. Более того, родители пишут в этих же дневниках ответные записи! Такая себе переписка, о том, как ребенок провел вечер, рано ли встал, хорошо ли спал, как прошли выходные. Можно задать воспитателю вопрос, если нужно, спросить совета. Таким образом, поддерживается постоянный контакт между воспитателями и родителями.
Затронем наш любимый вопрос – а что же прививки? Больные дети? Сопли до пола? При оформлении в детсад родителям необходимо подать справку о состоянии здоровья и оформить обязательную медицинскую страховку на ребенка. А сопли им обязаны вытереть воспитатели! Поэтому все остальное никого не волнует. Так же в детских садах есть камеры, и родители могут свободно наблюдать за детьми через приложения.
Я уверена, что от развитой страны дальневосточного региона вы другого не ожидали, но что делать с Северной Кореей?
Преимущества и недостатки корейского образования
Корейское образование очень ценится во всем мире. Но оно, несомненно, имеет как плюсы, так и минусы.
Основные преимущества:
- высокий уровень образованности учеников;
- всестороннее развитие — от языков и точных наук до искусства и физической культуры;
- востребованность на международной арене;
- помимо базовых знаний, ученикам дается отличное воспитание;
- возможность отправить ребенка в ясли с первых дней его жизни.
Главные недостатки:
- высокая стоимость обучения – даже школа обходится в среднем в 100-200 долларов в месяц;
- огромная нагрузка;
- экзамены обычно проводятся в тестовой форме;
- большая значимость вступительных экзаменов.
Гульжан Йегерь, 36 лет, родной город — Актобе
Страна проживания: Германия, Берлин
Я вышла замуж за немца, поэтому переехала в Германию, где мы живем уже пять лет. После регистрации мы прожили еще год в Казахстане. Наш сын родился уже в Берлине.
Основной принцип воспитания в Германии — объяснять, не мешать, ставить границы. Родители проявляют себя как партнеры ребенка, объясняют, отвечают на тысячи вопросов. Повышать голос и шлепнуть по попе, дернуть за руку, оттолкнуть ребенка — считается почти преступлением. Конечно, не все матери и отцы идеальны. У всех случаются плохие дни и личные кризисы. Здесь не считается зазорным извиниться перед малышом и объяснить ему причину своего «плохого поведения». Ребенка учат быть самостоятельным и уважать личные границы с самого рождения. Считается плохим тоном брать ребенка на взрослые мероприятия. Если это свадьба, день рождения, то организаторы обязательно позаботятся о том, чтобы детям не было скучно. Никто не заставляет детей выглядеть, как взрослые. Детей между тремя-пятью годами можно увидеть в странных одеяниях, и никто этому не удивляется, потому что в этом возрасте намного важнее, что ребенок оделся сам и чувствует себя комфортно.
Я не думаю, что страна повлияла на правила воспитания — страна изменила меня: сделала проще, свободнее, освободила от многих стереотипов, в которые закованы наши женщины.
Я не воспитывала детей до приезда в Германию, а занималась наукой. После того как я столкнулась с немецким детским садом и в один из приездов в Казахстан увидела частный садик, в который ходили дети моей подруги, мне стало некомфортно, так как атмосфера разнится. В казахстанском детском саду ребенок становится маленьким солдатом и терялся в массе. Здесь ребенок остается личностью. Группы тоже небольшие — максимум 20 человек. Конечно, здесь тоже есть разные детские сады, но нам повезло — у нас детский сад, работающий по педагогике Монтессори.
По мере взросления ребенка я расширяю его представления о Казахстане. Мы празднуем Наурыз. Из всех обрядов мы проводили только «қырықынан шығару» и «тусау кесу». По немецким меркам, я довольно строгая мама. Думаю, это тоже часть патриархальных традиций казахстанского общества. Я не позволяю ребенку играть с едой, вести себя неуважительно со мной или старшими.
2. Где отвечают за воспитание и образование грудных детей и дошкольников?
Для детей, которые еще не поступили в начальную школу есть образовательные и воспитательные учреждения, как ясли и детские сады. В яслях заботятся о защите и образовании детей с 0 лет до школьного возраста. Есть государственные ясли, основанные государством или местным управлением, частные ясли, основанные частными лицами, ясли на предприятии, предназначенные для детей сотрудников компании, ясли, основанные церковью или религиозными объединениями, домашние ясли, когда детей смотрят на дому. Обычно, они работают по будням с 7.30 утра и до 7.30 вечера, но при необходимости предлагают присматривать и вечером, и 24 часа в день, и повременное воспитание, и в праздничные или выходные дни.
Детские сады предоставляют образование детям от 3 лет до того, как они идут в начальную школу. Есть государственные детские сады, основанные государством или местным управлением, и частные детские сады, основанные частными лицами. Обычно детские сады работают с 9 утра до 2 часов дня, но есть есть детские сады, которые работают целый день с 7 утра до 8 вечера
Сегодня становится много семей, где оба родителя и муж, и жена работают, и вместе с этим растет важность яслей и детских садов
Разные активности, которые проводятся в образовательных учреждениях для маленьких детей
Обычно, стоимость за присмотр за детьми в государственных или общственных образовательных учреждениях дешевле, чем в частных образовательных учреждениях. Поэтому много случаев, когда даже после того, как зарегистрировал ребёнка в государственное или общественное образовательное учреждение, нужно долго ждать.
Знать больше
Чтобы получить материальную помощь в воспитании детей семей-мигрантов?
Правительство выплачивает пособие на воспитание детей семей мигрантов в возрасте от 0 до 5 лет, которые пользуются яслями, независимо от дохода или собственности. Размер пособия равен обычному пособию на воспитание. Зарегистрироваться на пособие можно в районном управлении, заполнить анкету и сдать сопровождающие документы.
«Было заметно едва уловимое игнорирование корейскими детьми иностранных детишек»
Наш переезд выпал на канун дня рождения дочери, когда ей исполнился год. В тот момент все прошло замечательно, несмотря на то, что дочка после перелета на неделю перепутала день с ночью. С этим мы легко справились. Во всем остальном неудобств не было. В этом возрасте дети, как правило, еще очень сильно привязаны к родителям, и социум как таковой их не сильно беспокоит.
Здоровая доброжелательность и спокойная атмосфера способствовали практически незаметной адаптации. Мы сами варьировали степень интеграции в среду, не форсировали. Готовили в основном дома. Корейскую пищу она не полюбила, но отдельные продукты ест с удовольствием: например, водоросли, неострые корейские супы с водорослями и удоны, рис с кунжутом и овощные роллы. В Корее ей полюбилась, скорее, японская еда, она не острая и легче воспринимается для европейского ребенка.
Фото предоставлено Майей
Самое сложное началось позже, ближе к трем годам. Чем взрослее становилась дочь, тем сложнее проходила адаптация. Было заметно едва уловимое игнорирование корейскими детьми иностранных детишек. Пожалуй, самое сложное в Корее, помимо ощущения изолированности от всего мира, — это изучение языка. Для того, чтобы ребенок заговорил на корейском, нужно пойти в сад, развивающие центры и частные педагоги не дадут результата. В саду дети начинают говорить через год. В наши планы не входило отдавать ее в детский сад раньше 3-4 лет. Поэтому было понятно, что интегрироваться вряд ли получится.
Со временем сложнее стало жить на два дома, при этом поддерживая и прививая русскую культуру ребенку и обеспечивая адекватное пространство в стране другого уклада. Это психологически непросто осознавать, что ты живешь в двух разных странах, находящихся на разных концах огромного континента. Учитывая, что практически все русские семьи выезжают на родину по крайней мере раз в год (обычно на летние каникулы), мы проводили большую часть времени в родном Петербурге и нельзя было не заметить, что ей больше нравится проводить время на родине, чем там. В Корею каждый раз летели с радостью, но исключительно из-за того, что «к папе».
Фото предоставлено Майей
К двум годам, когда еще она не готова была к детскому саду, а деревни привязанности такой, как в Петербурге, обеспечить было невозможно, я задумалась о создании домашнего детского сада среди мам русского сообщества. К сожалению, поддержки не оказалось и мы ограничились эпизодическими встречами и еженедельными русскими обедами. В 3 c небольшим года мы начали посещать англо-русский детский сад Appletree kindergarten.
Из нашего опыта можно сделать несколько выводов. Во-первых, стоит помнить, что адаптироваться в Азии намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Особенно человеку с либеральными взглядами. Во-вторых, ностальгию по своей родине, даже если вам было неведомо это понятие, как мне до переезда, никто не отменял, и хорошо, если есть возможность посещать родные места хотя бы два раза в год. Перелет в Корею составляет 9 часов, и даже при самом оптимистичном настрое через несколько лет от таких перемещений устаешь. И в-третьих, в Корее не так просто ассимилироваться, нужна сильная мотивация. Но с другой стороны, на всю жизнь иностранные семьи здесь редко остаются, в основном это неплохой опыт или временное место пребывания — перед эмиграцией в США или Австралию. Корея до сих пор остается довольно закрытой страной, хоть и очень дружелюбной и миролюбивой.
Инна Пак, родной город — Тараз, радиоведущая, Ульсан, Корея
Корея — это страна, в которой развито социальное группирование и на воспитание детей сильно влияет общественное мнение
Важно, чтобы ребенок всегда находился в группе, групповую принадлежность прививают с самого раннего детства.. Из-за высокой конкуренции матери пытаются внушить ребенку, что он должен усердно учиться и развиваться, общаться с теми, кто хорошо учится, водят детей на дополнительные кружки
Когда матери собираются вместе, они часто обсуждают интересы своих детей, делятся своими наблюдениями или рекомендациями о кружках, а иногда даже создают новые кружки. Если в школе есть группа детей-отличников, каждая мама будет хотеть, чтобы ее ребенок тоже попал в эту группу
Из-за высокой конкуренции матери пытаются внушить ребенку, что он должен усердно учиться и развиваться, общаться с теми, кто хорошо учится, водят детей на дополнительные кружки. Когда матери собираются вместе, они часто обсуждают интересы своих детей, делятся своими наблюдениями или рекомендациями о кружках, а иногда даже создают новые кружки. Если в школе есть группа детей-отличников, каждая мама будет хотеть, чтобы ее ребенок тоже попал в эту группу.
Подробнее здесь.
Вы нуждаетесь в нунчи
Некоторые люди рождаются уже с нунчи, другие ему обучаются, а третьим его прививают.
Мне его привили. Когда мне было 12, моя семья переехала из США назад на родину, в Южную Корею. Несмотря на владение только английским языком, мне пришлось пойти в корейскую государственную школу. И это был лучшим интенсивным курсом нунчи, о котором только можно было просить, ведь мне пришлось адаптироваться к другой культуре без каких-либо лингвистических подсказок. Чтобы добиться успеха в новой для меня стране, я должна была стать сверхуверенной в своем нунчи, которое в конечном итоге стало моим шестым чувством.
В мое время ученикам не разрешали задавать вопросы во время урока. Учителя намеренно подавали им расплывчатую информацию обо всем, начиная с того, где будет проходить экзамен, и заканчивая тем, какие книги приносить с собой на занятия. Самостоятельное разгадывание этих вещей с помощью нунчи было частью программы обучения.
Вот как я научилась одному из самых важных правил нунчи: если вы научитесь терпеливому наблюдению, тогда ваши вопросы «что делать», «как делать» и «как реагировать» получат ответы без необходимости произносить ни слова вслух.
Спустя всего год после переезда в Корею я уже была в числе отличников и призеров по математике и физике. Через полтора года меня выбрали вице-президентом класса. И все это, несмотря на мой ужасный корейский язык.
А тем, кто все еще скептически относится к силе нунчи, скажу следующее: я – живое доказательство того, что для достижения успеха и счастья в жизни вам вовсе не нужно быть самым умным, богатым или привилегированным человеком; вам нужно иметь только быстрое нунчи.
Школа для иностранцев в Корее: особенности обучения
Дошкольное образование можно получить в детском саду. В стране существует государственная и частная форма. Общение в любом дошкольном учреждении происходит только на корейском языке. В некоторых детских садах существует практика отдельных групп с английским языком. Оба эти языка входят в перечень основных предметов школьной программы. Кроме них изучаются:
- Математика и другие точные науки.
- Обществоведение.
- Музыка.
- Изобразительное искусство.
Большинство международных учебных заведений работают на платной основе. Начальная школа для иностранцев в Корее ежегодно стоит примерно 5000 евро. К старшим классам стоимость постепенно увеличивается до 6500 евро. Существует единоразовый вступительный взнос до 1000 евро.
Поступление
Документы подаются непосредственно в учебное учреждение. Зачисление проходит на конкурсной основе или на общих основаниях. Существует несколько вариантов начала обучения в международной школе:
- Летние программы. Иностранные ученики пробуют свои силы в изучении языков, знакомятся с культурой и традициями, общаются в коллективе. Родители, наблюдая за детьми, принимают решение о целесообразности обучения именно в этом образовательном учреждении.
- Короткие программы. Они рассчитаны на 2-6 недель. В течение этого времени ребёнок адаптируется в новых условиях и постепенно привыкает к учебному процессу.
- Дистанционное обучение. Востребовано во многих школах. Это связано либо с удалённым проживанием, либо с невозможностью активно включиться в освоение школьной программы. По завершении такого курса, школьники также получают полноценный корейский аттестат.
- Полный пансион. Предполагает обеспечение образовательными, медицинскими услугами и питанием. Необходимо учитывать, что при таком проживании, школьник должен быть под присмотром одного из родителей или взрослого опекуна.
Практически все ведут круглогодичный приём заявок. От иностранцев требуется документ о предыдущем образовании и учебная виза, продолжительностью не менее периода учёбы.
Школьное образование в Южной Корее
Школьное образование в Южной Корее — это три образовательные ступени:
- начальная школа (обязательное образование): с 6 до 12 лет;
- средняя школа (обязательное образование): с 12 до 15 лет;
- старшая школа (необязательное образование): с 15 до 18 лет.
Начальная школа в Южной Корее
В корейских школах не задают домашние задания. Там учитель может дать дополнительные упражнения, которые ребёнок может решить, если захочет. Основной акцент делают на развитии следующих предметов:
- корейский язык;
- английский язык;
- математика;
- общественные науки;
- музыка;
- рисование.
Традиции инклюзивного образования очень развиты в Южной Корее. Здесь особенные дети учатся в обычных классах вместе с другими ребятами. Им помогают адаптироваться и получить среднее образование, а обычные дети обучаются взаимопомощи и принятию.
Средняя школа в Южной Корее
В средней школе увеличивается нагрузка и требования к учащимся. Все ученики обязательно носят школьную форму, запрещено пользоваться косметикой. Из новых образовательных предметов корейские школьники осваивают:
- введение в искусствоведение;
- историю;
- иероглифы Китая;
- экономику;
- этику;
- информатику.
Каждый день у школьников по шесть уроков. При этом они приходят на полчаса раньше, чтобы успеть подготовиться, а после последнего занятия часто идут на дополнительные курсы в частные школы.
Старшая школа в Южной Корее
Большинство корейских школьников предпочитают продолжить обучение в старшей школе, хотя это необязательная ступень. Здесь очень сложно учиться: в день может быть до 11 разных предметов, после учёбы дополнительные занятия на курсах и в секциях. Старшеклассники часто возвращаются домой очень поздно и редко могут полноценно отдохнуть.
Уже на этом этапе школьники могут выбрать направление для дальнейшего профессионального развития:
- научные дисциплины;
- лингвистику;
- искусство.
Корейские школьники обязаны носить форму с логотипом школы
Дошкольное
Раньше системе дошкольного образования в Южной Корее не уделяли должного внимания, но в последние десятилетия страна стала одним из лидеров в сфере подготовительного обучения.
Корейские детские садики бывают трех видов:
- ясли;
- детский сад среднего уровня;
- старшие группы.
Дошкольное образование в Корее ориентировано на раннее всестороннее развитие малыша. С двух-трех лет детей учат писать и читать не только на родном, но и на английском языке. В этом же возрасте малышей знакомят с азами математики
Большое внимание уделяется физической подготовке и музыкальному образованию на дом дают довольно объемные задания
На уроках английского ребят учат не только переводить отдельные слова и фразы, но и выражать мысли на иностранном языке. На занятиях, посвященных природе, в увлекательной форме рассказывают о животных и насекомых, смене времен года. Изучение различных наук сводится не к накоплению большого количества знаний, а к привитию любознательности и пробуждению интереса к учебным дисциплинам.
Спортивная составляющая дошкольной подготовки ориентирована на укрепление мышц, развитие баланса, обучение навыкам командной игры. Песни, которые разучивают дети, имеют воспитательную направленность
В них рассказывается, насколько важно слушать родителей и учителей, правильно питаться, чистить зубы, убирать за собой и т. д
Детям преподаются основы техники безопасности. Каждый корейский ребенок знает, куда позвонить в случае пожара и как вызвать скорую. Группы в детсадах небольшие – до 10 ребят на одного воспитателя, что помогает уделять максимум внимания каждому подопечному.
В корейских организациях дошкольного обучения принято проводить регулярные беседы с родителями. На таких встречах обсуждаются проблемы поведения ребенка, его успехи, преподаватели советуют, как самостоятельно организовать эффективное образование дома.
Устраивают дошкольные учреждения и семейные занятия или выезды на природу, где дети активно проводят время со своими мамами и папами. Работники садика предоставляют родителям всю информацию о том, как проходит день их ребенка, присылают расписание уроков на каждую неделю и подробное меню на месяц вперед.
Дошкольное образование в Корее обходится недешево, иногда даже превосходит стоимость обучения в высших учебных заведениях.
«Жизнь в семье немыслима без соблюдения четкой иерархии»
Что мне запало сразу в душу — это отношение к маленьким детям. За первый год жизни считаются 9 месяцев, проведенные ребенком в утробе матери. И отсчет возраста ребенка происходит с момента зачатия, а не появления на свет. Это в корне отличается от западного отношения к нерожденному существу, который впитывает на тонком уровне любовь и тепло матери еще до появления на свет.
Маленьких детей воспитывают либерально. Ребенку, не достигшему 5–6 лет, позволяется очень многое. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью и редко плачет. К слову, переноски для детей, слинги и эрго-рюкзачки появились в Корее, как и в Японии, намного раньше, чем на Западе, — просто здесь всегда носили детей на руках, в перевязи, позже в слинге. Бодрая веселая корейская бабушка, несущая своего внука 2–3 лет на спине — это обычное явление. Никогда не видела наматывающих круги по двору скучающих мам с коляской. Коляски берут с собой в дальние поездки на семейные выходные или выносят на балкон и укладывают в них спать детей. В основном мамочки с малышами в эрго-рюкзачках собираются и вместе отправляются в парк, в местный ресторанчик или по магазинам.
Фото предоставлено Майей
Корейская мама не станет приучать ребенка спать в его собственной кроватке, позволяя ему плакать несколько ночей подряд. Ребенка стараются успокоить любыми способами. У детей (за исключением очень бедных семей) всегда горы игрушек. Ребенку в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, он является объектом всеобщей любви. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного собеседника.
Основа корейского воспитания — это уважение к старшим и трудолюбие. Жизнь в семье немыслима без соблюдения четкой иерархии. Младшие подчиняются старшим, дети — родителям, женщина — мужчине. Какими бы эмансипированными ни были современные кореянки, а они за последние годы добились в этой сфере не малых успехов (недавно избранный президент Кореи — женщина), но главой семьи остается мужчина. Немало жен, находящих массу способов вить веревки из своих мужей, но на людях иерархия все равно будет соблюдаться.
С самого раннего возраста детей учат обращаться к старшим членам семьи, используя специальные уважительные формы. Младший не может называть старшего по имени или тем более обращаться на «ты». Необходимо, чтобы ребенок с малолетства знал, как важна семья. «Одной рукой в ладоши не хлопнешь», — говорят корейцы. Быть вместе, поддерживать семейные связи и отношения, даже если это не просто, осознавать, что люди нужны друг другу, — этому стараются учить в семье, детском саду и школе.
Фото предоставлено Майей
Есть интересная особенность в воспитании девочек. Традиционно в странах Дальнего Востока было не принято учить девочку секретам домашних дел или ремесел. Это считалось не только ненужным, но и даже вредным. Девочек рано выдавали замуж и они учились всему в своих новых семьях. Сейчас девушки чаще выходят замуж ближе к 26, и подобное наследие традиций воспитания иногда приводит к неадекватности некоторых взрослых корейских женщин или к их некоторой инфантильности. Например, мы с удивлением наблюдали, как знакомые мамы-кореянки угощали гостей пиццей и колой. И это было продиктовано не дефицитом времени, поскольку годовалые дети находятся в это время в детском саду. Это, скорее, норма, чем исключение.
Детей учат не драться, а «давить базаром». Я ни разу не видела дерущихся корейских детей. Знакомая мама рассказывала, что это единичные случаи. Конфликты они решают разговором: кто первый словами или криком доведет собеседника до слез.
Корея — это страна домохозяек (в хорошем смысле). Большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками очень привязаны к матерям.