Зарубежный опыт воспитания ребенка: детский сад в великобритании

Странности режима

Многие вещи, обычные для английского детсада, кажутся странными нашим соотечественникам. Например, для детишек старше года в детсадах отсутствует тихий час. Младенцы спят в кроватках, но не всегда у каждого есть своя. Раздеваться на время тихого часа не положено — дети спят в том, в чём играли. Если, устраивая малыша в сад, вы подчеркнёте, что вашему ребенку необходим дневной сон, вам предоставят коврик в игровой комнате и объяснят, что на нём в любое время можно прилечь и отдохнуть.

В этой же игровой комнате детвора принимает пищу. Горячие обеды, как и во многих других детсадах мира, здесь не приняты. Питание чаще всего ограничено запечёнными или отварными овощами, соками, печеньем. Встречаются в меню также бургеры и картошка фри. Некоторые дорогие частные сады располагают собственными кафе, предоставляющими малышам здоровую органическую пищу, но пребывание в них стоит невероятно дорого.

Куда отдать ребенка?

Конечно, проблема с устройством ребенка даже в обычный детский сад в нашей стране сохраняется уже на протяжении многих лет. А если малыш родился в интернациональной семье, выход у родителей один: взять на себя обязанности воспитателей-лингвистов, четко разделив общение с ребенком на разных языках: например, мама разговаривает с ребенком на родном языке, а папа ведет на прогулку, разговаривая с сыном или дочкой на русском, или наоборот. К домашним занятиям можно привлечь бабушек и дедушек, владеющих другими языками. Если в семье с первых дней жизни ребенка организовано такое обучение, то нельзя останавливаться, и дальнейшее развитие нужно рассматривать только в билингварных дошкольных учреждениях.

В столице и областных центрах билингварные детские сады пользуются спросом, и недостатка в них нет. Правда, обширные программы для развития дошкольников, пока предлагаются только в частных заведениях, где расходы на оснащение и методические материалы окупаются за счет родительских взносов. Оплата за билингварное дошкольное образование составляет порядка 20-130 тысяч рублей в месяц. Конечно, родителям виднее, надо ли платить за раннее развитие ребенка, но и дошкольных учреждений без ежемесячных взносов в крупных городах хватает. Например:

  • Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007;
  • Образовательный центр Практика;
  • Евразия;
  • Английский всей семьей.

С полным списком билингвальных дошкольных учреждений можно ознакомиться на официальном сайте KIDSRATE.

Интересно, что в некоторых частных дошкольных заведениях предлагается достаточно известная методика изучения языков – Монтессори, автор которой занимается исследованием обучения и развития детей в одной группе, но разного возраста. По мнению автора методики более старшие дети присматривают за младшими и учатся терпимости, ответственности, а малыши быстрее усваивают новое, стремясь подражать старшим. Отметим, что хотя методика Монтессори очень интересна, она до конца не адаптирована к применению в государственных учреждениях.

Что же касается билингварного обучения в раннем возрасте, то проблема назрела, ее обсуждение ведется в образовательных кругах и в кулуарах представителей власти. Некоторые наработки билингварных методик, без указаний «сверху», уже «обкатываются» в отдаленных уголках страны, где двуязычие – неотъемлемая часть провинциальных будней.

Общество постепенно и самостоятельно приближается к осознанию того, что знание языка и культур соседних народов позволяет детям видеть мир во всем его красочном многообразии.

Занятия с детьми

Частный

Каждый день много занятий. Есть уроки иностранных языков (английский везде, в нашем саду еще дополнительно испанский), рисование, лепка, аппликации, поделки, музыка, пение. Часть занятий проводят приглашенные специалисты, которые “гастролируют” по разным садам города.

Также есть достаточно занятий на выбор за отдельную плату, обычно во второй половине дня. Среди них — лего-конструирование, танцы, шахматы, карате/айкидо и т.п. Удобно, что не надо водить ребенка на дополнительные секции в других местах.

Традиционно отмечаются все местные праздники, с подготовкой, утренниками.

Плюсы частных садов — много экскурсий. Дети ездят в зоопарки, парки развлечений, музеи, на хлебозавод, пожарную станцию, в зоомагазин и т.п. Бывают просто экскурсии в леса и парки с целью изучения природы. Нередко в сады приезжают артисты, театры.

Государственный

По словам моей подруги, по части досуга детей все то же самое. Есть общие занятия, есть дополнительные за плату, есть праздники и т.д.. По части экскурсий и спектаклей — в гос садах они сильно реже.

Воспитание «билингва поневоле» требует терпения

Отдельно хочется обратиться к тем, кому предстоит временный переезд по работе или эмиграция. Смена языковой и культурной среды — это тема многих споров. Ребенок не может в оперативной памяти хранить большое количество слов, поэтому оперативный словарный запас становится меньше. До сих пор наш ребенок не всегда может сказать воспитателю о своих чувствах и выразить все свои идеи на немецком языке, а дома нам нужно постоянно пополнять набор русских слов. Да, это будни детей-билингвов. Мы работаем над пополнением слов русского языка, но, тем не менее, мозг ребенка — это мозг ребенка. Мы сохраняем спокойствие, занимаемся в русской школе и продолжаем трудиться над словарем русских и немецких слов.

Минусы двуязычных детских садиков

Вы, наверное, думаете, что-то все слишком хорошо, что-то эта Mrs Britain утаивает. Я бы точно так подумала на вашем месте! Скажу честно, минусы тоже есть. Итак, о каких недостатках стоит знать:

  • нехватка преподавателей – носителей языка в школах;
  • возможность потери связи с культурой родного языка;
  • относительно высокая стоимость образовательных услуг.

Будьте внимательны, из-за недостатка педагогов-носителей в некоторых билингвальных садиках занятия ведут русскоязычные преподаватели английского. Это чревато тем, что ребятам ставится неправильное произношение, а слова употребляются не всегда верно. Я вас предупредила!

А вот если акцент в обучении смещается на иностранный, ребенок может испытывать сложности в общении на родном языке. У него ухудшается словарный запас родной речи, малыш может даже полностью перейти в общении на иностранный

Тут важно следить за ситуацией и удерживать баланс

Билингвальные сады – это дорого. Не буду отрицать из-за высокой стоимости их могут позволить себе немногие россияне. В оправдание приведу британскую поговорку «Money spent on the brain is never spent in vain» (Деньги, истраченные на образование, никогда даром не пропадают.). Двуязычные учебные заведения – частные учреждения, поэтому объективно высокая стоимость данность.

Особенности билингвального обучения дошкольников: популярные методики

Проблемами билингвального образования дошкольников занимаются ученые всего мира. Кроме описанных уже преимуществ владения двумя языками, немецкие ученые считают, что билингвальное обучение расширяет возможности познания чужой культуры (при обучении иностранным языкам). Лингвисты уточняют, что чтение Шекспира или Петрарки на языке оригинала не сравнимо с самыми лучшими переводами.

Наиболее популярная и совершенная модель билингвального образования – имерссионная, то есть, подразумевающая погружение в языковую среду с раннего возраста. Усвоение двух и более языков происходит в контексте деятельности, с поддержкой мимики и жестов

Важно, чтобы в процессе обучения у ребенка поддерживались положительные эмоции

Пример уникального ребенка, занятия с которым проводятся по имерссионной методике – четырехлетняя девочка-полиглот, Белла Девяткина – участница телешоу «Удивительные люди». Безусловно, малышка очаровала тем, что в четырехлетнем возрасте освоила 7 языков, но здесь нужно отдать должное родителям и педагогам ребенка, выбравшим правильную методику обучения.

Вторая, достаточно эффективная модель обучения выстроена по принципу «один воспитатель – один язык». Если в семье ближайшее окружение ребенка не владеет разными языками, чтобы распределить их для общения с ребенком на постоянной основе, то билингвальный детский сад легко обеспечивает такую среду малышам, имея в штате несколько педагогов, владеющих разными языками. К тому же, дети охотнее и быстрее усваивают знания в коллективе, в процессе игры.

Третья – пространственная модель. Суть ее заключается в оборудовании отдельных помещений для изучения каждого языка, с соответствующим оснащением методическими материалами. Дети запоминают, что в каждом помещении проходят занятия на определенном языке.

Особенности билингвального образования в России были разработаны еще И. Я. Яковлевым, в 19 веке – педагогом, писателем, переводчиком и создателем чувашской письменности. Однако, в противовес западной теории, он выстраивал систему билингвального образования не на сравнениях языков, анализе и поиске противоречий, а считал, что русский язык, как инструмент межнационального общения, служит средством познания и сближения культур всех народов России, при сохранении их своеобразия.

Отечественные ученые, работающие над проблемами билингвального обучения дошкольников, кроме системного подхода, отмечают четкую последовательность двух основных ступеней: сначала – обучение на родном языке, как способ подготовки к изучению общегосударственного языка, затем – изучение русского языка для полноценного освоения знаний в системе общегосударственного образования.

Если не принимать во внимание различие в идейно-нравственных ориентирах – объединяющая роль государственного языка на территории РФ и сравнительный анализ с поиском противоречий в западноевропейских странах, то, безусловно, современная немецкая методика «погружения» заслуживает более пристального внимания при обучении детей в раннем возрасте

Как поступают в детском саду при возникновении проблем (они есть и в Германии!)

Что делать, когда ребенок плачет и дерется в садике? Слезами и драками ребенок пытается донести до нас свои чувства: важно понять, что же стоит за слезами и вместе с ребенком помочь ему справиться.

Что делать, когда ребенок не хочет спать? Неспящие дети в нашей группе могут тихо играть. Их не заставляют лежать

Но наша девочка любит поспать. 

Что делать, когда ребенок не хочет кушать? Иногда наши дети не едят, да и мы взрослые тоже не всегда с аппетитом идем на кухню. Воспитатель за это никого не ругает. В садике есть опция – обеды для детей-веганов (равно как и в школе в обед каждый день есть блюдо для веганов).

В заключение хочется сказать, что ребенок нуждается в нашей любви и поддержке, если у него получается влиться в группу, и в сто раз больше он нуждается в поддержке, когда у него не получается влиться в группу. А наша смелая дочка в этом году уже будет посещать подготовительные курсы к школе при садике, и уже совсем скоро можно будет писать об адаптации детей в начальной школе. До новых встреч, буду рада вашим комментариям и вопросам!

12.08.2020

  
  детский сад, ребенок и родители  Другие статьи автора

Это может быть интересным

09.09.2021
Как выбрать частную школу

Время чтения: 8 минут 

Выбор частной школы – сложный процесс, где важна стратегия

На что обратить внимание, какие параметры можно считать критическими и от какой школы лучше отказаться – читайте в новой статье Mrs. Britain!

читать подробнее

25.08.2021
Школьная форма в Англии

Время чтения: 7 минут 

Попробуйте представить ученика английской школы

Получилось? Наверное, 100% читателей сразу же увидели образ юного Гарри Поттера. Все верно! Форменный пуловер, классические брюки и сорочка – так выглядит типичный школьник в Англии. Только вот мантии сейчас не носят! Традиции и современность в одежде английских школьников в статье Mrs. Britain!

читать подробнее

18.08.2021
Как получить грант на обучение за рубежом

Время чтения: 7 минут 

Учиться за рубежом бесплатно – реально! Какие виды грантов и финансовой помощи доступны? Какие требования предъявляются к претендентам, и на что обратить внимание, чтобы выделиться среди конкурентов? Советы по написанию мотивационного письма, самые популярные грантодатели по обучению за рубежом и другая полезная информация в новой статье Mr. Great!

читать подробнее

В немецких садиках дети… не болеют!

Кстати, я все ждала, когда же будут эти больные дети, которые, в отличие от российского садика, приходят в группу и заражают всех детей? Ждала-ждала и не дождалась. Вот так вот случилось у нас!

В Сибири, по сравнению с Дрезденом, весьма сухой воздух

На Сибмаме часто обсуждается вопрос увлажнения воздуха, и если бы сегодня я пришла в садик в своем родном Кольцово, то вместо всех цветов, я бы подарила воспитателям (и детям, конечно) здоровье: увлажнители, мойки воздуха, лекции специалистов для мам о важности проветривания помещения и значении температуры воздуха (прохладной) в группе и дома. «Тропинки Здоровья» в которых обязательно есть бочонок с холодной и горячей водой, и обязательное хождение босиком хотя бы по несколько минут — все это действительно оздоровливает!
В садике младшая первое время мерзла, мы ей даже спальник купили, в котором она спала первое время, потому что для нее в группе было непривычно прохладно, комнату постоянно проветривают

Могу сказать, что сейчас она спит уже без спальника. Она привыкла! «Акклиматизация» тоже оказалось частью процесса привыкания к саду.

   

Родительские собрания в немецких садиках

Мы посещаем все праздники в группе и собрания родителей за кофе.

Вообще о собраниях стоит сказать, что обязательное собрание всего одно, и одна личная встреча с воспитателем. Остальные встречи за кофе родители могут посещать или пропускать по желанию. Праздники и традиции в первый год тоже вызывали волнения, но в садике довольно спокойно можно обо всем узнать у воспитателя

Сейчас я думаю о важности участия в жизни группы моего ребенка. Мое участие — это стараться всегда поддерживать контакт с группой; несмотря на наши различия, стараться увидеть нечто общее, а общего у нас много: наши дети проводят ежедневно много времени вместе

Когда я поняла, что мой ребенок остается на весь день в садике, то я стала в некоторые дни считать приоритетом прогулки и плавание. Ведь за несколько лет в декрете мы привыкли думать, прежде всего, о детях, и теперь настало время заботы о себе. Дорогие мамы, углы нас подождут! Подарите себе время.

  

     

Как устраивают детей в дошкольное учреждение

Отдать ребенка в дошкольное учреждение или оставить с бабушкой/дедушкой дома – решают родители. Но если выбор сделан в пользу государственного детского сада, нужно прийти в муниципалитет и найти Dipartimento dei Servizi Scolastici (отдел школьного обслуживания).

Родители малышей часто волнуются, спрашивая, как устроить ребенка в детсад Италии. На самом деле это не очень сложно.

В ясли запись идет только в мае-июне, происходит финансирование, распределение мест, определение нагрузки на каждое дошкольное учреждение.

Если вы выбираете частное/католическое заведение, процесс упрощается: приходите прямо к руководителю или владельцу садика и записываете ребенка в одну из групп.

Чем занимаются итальянские дети в детском саду

В привычном для россиян понимании особых занятий по математике, грамоте, письму в Италии не проводят

Гораздо больше здесь уделяют внимание развитию творческих наклонностей: лепке, рисованию, аппликациям, занятиям с тестом

Прогулки не всегда приветствуются: при температуре ниже +10–15 градусов Цельсия детей вообще не выводят на улицу, так как итальянцы считают такие условия некомфортными. В большом общем зале детсада есть горки, качели, домики, здесь с детьми проводятся конкурсы, игровые занятия. В зале дети играют по очереди, а основное время проводят в своей группе.

Раз в месяц для детей проводят экскурсии, знакомят с ремеслами: возят в пекарню, маслобойню, мастерские, на пасеку. Везде дети что-то делают руками самостоятельно, а потом могут забрать свое творение домой.

Дневной сон предусмотрен, но никто не заставляет ребенка спать, если он не хочет. В каждой группе есть место, где дети могут полежать на матрасиках прямо на полу и отдохнуть.

Как проходят занятия: основные типы обучения

Билингвальные учебные заведения ведут занятия по одной из двух методик:

  • содержательной;
  • предметной.

Понять, чем они отличаются несложно!

В рамках содержательного подхода обучению на обоих языках выделяется одинаковое количество времени

При этом все психические процессы (память, внимание, мышление, речь) развиваются на двух языках. Это способствует формированию двуязычной личности, ребенок усваивает обе языковые культуры и учится мыслить на двух языках

Только представьте, какие возможности это дает для развития личности и кругозора!

А вот предметная методика основывается на преподавании одной части дисциплин на русском, другой – на английском. Уважаемые эксперты придерживаются мнения, что при такой технологии обучения ребенок не становится полноценным билингвом. Предметный метод не развивает полноценное двуязычное мышление, не дает полного представления о культуре, менталитете и социокультурных особенностях.

Учебный процесс также может строиться несколькими способами:

  • упор в изучении на русский, освоение английского как второго языка;
  • обучение на родном языке с более поздним добавлением иностранного;
  • учеба в смешанных группах с русскоговорящими и англоязычными детьми.

Ну и конечно, каждый из способов предполагает использование игровых методов. Ребята разыгрывают сценки, поют песни, смотрят мультфильмы, учат стихи и скороговорки. На занятиях они изучают национальные праздники и культуру другой страны. Ох, с каким удовольствием наши малыши в Heritage School шоколадные яйца на Пасху собирают! А на Хэллоуин что здесь творится, прости господи!

Как попасть в сад? Про возраст ребенка

Частный

Если есть места (а они, как правило, есть), то записаться можно в любое время. Требуется заполнить стандартную анкету и оплатить “вписовый” взнос. Он обычно равен месячному платежу, либо несколько выше. Этот взнос не возвращается. В части садов — одноразовый, в части его нужно платить за каждый год.

Частные сады делятся на ясли (“жлобки”) и обычные сады. Есть также сады с ясельными группами. В ясли берут обычно с полугода. Обычные группы начинаются с 2-2,5 лет. Как правило, ясли значительно дороже обычных групп.

Государственный

Запись в сады идет весной, с марта. Впрочем, если есть свободные места, то до сентября в сад попасть можно. В течение учебного года — не уверена. Взносов при поступлении нет. Детей принимают с трех лет. Есть отдельные учреждения — гос ясли, но у меня нет знакомых, чьи дети туда ходят. Кажется, их мало и попасть сложно.

Ребенка дошкольного возраста берут в сад вне очереди, так как по польским законам до поступления в школу ребенок обязан год провести в детском саду. Кстати, школьное образование в Польше начинается с 7 лет, эту норму недавно изменили, было с 6-ти.

Не раз слышала о том, что обязательным критерием поступления ребенка в гос сад является то, что оба родителя работают. Но достаточно моих знакомых из семей, что переехали по работе мужей (жены не работают или фрилансят), без проблем устроили детей в сады. Так что попытаться в любом случае стоит.

Сколько получают сотрудники детсадов

Согласно статистике, педагог, имеющий минимальный опыт в воспитании подрастающего поколения, зарабатывает не больше продавца или кассира, а специалист со стажем – меньше учителя младших классов.

В России

Заработная плата воспитателей в детских садах разнится в зависимости от региона.

Совсем немного от них отстает величина зарплаты в Якутии и Камчатском крае. Здесь педагог может заработать около 450 тысяч за год. Но с учетом условий и стоимости жизни в этих регионах, указанная сумма не так уж и велика.

К числу наиболее высокооплачиваемых причисляются и педагоги из столицы. В месяц они могут получить около 55 тысяч рублей. Работники дошкольных учреждений, расположенных в Московской области могут рассчитывать на годовой доход на уровне 385 тысяч, а воспитатели Ленинградской области – 358 тысяч рублей.

Самые низкие зарплаты зафиксированы у воспитателей, работающих в садах Хабаровского края. Здесь труд педагога оценивается примерно в 275 тысяч (около 23 тыс. в месяц).

В Европе

Средняя заработная плата воспитателя в Европе составляет 4,5 тыс. евро/месяц. Эту же сумму большинство работников российских детских садов получает за календарный год работы.

При этом не стоит опускать и тот факт, что воспитанием дошкольников в Европе могут заниматься педагоги, имеющие ученую степень не ниже бакалавра. Поэтому даже такая сумма считается весьма скромным вознаграждением для специалистов данного уровня.

Какие документы необходимы при поступлении

Прежде всего понадобятся заявление в канцелярию детсада и медицинская справка. К заявлению прилагаются документы ребенка: свидетельство о рождении, справка о регистрации по месту жительства, справки о материальном состоянии семьи, карточка с данными о вакцинации.

Детские дошкольные учреждения в Италии, независимо от формы собственности, не имеют права допускать в коллектив ребенка без прививок. Их перечень ежегодно меняется, но среди самых важных в 2021 году – краснуха, корь, дифтерия, гепатит B, пневмония, менингококк B, ротавирус. Прививки делают бесплатно, справку надо подавать ежегодно.

В стандартном заявлении о приеме можно дополнительно указать, сколько будет длиться пребывание ребенка в саду (время от и до). Поскольку в Италии сохраняются традиции большой семьи, даже в заявлении просят указать, есть ли у ребенка бабушка, какое участие в воспитании она принимает.

Все справки и разъяснения родители могут получить в канцелярии учреждения. Нормативные требования к детским садам закреплены в законодательстве Италии.

Другие неприятные отличия работы воспитателя в России и Европе

Ряд отличий наблюдается и в условиях труда воспитателей. В российских садах на наставников, помимо воспитания, возлагается дополнительный объем работ. Каждый педагог составляет планы мероприятий на день, на неделю и на месяц, планирует проведение тематических мероприятий. Также он занимается подборкой информации, которая должна не только заинтересовать ребенка, но и разбудить в нем желание учиться, узнавать новое и применять полученные знания на практике.

Существенно разнится и численность малышей в группах. Если в российских детских дошкольных учреждениях считается нормой наполняемость 27-28 человек в яслях и около 33 в старших возрастных группах, то в большинстве европейских стран в группе ясельного возраста обычно бывает не более 9 детей, а ребятишек старшего возраста – не больше 18.

От вклада воспитателя зависит многое. Например, насколько легко будет адаптироваться ребенок в социуме, и насколько просто ему будет продолжать обучение в школе. Вот только жаль, что далеко не все дети имеют счастье быть принятым в группы, где воспитатель работает на все 100%, а не отбывает трудовую повинность от зарплаты до зарплаты.

В чем польза билингвизма

Двуязычие сегодня – это не дань моде, а насущная необходимость. Даже Mr Great вынужден был выучить русский, чтобы получить место в московском представительстве компании. Но смею заметить, процесс не только не был ему в тягость, но и принес не мало удовольствия! Скажу по секрету, Mr Great даже увиливал от своих домашних обязанностей, оправдываясь необходимостью учить русские слова! Итак, сегодня любая серьезная компания уже работает на международном рынке или стремится к этому. Поэтому знание иностранного языка в совершенстве – must have для высокооплачиваемого специалиста и успешного профессионала на любом поприще!

Юные леди и джентльмены, осваивающие иностранный язык с детсадовского возраста, обладают отличной памятью и развитым мышлением. Во взрослом возрасте у них шире кругозор, они меньше подвержены предрассудкам любого рода и проще социализируются в новой для себя среде. Билингвы проще усваивают третий и последующий языки, в особенности из одной языковой группы. Им одинаково легко даются как гуманитарные, так и математические науки.

Учитывая все эти преимущества, многие родители сегодня выбирают для ребенка билингвальное обучение. Сначала в двуязычном детском саду, затем – в аналогичной школе.

Англия

Юлия, мама Платона

Мой сын недолгое время посещал лесной садик. Этот сад начинает свою работу весной, когда уже достаточно тепло, чтобы проводить в лесу большую часть дня. В Лондоне есть парк – самый большой в Европе. Он практически как лес. Вот в этом парке и находился лесной садик. В нашей группе было около десяти детей и два воспитателя. Утром дети уходили в лес, каждый раз – на новое место. Разбивали небольшой лагерь – подвешивали гамаки, качели. И читали книжки, искали разных жучков-паучков, играли в игры, ели. Это все происходило в любую погоду. Я присутствовала на адаптации в этом саду с сыном, и нам было тяжеловато. Погода в Лондоне далеко не каждый день хорошая. Солнечных дней было мало и было довольно прохладно. Даже если шел дождь, дети все равно тусили на улице – в дождевиках и резиновых сапогах. Я все время там мерзла. Но британские дети очень закалены и зимой-то ходят в босоножках на босу ногу. Так что для них погода не была проблемой. А для нас с сыном – да.

Главная идея этого сада была в том, что дети весь день проводят на свежем воздухе, изучают природу, животных, насекомых, растения.

С этим садиком у нас не сложилось, ребенок меня не отпускал и оказался не готовым к коллективу. Там были дети, которые плакали, когда родители уходили. Но их воспитатели успокаивали, отвлекали. Отвлекали, надо сказать, очень здорово. Все воспитатели обладали очень хорошей психологической устойчивостью и умели разными способами детей отвлечь, переключить, объяснить им, что они чувствуют. Вот этому можно было прямо поучиться у педагогов. Такой темы как «пусть проплачется» тут точно нет.

В английских садах дается много самостоятельности детям, например, ребенок сам решает – снять ему куртку или сапоги или не снять. В лесу дети все время были раздеты, я на это смотрела с замиранием сердца.

Про еду – детям родители дают с собой ланчи в коробочках. В садике дают какие-то закуски – крекеры, соки, но большую часть родители дают с собой. Вообще, в разных садах питание устроено по-разному. Есть садики с питанием, но их очень мало. А в частных садах родители организовывают кейтеринг, сами его оплачивают, и всех детей кормят организованно. Но можно и не оплачивать кейтеринг и давать своему ребенку отдельно еду с собой на день. Есть сады с бесплатным питанием, но они супер популярны, и туда очень сложно попасть».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для молодой мамы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: