Прокачиваем уши: как развить музыкальный слух

Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии

Перед проведением обследования в течение примерно недели с ребенком занимается сурдопедагог либо родители. Для подготовки к условно-рефлекторной аудиометрии малыша приучают поворачивать голову в сторону источника звука. Чтобы стимулировать активность крохи, ему показывают игрушку или картинку.

Для подготовки к игровой аудиометрии дошкольника вовлекают в игру: покормить петушка, помочь зайчику собрать морковку и т. п. Взрослый производит звук, например говорит простые слоги или ударяет крышкой кастрюли, звенит колокольчиком. При этом ребенка просят выполнить действие: бросить пуговицу в коробку, надеть кольцо на пирамидку и пр. Такие занятия проводят 2–3 раза в день по 3–5 минут каждое.

Для извлечения звуков отлично подходят ударные музыкальные инструменты

Курс для продолжающих

Всевозможные исследования показали, что качественная музыка помогает малышам в любом возрасте тренировать координацию движений и чувство ритма

У ребенка, который привык ее слушать с детства, по статистике, будет лучше развита память и способность концентрировать внимание. Прекрасный стимул организовать хотя бы одну музыкальную паузу в день уже сегодня

Для развития музыкальности, которая нужна и детям, и взрослым в повседневной жизни, нам нужны два умения — чувство ритма и звуковысотный слух, то есть способность различать тона и полутона. Существует много упражнений, для выполнения которых не нужно никакого специального образования. Справиться с простыми заданиями получится даже у тех, кому медведь прошелся по ушам. А при желании вполне можно натренировать и серьезные музыкальные способности. Если говорить о гениальной одаренности, то ее обеспечивают гены. Но до хорошего уровня дотянуться может каждый. Музыкальные способности можно натренировать, как мышцы в спортзале, но тут уже скорее нужен будет профессиональный педагог.

Почему после слухопротезирования и кохлеарной имплантации необходима помощь сурдопедагога?

Появление в семье ребёнка это долгожданное событие для всех родителей. Многие родители ещё до рождения ребёнка строят планы, мечтают. Но  иногда бывают  случаи, когда  в семье появляется особенный ребёнок, в нашем случае с нарушение слуха.  Как только выявили нарушение слуха, ребёнка направляют к врачу-сурдологу, который назначает лечение и в случае неэффективности медицинской терапии, проводит слухопротезирование или направляет на кохлеарную  имплантацию.  Кроме посещения врача-сурдолога родителям уже на этом этапе необходима помощь сурдопедагога, который научит правильно общаться, покажет как правильно заниматься с ребёнком не только по развитию слуха, речи, но и  развитию всех сторон личности.

Стоит сказать, что  после того как ребёнок начал носить слуховые аппараты или подключили  процессор кохлеарного имплантанта, некоторые  родители полагают, что слух и речь теперь будут развиваться дальше если не самостоятельно, то с незначительной помощью логопеда, сурдопедагога.  Однако это далеко не так. Несмотря на то, что современный слуховые аппараты и кохлеарные имплантанты  позволяют компенсировать большие потери слуха, ребёнок нуждается в интенсивной коррекционной помощи.

Это связано с тем, что развитие слуха у нормально слышащих детей происходит в первые два года жизни. Уже начиная с первых недель жизни ребёнок начинает изучать мир с помощью слуха: реагирует на громкие звуки, на голоса, учится определять источник звука, характеристики звука (длительность, громкость, количество звуковых сигналов); учится определять интонацию. Уже начиная со второго полугодья  жизни у ребёнка начинает развиваться более сложные процессы — развитие фонематического (речевого) слуха , в дальнейшем он только совершенствуется. И именно в первые два года мозг учится правильно воспринимать, анализировать слуховые ощущения, в том числе и речь.

Кроме развития непосредственно  слуха идёт параллельно развитие связей с другими системами (зрительной, тактильной, двигательной).

Например, если мы услышим слово кошка (киса) мы можем представить как она выглядит, какая мягкая шёрстка у ней, мы знаем какие движения речевыми органами необходимо сделать, чтобы назвать слово «кошка».

Запомните, мы слышим  и понимаем — не ухом, а мозгом. То, что в первые два года развивается быстрыми темпами, в последующем развивается с большими трудностями, так как силы организма  «перебрасываются» на развитие других более сложных функций.

Наши дети, с нарушенным слухом,  часто упускают  большую часть этого драгоценного периода, и их мозг не тренируется,  не накапливает слуховой опыт. Поэтому, как только у  ребёнка определи нарушение слуха, необходима квалифицированная  систематическая помощь сурдопедагога.  У детей  с нарушениями слуха отмечаются сложности в восприятии материала: не всегда слышат безударные слоги, окончания, приставки, предлоги, интонационную окраску речи, часто путают звуки, близкие по звучанию. Всё это отразится и на самостоятельной речи ребёнка.

Именно сурдопедагог поможет вам  и вашему ребёнку открыть мир звуков: научит выделять из потока звуки, определять характеристики звуковых сигналов, различать и не путать звуки, слова. Поможет накопить тот слуховой «архив» (звуки, слова, фразы), который необходим для понимания речи, а следовательно, и для развития речи как таковой.  Научит ребёнка правильно воспринимать и употреблять в речи  слова в соответствии с их родом и падежом, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять предлоги и т.д. Это очень долгий и трудоёмкий труд, который требует усилий  сурдопедагога, родителя и в первую очередь  ребёнка.

Желательно посещать занятия сурдопедагога не реже 3 раз в неделю. В остальное время близкие ребёнка занимаются с ним самостоятельно, следуя рекомендациям сурдопедагога.

Что делать?

К сожалению, в 90% случаев глухота необратима. Но нарушение слуха — физический недостаток, а не интеллектуальный, и дети вполне могут овладеть устной и письменной речью, научиться читать, писать, общаться со сверстниками, а в будущем поступить в вуз, устроиться на работу, обрести семью.

Разумеется, слабослышащему ребенку требуется серьезная помощь родных. В идеале ребенку нужно подобрать протезы в возрасте до 6 месяцев, ведь наилучший период для освоения речи − от 9 месяцев до 3−4 лет

Важно регулярно заниматься с сурдопедагогом, активно развивать малыша — и нарушения слуха не станут препятствием на пути к общению и обучению малыша

Читать на эту тему:

После родов

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки

Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
  • среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
  • высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Есть ли у ребёнка слух и чувство ритма?

Если вы думаете определять своего ребёнка в музыкальную школу, то сначала нужно узнать, обладает ли малыш музыкальным слухом и хорошим чувством ритма. Существуют специальные методики, которые помогают это определить. Такими способами пользуются педагоги музыкальных школ при прослушивании. При возможности вы можете самостоятельно проверить своего ребёнка.

Проверяем музыкальный слух.

Тест №1. Сыграйте на фортепиано два разных звука. Спросите у ребёнка: «Какой звук был ниже, а какой — выше?»

Тест №2. Сначала нажмите одну клавишу на фортепиано. Пусть малыш ответит, сколько звуков он услышал. Нажмите две разных клавиши одновременно: сколько сейчас звуков?

Тест №3. Спойте ноты поочерёдно и пусть ребёнок их повторит.

Тест №4. Напойте короткую мелодию попросите ребёнка её воспроизвести.

Тест №5. Пусть ребёнок споёт любимую песенку.

С помощью этих несложных тестов вы сможете проверить музыкальные слух и память малыша, а также диапазон его голоса. Если ребёнок не всё идеально повторяет, но хотя бы улавливает направление мелодии, то у него средний результат, что говорит о наличии музыкального слуха, который можно развивать.

Определяем чувство ритма.

Тест №1. Постучите в определённом ритме. Пусть ребёнок повторит. Повторите тест 3-4 раза (меняя вариации простукивания).

Тест №2. Предположите малышу помаршировать под запись марша или любой ритмичной песни.

Тест №3. Попросите ребёнка похлопать в ладоши под какую угодно ритмичную музыку.

Если Вы заметили, что у малыша слабоватое чувство ритма, не огорчайтесь: его можно развивать. А если отличное — в таком случае ребёнку будет легко даваться обучение в музыкальной школе.

Проверка слуха в нашем центре слухопротезирования

Наш современный центр слухопротезирования Мед-Аудио оснащен наиболее современным и надежным медицинским оборудованием для проверки слуха. Именно здесь Вы можете провести проверку слуха себе или ребенку, и быть полностью уверенным, что получите самые достоверные результаты. Помните, качественная и точная диагностика – это главное, что основывает успешное и надежное лечение.

Кроме того, специалисты нашей клиники уделяют особое внимание проверки слуха у детей. Не правильно диагностированное нарушение слуха у ребенка – очень опасно, т.к

это может отразиться на его здоровье в будущем. Именно поэтому, мы проводим диагностику слуха для детей с 3х лет, и осознавая высокую степень ответственности при слухопротезировании наших маленьких пациентов, вся диагностика проводится только квалифицированными детскими сурдологами-оториноларингологами и сурдопедагогами. Диагностика нарушений слуха в нашем центре, у Вас или Вашего малыша, будет проведена со 100% точностью и достоверностью. Такую гарантию дают наши квалифицированные и высокоспециализированные врачи.

Вопросы пользователей на нашем сайте о проверке слуха

Как проверить, что не нарушены проводящие слуховые пути, чтобы выяснить что ребенок правильно воспринимает речь?

Ответ врача:Здравствуйте, Надежда! Чтобы проверить слух ребенка нужно обратиться к врачу оторинолорингологу-сурдологу. В зависимости от возвраста вашего ребёнка врач проведёт соответствующее обследование для выявления возможных нарушений слуха и определения их степени. Суважением врач-сурдолог Хилько Е.В.

Добрый день! В статье написано, что определяется качество слуха в шумоизолируемой комнате. А как же проверят слух на дому?

Ответ врача:Добрый день, Наталья! В условиях нашего медицинского центра проверка слуха происходит в шумоизолирующей комнате на аудиометре. На дому слух проверяется на специальном портативном програматоре, при этом шумоизолирующая камера не обязательна.

Здравствуйте, моему ребенку уже 4,5 года, нам ставят задержку речевого развития, но причину мы не можем выяснить. Мы уже два года
обращаемся в наш сурдологический центр (г. Омск), для того, чтобы прояснить вопрос со слухом, т.к. мы стали замечать, что ребенок недослышит и подставляет ухо. Не может понять быструю речь взрослого, когда обращаешься к нему. Проверив нас на всех аппаратах, нам ставят 100% слух. Психиатр и невролог — не ставят на учет, т.к. по их профилю отклонений нет (девочка умная).

Ответ врача:Здравствуйте, Оксана.
Наш центр слухопротезирования занимается детьми в возрасте от 7 лет. Поэтому мы Вам рекомендуем обратиться с Вашим вопросом в НИИ Уха, горла, носа и речи: СПб, м. ”Технологический институт” ул. Бронницкая д.9 и пройти комплексное обследование.

От 1 до 4. Музыкальные игрушки.

Мы согласны с Никитиными, что «один год — стартовая площадка для запуска всех возможностей ребёнка». Это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого возраста он начинает не ползать, а ходить. И поэтому видит окружающий мир значительно лучше и полнее. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими даёт значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки предметы и изучать их. Важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки.

Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, машинки, проигрывающие мелодии и др.) сейчас выпускается огромное количество. И о них не надо забывать, когда вы создаёте для ребёнка, по выражению Марии Монтессори, «культурное пространство». Какими правилами необходимо руководствоваться, обеспечивая малыша звучащими игрушками?

  1. Музыкальные игрушки не надо прятать в шкафу. Пусть игрушки лежат так, чтобы малыш без вашей помощи смог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент его интересует. Именно этот феномен свободного выбора используют в Израиле при кормлении детей с восьми-девяти месяцев и до двух лет. Перед ребёнком кладут на тарелочках четыре-пять различных блюд, и он сам выбирает, какое ему больше сегодня по душе.
  2. Избегайте игрушек, издающих резкие и громкие звуки.
  3. Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если всё вокруг ребёнка звучит и поёт — это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, и музыка уже воспринимается не как радость и удовольствие, а как некий звуковой фон.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение

Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Как работать с маленьким пациентом после операции?

Большинство детей, которым показана кохлеарная имплантация, еще не умеют говорить. Это осложняет реабилитационный период, поэтому в нем всегда принимают участие квалифицированные сурдопедагоги.

Первый год после операции проходит для ребенка очень насыщенно: ему предстоит заново знакомиться с внешним миром, открыть для себя много нового. Чтобы реабилитация была успешной, врачи постепенно, в несколько этапов увеличивают порог стимуляции системы кохлеарной имплантации. За год выполняют не менее четырех настроек, чтобы малыш легче адаптировался в мире звуков.

Если ребенок до операции уже освоил речь, задача родителей – соблюдать несложные правила. В первые месяцы при разговоре нужно находиться не дальше чем на 1,5-2 м от ребенка и стоять так, чтобы он видел ваше лицо. Хорошо, если во время общения в комнате не будет посторонних помех – звуков от телевизора или уличного шума. Говорить стоит медленнее, чем обычно, но четко и естественно. Успех адаптации во многом зависит от терпения и участия родителей.

В течение первого года после слухопротезирования или установки системы КИ ребенка ожидает целая гамма открытий

Используйте куклы и рисунки

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно помогут доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребёнком песню «Зайка», где запев поётся медленно, а припев быстро в «прыгающем» ритме. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте пение песни ее движениями. Во время запева кукла движется также медленно, как и музыка, а во время припева прыгает. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку, перед ребёнком лежит рисунок, изображающий Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Слушаете песенку о лете — любуетесь летним пейзажем. Разучиваете песенки о лошадях, петушке или лисе — рассматриваете изображения этих животных

Это помогает маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни

В игру «Кто первый запоёт?» хорошо играть вдвоём с братом, сестрой или другим ребёнком, пришедшим к вам в гости. Вы начинаете тихо играть мелодию известной детям песни. Или, если дома нет музыкального инструмента, поёте мелодию голосом без слов. Кто первый узнает песню, получают очко. Игра продолжается до 3-5 или более очков.

Можно играть в эту игру, даже если у ребёнка нет компании. Но тогда он должен узнать песню по первым пяти, шести или более нотам.

Другой вариант угадывания песни — по ритму. Вы стучите ребёнку ритм хорошо известной песни. Потом просите его сделать то же самое. И песню уже угадываете вы. Такие игры развивают чувство ритма.

С какого возраста можно использовать импланты?

Минимально возможного возраста нет: есть ряд показаний и ограничений. Устанавливать кохлеарный имплантат маленькому ребенку рекомендуют при таких условиях:

  • диагностировано снижение слуха четвертой степени, граничащее с глухотой;
  • использование сверхмощных заушных слуховых аппаратов с индивидуальным вкладышем оказалось неэффективным в период не менее 6 месяцев.

Окончательное решение о возможности операции принимает консилиум врачей в клинике. В него входят врач-хирург, отохирург и сурдолог. Специалисты учитывают результаты компьютерной томографии височных костей в коронарной и аксиальной проекциях (значение имеет толщина костей черепа)

Также берут во внимание данные объективных исследований слуха

Простые упражнения

1. Пойте малышу колыбельные. И отбивайте ритм, слегка похлопывая его по спинке или ножке. Можно слушать любую музыку, которая вызывает у ребенка радостные эмоции. А вот заставлять его не нужно.

2. Пробуйте ставить классику. Если Моцарт не идет, поэкспериментируйте с Гайдном. Еще есть детские альбомы у Чайковского, Шумана и Прокофьева. Для первого знакомства лучше выбирать музыку, которая максимально понятна.

3. Расширяйте кругозор. Зацикливаться на чем-то одном всегда вредно. Кроме классики предлагайте разные жанры. Детям обычно очень нравятся джаз и блюз. И только тяжелый рок стоит исключить. В нем много элементов агрессии, и особо чувствительные и активные дети заводятся под него с полоборота.

4. Включайте хорошие песни. Современные детские хиты лучше тщательно отфильтровывать. Двух аккордов старайтесь избегать. Выбирайте что-то поинтереснее и посложнее и по мелодике, и по ритмике, и в первую очередь по содержанию. Как вариант, можно ставить добродушные хиты 70-х и треки из советских мультфильмов.

5. Напевайте во время ежедневных процедур. До 3 лет детям очень нравятся массажные песенки и игры, которые пришли на смену народным пестушкам и потешкам. Когда мама напевает слова и при этом поглаживает малыша

Тут принципиально важно сочетать звук голоса с прикосновением. Тогда вероятность, что у ребенка хорошо разовьются и музыкальные способности, и чувство ритма, и речевой центр, будет выше

Как проверить музыкальный слух у ребенка в домашних условиях

Чтобы малыш научился слушать и воспринимать музыку, важным моментом является музыкально-сенсорное воспитание, которое предполагает распознавание звуков по высоте, силе звучания, тембру, длительности.

Чтобы определить, насколько хорошо ребенок различает звуки, чувствует ритм и обладает музыкальной памятью, существуют несколько традиционных тестов. Подобные испытания предлагаются малышу на собеседовании при приеме в музыкальную школу. Эти тесты просты, однако для их выполнения необходимы минимальные музыкальные знания родителей и, желательно, наличие фортепиано дома.

Тест 1. Предложите малышу подойти к пианино и отвернуться. По очереди сыграйте два звука в верхнем и нижнем регистрах, затем спросите ребенка, какой звук был выше, а какой ниже.

Тест 2. Нажмите одну клавишу фортепиано и спросите малыша, сколько звуков прозвучало. После нажмите одновременно две клавиши (лучше те, которые расположены далеко друг от друга), спросите, сколько теперь прозвучало звуков. В случае, если кроха затрудняется с ответом, по очереди нажмите те же клавиши. В широком расположении сыграйте аккорд двумя руками и спросите, сколько прозвучало звуков – один или много.

Эти тесты направлены на проверку активности слуха, ориентацию в звуковом пространстве, выделение отдельных элементов из общего музыкального звучания на простейшем уровне. Таким образом определяется, понимает ли малыш разницу в высоте звуков и отличия отдельного звука и нескольких, прозвучавших одновременно. В случае, если ребенку эти испытания даются нелегко – не отчаивайтесь. Разобраться в подобных вещах не так-то и просто, и в подготовительном классе музыкальной школы этому научат.

Тест 3. Попробуйте пропеть с ребенком разные ноты, чтобы установить диапазон голоса малыша. Пойте сами, без помощи пианино. Дело в том, что звуки инструмента сбивают детей, к ним сложнее подстроиться, чем к более привычному человеческому голосу. И тем более не используйте для этой цели детские музыкальные инструменты (ксилофоны, дудочки, детские синтезаторы). Чтобы не ошибиться со звуками, воспользуйтесь камертоном.

Тест 4. Спойте короткую простую мелодичную фразу, после чего попросите кроху повторить ее.

Тест 5. Предложите малышу спеть любимую песенку.

Эти три теста позволяют проверить:

  • музыкальную память ребенка;
  • музыкальный слух;
  • диапазон голоса малыша;
  • способность ребенка интонировать («чисто» петь).

Если малыш показал средние результаты (улавливает направление мелодии, но не попадает в ноты), музыкальный слух у него есть, хоть и недостаточно развитый. Конечно, встречаются и исключения – «гудошники» – дети, которые могут петь только в узком диапазоне, не способны интонировать, не понимают общее направление мелодии. Однако с такими детьми умеют работать в музыкальных школах, развивая их способности до определенного уровня. К тому же неумение петь – совсем не препятствие тому, чтобы в будущем стать даровитым трубачом или пианистом.

Для определения чувства ритма ребенка так же существует ряд тестов.

Тест 1. Не очень быстро простучите простую ритмическую последовательность, попросите малыша повторить. Если у него все получается, усложните последовательность.

Тест 2. Попросите малыша похлопать в ладошки под музыку. Пусть покажет, как это делают зрители на концерте, когда им нравится песня.

Тест 3. Предложите крохе промаршировать под музыку (например, «Вместе весело шагать»).

Если у ребенка недостаточное чувство ритма, его вполне можно развить. Ну а если эти тесты малыш выполнил успешно, это значит, что учиться музыке ему будет намного легче.

Подбор мелодии на слух

Такой подбор не только развивает музыкальный слух, не только доставляет ребёнку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте. Начинайте с подбора самых простых песенок, считалочек, прибауток. Из двух-трёх и даже одной ноты: «Тра-та-та, тра-та-та, от-во-ряй-те во-ро-та». Сначала напойте песенку, а потом покажите малышу, как это звучит на том или ином детском музыкальном инструменте. Дети в этом возрасте обожают подражать, и ваши сын или дочка непременно постараются подобрать мелодию сами. Похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии и песенки можно усложнять.

Как слушание музыки организовать?

Без ответа на него все предыдущие рассуждения теряют смысл. Вот несколько основных правил.

— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.

— Музыка не должна звучать слишком громко.

— Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а, иногда и раньше ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту его реакция на музыку (нравится/не нравится) станет более определённой.

Дополнительная польза от музыкального слуха

Начинать развивать музыкальный слух у ребенка следует с самого раннего возраста. Если упустить этот момент, то очень скоро придет тот самый «медведь», который обязательно «наступит на ухо» малышу. И тогда ребенок превратится в неполноценного взрослого человека.

Кроме того, развитие музыкального слуха и занятия музыкой в целом помогает:

  • развивать память;
  • быть внимательнее и сосредоточеннее;
  • логически мыслить;
  • быстро и без особых последствий выходить из стрессовых состояний (послушал любимую мелодию – и настроение улучшилось);
  • не болеть многими болезнями (есть даже специальное лечебное направление – музыкальная терапия).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: