9 правил подготовки первенца к рождению брата или сестры
1. Сообщите ребенку о появлении малыша заранее
О пополнении семьи ребенку следует сказать родителям, а не другим взрослым. Сообщить ему о радостном событии лучше примерно на третьем месяце беременности, чтобы он успел свыкнуться с изменениями в своей жизни.
2. Обсуждайте с первенцем, что последует за рождением брата или сестры
С ребенком нужно обсуждать ожидаемое рождение малыша. Родителям стоит рассказать старшему, что младенец первое время будет требовать много внимания. Объясните сыну или дочери, что мама и папа не станут любить их меньше.
3. Не ругайте за проявление агрессии по отношению к младшему ребенку
Старшего ребенка обязательно нужно выслушать, даже если он говорит «неправильные», по мнению, взрослых вещи. Например, о том, что совсем не хочет братика или сестру, или о том, что не будет его любить. Не стоит ругать за это первенца, лучше дать ему возможность высказаться. Сам факт того, что родители понимают чувства ребенка, даст ему силы справиться со своими переживаниями.
4. Не связывайте перемены в жизни старшего ребенка с появлением младшего
Все значительные перемены в жизни ребенка – переезд в другую комнату, посещение детского сада не стоит связывать с рождением младшего. Лучше сделать это до родов, либо отложить на более поздний период.
5. Привлекайте ребенка к принятию решений, касающихся малыша
Первенец будет чувствовать свою причастность к грядущему событию, если родители будут обсуждать с ним все насущные вопросы. Он может помочь выбрать кроватку, игрушки и одежду для малыша, принять участие в выборе имени, подобрать подарок братику или сестричке.
6. Рассказывайте старшему ребенку о его младенчестве
Родители могут рассказать старшему о том, каким он был в детстве, как он вел себя в животе у мамы, показать фотографии его младенческого периода и объяснить, что его брат или сестра родятся такими же маленькими и беспомощными, как и он несколько лет назад.
7. Расскажите ребенку, как он может проявить заботу о малыше
Ребенка стоит предупредить, что новорожденный не сможет сразу с ним играть, чтобы избежать разочарования. Хорошо сделать акцент на приятных моментах, дать понять первенцу, что он может заботиться о младшем, научить его всему тому, что умеет сам.
8. Покажите ребенку положительный пример семей с большим количеством детей
Хорошо, если у родителей есть знакомые, в семье которых несколько детей. Можно сводить старшего к ним в гости. Расскажите ему о преимуществах большой семьи и покажите, как весело детям играть друг с другом. Скажите, что он будет так играть с братом или сестрой, как только малыш немного подрастет.
9. Расширяйте круг общения ребенка со сверстниками
Родителям нужно постараться, чтобы у ребенка был круг общения вне семьи. Если он будет больше общаться с другими детьми, его жизнь не будет связана только с родителями, и он безболезненно перенесет появление малыша.
Готов ли старший ребенок к появлению в семье малыша?УЗНАТЬ!
Екатерина Кушнир
На прогулке
Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки, собачки, воробушки, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины…
Вот, например, заметили вы кошку, которая лежит на скамейке и греется на солнышке. Поднесите кроху поближе к кошке, рассмотрите ее вместе. Приговаривайте: «Вот кошечка. Она хорошая, пушистая, мягонькая. У кошечки усики, ушки, лапки, хвостик. Кошечка мяукает мяу-мяу. Где кошечка? Вот кошечка!» Старайтесь строить короткие предложения, говорить четко, ясно и эмоционально. Во-первых, так малышу будет легче вас понять. А во-вторых, подобные нехитрые рассказы станут хорошей базой для развития самостоятельной речи ребенка в будущем.
Способ №5. Ведите дневник внутриутробной жизни малыша
Помните, как в подростковом возрасте вы вели дневники, а потом время от времени перечитывали записи в них? Пора снова вспомнить об этой хорошей традиции.
Заведите дневник развития и внутриутробной жизни вашего малыша. Он может быть рукописный, печатный или даже в онлайн-форме (на многих популярных блогах для мам сейчас есть такая возможность).
Дневник беременности и развития крохи советуют вести и врачи-акушеры, а также специалисты, читающие лекции на курсах для беременных. Такой дневник не позволит забыть вам важные моменты вынашивания малыша, вы точно будете знать, когда он в первый раз пошевелился, когда начал толкаться в животике, когда был активным, а когда спокойным.
Такая информация позволит врачам оценить соответствие развития вашей беременности нормам, а вы на всю жизнь зафиксируете самые важные моменты внутриутробной жизни вашего ребенка.
Через много лет будет очень интересно вспомнить все эти моменты и заново их пережить. Самое интересное можно даже читать малышу, особенно те записи, где вы пишите о любви к крохе, о радости ожидания встречи с ним. Пусть ребенок знает, что вы всегда любили его, и он для вас – лучший подарок судьбы.
В случае наступления очередной беременности вы сможете сравнивать данные с первой беременности с развитием новой, а также подробно расскажите своему врачу акушеру-гинекологу о течение вашей первой беременности, трудностях и особенностях
Эта информация позволит доктору оценить возможные риски и обратить внимание на важные детали в развитии новой беременности
Радуйтесь каждой возможности общения с малышом даже до его рождения. Детки очень быстро растут, так что успейте насладиться их нежным возрастом. Да и тесный контакт с малышом позволит вам сформировать крепкие семейные узы, достичь взаимопонимания, уважения и любви.
О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет
Около года малыш осваивает первые слова — начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью
Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:
- не смеяться и не передразнивать,
- следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.
В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?». Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность. Задача родителей — удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:
- Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать малышу возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
- Задавать вопросы и дожидаться реакции дочери или сына, даже если это будет простой кивок головой.
- Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
- Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.
Может, просто выдать книжку?
– Мальчикам о различии полов должен говорить папа, а девочкам – мама, или это не важно?
– С маленькими детьми обоих полов может разговаривать на эти темы и мама, и папа, а вот начиная с семи лет, мне кажется, что нужно говорить с ребенком родителю того же пола. В подростковом возрасте особенно папе гораздо проще говорить с мальчиком, а маме с девочкой, ведь они смогут объяснить доступнее и понятнее про то, с чем живут сами.
Если семья не полная или по какой-то причине муж или жена категорически отказывается, то может говорить и родитель другого пола. При наличии интернета и таком количестве всевозможной литературы он не останется без информации. Обычно затрудняются на эту тему говорить родители, у которых собственный опыт либо травматический, либо им очень жестко табуировали, либо наоборот – поколение «СПИД-инфо», которые перебрали информации.
– Кстати, есть мнение, что можно просто купить подходящую книжку и дать ребенку читать. Этого достаточно?
Мальчиков и девочек воспитывать по-разному?
– Мне кажется, все-таки лучше делать это не в шесть-семь лет, а если уж покупаете книжку для этого возраста, то важно тщательно изучить ее содержание и иллюстрации и все равно давать с комментариями. Не менее, чем табуирование темы, вредно давать информацию в переизбытке, когда ее вываливают на голову ребенка огромными ушатами
В итоге он получает преждевременно слишком много детальной информации, которая ему не нужна. К примеру, не нужно ребенку в 6, в 7 лет детально, в разрезе изучать половые органы. Отложите это до 11-12, когда появится интерес и наступит совершенно другой период развития. Мы не раз говорили про ситуацию маятника. И вот сейчас случилось, что он из стороны полного табуирования и запретов качнулся в другую сторону – на детей выплескивается столько информации, сколько они, в силу возраста, не готовы воспринимать.
Для школьного возраста я могу посоветовать такие книги (причем, если вам кажется, что какая-то информация преждевременна, можно прочитать вместе лишь некоторые главы):
- «Детская сексология. Школьный иллюстрированный справочник» издательства «Росмэн». Книгу готовила к выходу целая команда психологов, детских гинекологов, педиатров.
- «Мое тело меняется» Джерри Бейли – книга для среднего и старшего школьного возраста.
- «Давай поговорим про ЭТО: о девочках, мальчиках, младенцах, семьях и теле» Раби Харрис.
- «Главное чудо света» Георгия Юдина.
– Как учить ребенка выстраивать границы именно в вопросах собственного тела, его неприкосновенности?
– С моей точки зрения, этим границам надо учить не в связи с потенциальным сексуальным домогательством. Связывать этот разговор с сексуальной темой – неправильно, потому что вопрос гораздо шире, он – о правах личности в целом, о праве говорить «нет», и в том числе о понимании, что твое тело – это твое тело и никто не может к нему прикасаться, если тебе неприятно, никто не может расслаблять тебя эмоционально.
Разговор о правах человека, правах ребенка, в адаптированном виде, в смягченном, не радикальном, должен вестись лет с пяти-шести, а то и раньше, если ребенок остается без вас, идет в детский сад. Объяснять ему можно примерно так: «Ты мне расскажи обо всем, что нарушает какие-то твои желания, обо всем, что тебя задевает, оскорбляет, обо всех прикосновениях – никто тебя не должен трогать и обижать». Эту мысль нужно доносить очень, очень аккуратно. И с возрастом ее расширять и уточнять: здесь тем более нельзя вываливать на голову ребенка все сразу.
Если вы в первый раз об этом задумались, прочитав статью, нужно подумать и семь раз отмерить, и только потом говорить. Подробности могут травмировать ребенка, испугать, и он попросту закроется.
Любимые стихи
Рассказывайте крохе между делом потешки и стихи. Замечательно подойдут ритмичные стихи детских поэтов-классиков. Это и «Игрушки» А. Барто, и «Детки в клетке» С. Маршака, и многие другие. Очень эмоционально реагируют малыши на стихи Д. Хармса. Они отличаются особым четким ритмом. Замечательные стихи для самых маленьких есть у Г. Лагздынь. Умывая малыша или совершая ежедневный утренний туалет можно приговаривать:
Лапки? Мыли.Ушки? Мыли.Хвостик? Мыли.Все помыли.И теперь мы чистыеЗайчики пушистые.
А теперь кушаем:
Куклу?Кормили.Зайку?Кормили.Мишку?Кормили.А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)Забыли.
Помогите ребенку развить речевые навыки
1. Начните заранее
С первого дня жизни ребенка вы можете разговаривать с ним, петь ему песни и читать книжки, чтобы путь к обучению начался как можно раньше. Разговаривайте с малышом или пойте ему за едой, во время купания или даже во время смены подгузников. Это очень полезно для ребенка и весело для вас обоих. Читая ребенку книжку, поговорите с ним о сюжете и иллюстрациях.
2. Не монолог, а диалог
Даже если ребенок пока еще только лепечет, старайтесь всегда поддерживать «беседу». Относитесь к языку ребенка как к настоящему и отвечайте на вопросы настоящими словами, будто понимаете, что он говорит (даже если не понимаете). Затем позвольте малышу «ответить». Эта игра может казаться глупой, но так вы учите ребенка построению беседы и навыкам поочередно говорить и слушать.
3. Поиграйте в игру с именами
Вы можете помочь малышу выучить новые слова, проговаривая названия его любимых предметов вслух: «А вот и мячик» или «Мммм… каша!» Когда ребенок запомнит слово, вы можете проверить его, спросив: «Где мячик?», чтобы малыш указал на мячик. А если ребенок уже постарше и может произнести слово, спросите: «Что это?» — малыш должен сказать: «Мячик!»
4. Добавляйте и расширяйте
Если ребенок уже строит предложения из одного или двух слов, уточняйте полное значение его предложения в своем ответе. Если ребенок говорит: «Утка нет», вы можете ответить: «Ты не хочешь утку?» (или если контекст другой: «Не можешь найти утку?»). Таким образом, вы сможете подтвердить, что поняли смысл сказанного малышом, и одновременно показать ему правильную структуру законченного предложения.
Важно помнить, что большая часть развития речевых навыков возникает из ежедневных дел, которыми занимаетесь вы и ваш малыш. Поэтому не упускайте возможности поговорить с малышом, почитать ему, спеть песню или поиграть с ним
Это поможет малышу в развитии и укрепит связь между вами. Но что еще важнее, вам обоим будет весело
Поэтому не упускайте возможности поговорить с малышом, почитать ему, спеть песню или поиграть с ним. Это поможет малышу в развитии и укрепит связь между вами. Но что еще важнее, вам обоим будет весело.
Табу на вопросы и фразы
Есть вопросы, которые не стоит задавать малышу. Иначе можно получить ответ, который не понравится. Например, перед тем, как сообщить ребенку о рождении младенца не следует спрашивать: «Ты хочешь братика?». Ведь малыш может на полном серьезе ответить, что он хочет, например, собачку, которую ему давно обещали.
Также под запретом такие фразы как: «Ну вот, теперь тебе будет труднее …» или «Больше ты не маленький, теперь это твоя сестра …». Лучше заменить их на «Я горжусь тем, как ты заботишься о малыше. Ты такой ответственный»
Минимум лжи
Второй ребенок-не игрушка и его рожают, для того, чтобы старший братик или сестренка заботились о нем, или играли с ним. В первом случае легко напугать малыша, во втором-вы соврете, ведь новорожденные в первые месяца не играют с другими детьми.
Доброжелательное отношение
Что говорить малышу и как это делать? Мамы должны понять, что чадо может еще многого не понимать, но оно реагирует на интонации. Чем более эмоциональная женщина, тем больший спектр эмоций будет развиваться в душе ребенка. Но все эти эмоции должны быть положительными. Кричать и ругать грудничка не стоит. Подобное поведение напугает малыша и может существенно навредить его нервной системе, которая еще не сформировалась. Нужно стараться рассмешить чадо и заставить его улыбаться. Мама может показывать своему ребенку рожицы и рассказывать, кого именно она сейчас пыталась изобразить. Доброжелательный подход, спокойный тон и размеренные движения помогут малышу стать уравновешенной персоной в будущем. Доброта мамы впитывается в младенца, и он понимает, что о нем заботятся и его любят.
О чем можно поговорить с ребенком? Вы можете рассказать малышу о том, как бы вы хотели, чтобы устроилась его судьба. Можете рассказать о своих планах и мечтах. Грудной ребенок – это самый желанный слушатель. Когда он не спит, он с удовольствием будет проводить время наедине с мамой, которая должна всеми силами развлекать малыша и давать ему возможность хорошо запомнить ее голос.
Что делал сновидец?
Важно знать, происходит ли с человеком что-либо во сне, взаимодействует ли он с мальчиком?
Видит мальчика — к новостям, изменениям в жизни;
Видит реального существующего сына в другом возрасте – странная неожиданность; младше, чем в реальности – не очень хороший знак, стоит давать сыну больше самостоятельности, позволить ему принимать решения; старше, чем в реальности – неожиданная денежная прибыль, благосостояние;
Радуется общению с мальчиком: ожидать радостную новость;
Рожает мальчика – младенца: женщине – к легким родам, мужчине — к рождению идеи, которую будет сложно воплотить в жизнь из-за конкуренции;
Видит себя маленьким мальчиком – понадобится поддержка родных и близких;
Купает мальчика – избавляется от терзающих угрызений совести, его прощают реальности за тяжелый проступок; в корыте – небольшая неприятность скоро разрешится; в ванне: ваша репутация будет очищена от порочащих сведений; в новом тазу: развитие карьеры и новые обязанности, хорошие новости, успех; под душем — поработайте над созданием хорошего впечатления у окружающих; в реке: вода обычно смывает беды и неприятности.
Купает больного мальчика – улучшить впечатление о себе, создать хорошую репутацию;
Ухаживает за ребенком – работать над прибылью, благосостоянием;
Кормит ребенка – близким очень нужна ваша помощь;
Кормит ребенка грудью: развитие карьеры, отличный бизнес;
Кормит грудью чужого ребенка — человек помогает неблагодарным людям;
Пеленает ребенка – улучшить денежное положение, получить наследство;
Качает на руках — сон положительно скажется на денежном благополучии человека. Если мальчик спит — вы будете надолго обеспечены материально, улыбки ребенка во сне – успех в личной жизни.
Укладывает спать ребенка – наведение порядка в домашних делах будет способствовать успеху;
Одевает ребенка – к обновке в доме;
Крадет ребенка – успешно заимствовать чужую идею, дающую удачу;
Играет с мальчиком – очень светлый сон
Означает радостное будущее, светлое и перспективное, стабильное морально и материально.
Успокаивает плачущего мальчика: уделите внимание близким и семье, они в этом нуждаются;
Прижимает к себе ребенка: проявить заботу о родном человеке;
Ведет мальчика за руку — получите помощь, откуда не ждали;
Лечит ребенка – крепость семьи, надежность тыла;
Бьет ребенка, обижает – обстановка негативна, нужно быстро решить множество сложных дел;
Нашел подкидыша – в доме появится малыш; нежданная новость.
Как рассказать о второй беременности мамы первенцу и другим детям в семье правильно: советы
Рассказываем о беременности мамы правильно: показываем наглядно на других семьях
Далее, возникает вопрос о родительском внимании и любви к детям. Поэтому сообщить новость нужно правильно. Как рассказать о второй беременности мамы первенцу и другим детям в семье? Чтобы дети правильно подготовились к появлению малыша, нужно знать некоторые аспекты психологии ребенка. Вот несколько советов:
Сообщайте новость радостно, даже если вас будут тревожить какие-то переживания по поводу этого. Ребенок должен видеть, что это хорошо.
Объясните первенцу, что он тоже причастен к такому событию, так как вместе с ним ждете появления ребенка, вместе будете о нем заботиться, выберите одеяльце, одежду, игрушки.
Сходите в гости к друзьям или родственникам, у которых в семье несколько детей. Потом, рассказывая о новости, подчеркните, что это будет также интересно для него, как и в той семье: совместные игры, помощь маме.
На протяжении всего срока беременности, как можно чаще говорите о появлении нового члена семьи со своим старшим сыном (дочерью). Хорошим примером могут послужить именно те ваши близкие родственники или друзья, у которых уже двое или более детей. Почаще ходите к ним в гости. Благодаря этому, ребенок сможет оценить картину со стороны.
Не нужно говорить крохе о том, что его новорожденный братик (или сестричка) будет его очень сильно любить, играть с ним. Так, вы наполните сознание крохи пустыми обещаниями, и тогда появление малыша разочарует первенца
Ведь в первые недели после роддома, новорожденный будет только спать, есть и плакать.
Лучше всего при подготовке ребенка к пополнению, говорите, что новорожденный малыш будет совершенно беспомощным, поэтому крохе нужно будет уделять много внимания и заботы.
Сразу акцентируйте внимание первенца на то, что любовь к нему и отношение никак не изменится.
Когда вы собираетесь идти гулять, как можно чаще обращайте внимание первенца на совсем маленьких деток, на то какие они крохотные, беззащитные, слабые. Расскажите, что они нуждаются в поддержке своих родителей, а также братьев и сестер.
Чтобы ребенок не переставал чувствовать себя любимым и нужным, нужно понемногу подготавливать его к роли старшего брата (сестры). Для этого можно поручить ему некоторые обязанности:
- Каждый день гулять с мамой.
- Ходить вместе с ней по магазинам в поисках подарков для младшего братика (сестрички).
- Попросите ребенка помочь вам собрать вещи в больницу.
- По возвращении с роддома устройте праздник в честь рождения крохи, но не забудьте купить подарок и своему первенцу. Таким образом, он не будет вас ревновать, и сомневаться в вашей любви.
- Как можно чаще давайте ему ухаживать за малышом, но делать это следует только под вашим наблюдением.
Так первенец почувствует, что его помощь тоже нужна крохе, и поймет всю ответственность, которая к нему перешла на правах старшего брата (сестры).
Песенки и стишки
У всех родителей есть свои ритуалы, связанные с тем или иным совместным с ребенком занятием. Как разговаривать с младенцем, когда вы укладываете его спать? Нужно объяснить ребенку, что сейчас время закрывать глазки и отдыхать. Младенец не понимает слов, но он улавливает интонацию. Если мама говорит монотонно и размеренно, то малыш хорошо засыпает. Но рассказывать что-то о жизни без эмоций довольно сложно. А вот читать стишки в одном ритме сможет любая женщина. Поэтому укладывать ребенка легче всего под песенки или же стихотворения. Нужно читать строчки так, чтобы они звучали плавно. Не нужно играть голосом и наделять каждого персонажа своей манерой речи. Это от вас потребуется тогда, когда малыш вырастет. Грудничкам достаточно очень простого общения.
Стишки и песенки нужны только для того, чтобы уложить ребенка спать? Ничего подобного. Мама может кормить ребенка под определенные рассказы. Например, прежде чем дать малышу грудь, женщина может озвучивать выбранное ей стихотворение или же петь небольшой куплет детской песенки. Подобное общение помогает наладить контакт со своим ребенком, а также помогает малышу понять, что после определенного набора звуков будет следовать определенное действие.
Беременность как образовательный проект
От рассказа о беременности может быть просто море пользы! Во-первых, ребенок получит наглядный ответ на вопрос «откуда берутся дети», намного более яркий и интересный, чем в развивающих книжках. Ему будет интересно примерить ситуацию на себя: расскажите, что он точно так же рос в вашем животике, какой он был, когда родился, как рос в первые дни.
С ребенком постарше можно выучить числа, считая дни до рождения малыша, рассказать о праздниках – семейных, национальных и религиозных (если вы их отмечаете), которые могут стать ориентирами для будущего события. Например, объяснить, что малыш появится через месяц после дня рождения старшего.
Наконец, предстоящее событие можно мягко, без излишнего давления, использовать как воспитательный стимул. Например, объяснить, что малыш может схватить маленькую игрушку, взять в рот и подавиться, поэтому игрушки всегда нужно убирать на место. Не переусердствуйте, старший ребенок не должен воспринимать предстоящее событие как будущую трудовую повинность!
Почаще вместе с ребенком говорите с животиком, пойте ему песенки, рисуйте картинки, которые потом ему подарите, сочиняйте сказки, которые вместе расскажете. И тогда роль старшего брата или сестры станет желанной и привлекательной, а рождение малыша – праздником для всей семьи!
8.01.2019
о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора
Как быть с ревностью старшего к младшему?
Чувство ревности у каждого ребенка может проявляться по-разному. Одни дети активно показывают такую же беспомощность, как и младенец. А именно: просят покормить с ложечки, покачать в колыбели, отказываются ходить на горшок
У других детей чувство зависти зарождается через повышенное внимание со стороны родителей и родных к новорожденному младенцу
Если вы думаете над тем, как подготовить малыша к рождению второго крохи и хотите чтобы этот процесс прошел как можно менее болезненно-позаботьтесь о том, чтобы старший ребенок получал достаточное количество внимания от папы, бабушек и дедушек. В частности, посещая младенца, старшей детке взрослые должны принести также подарок, хотя бы символический.
Если ваш первенец достаточно ревнивый и вы понимаете, что информацию о рождении второго ребенка он воспримет негативно, то следует убедить его в следующем:
- Появление второго малыша не повлияет на любовь мамы и папы к нему;
- Родители так же радовались, узнав, что у них появится он (она);
- У мамы и папы по-прежнему будет время, чтобы поиграть и поговорить со старшим;
- Рождение второго ребенка — это нормально, ведь у большинства его друзей есть братики и сестрички и они счастливы от этого.
О чём поговорить?
- Погода. Да, это может звучать банально, но обсуждение погоды с маленьким ребёнком может быть довольно интересным. Для начала попросите малыша описать погоду и высказать своё мнение, а затем разъясните некоторые моменты. Расскажите, что солнышко выходит сутра, светит и греет. Если идёт дождик, расскажите, откуда он берётся и почему появляется. Если под ногами лужи, расскажите, что скоро они высохнут. Пусть ребёнок принимает активное участие в обсуждении.
- Окружающий мир или «Что вижу, то и говорю». На прогулке можно обсуждать самые разнообразные вещи, которые попадают в поле вашего зрения. Так, если вы увидите деревья, расскажите, как они растут. Просите малыша рассказать то, что он знает. Спрашивайте его, что он думает о предметах, которые видит. В итоге у вас может получиться интересное и живое обсуждение.
- Спросите чадо, как прошёл его день. Пусть он опишет все события и выскажет своё мнение, поделится своими эмоциями, спросит то, что ему было непонятно. Вы тоже можете высказать своё мнение, разъяснить некоторые моменты, дать малышу совет.
- Обсудите какой-нибудь мультфильм, сказку или книгу. Если малыш недавно смотрел или читал что-то, обсудите это. Распределите героев на категории (добрые и злые), оцените их поступки. Попросите малыша высказать своё мнение по поводу того или иного персонажа и его действий. Также можно спросить ребёнка, как он бы поступил на месте главного героя. Расскажите, как поступили бы в этом случае вы.
- Если ребёнок совершил какой-то поступок, обсудите его.
- Можно поговорить с чадом о профессиях. Спросите малыша, какие профессии он знает, выясните, что именно известно о них. Расскажите о профессиях, которые ребёнку неизвестны и выскажите своё мнение. Обсудите каждую профессию и непременно выясните, кем бы хотел стать ребёнок и почему. Поделитесь с малышом своими детскими мечтами, поведайте о своей реальной профессии и расскажите, почему вы выбрали её.
Тем для разговора с ребёнком на самом деле много. Больше общайтесь со своим чадом, чтобы выяснить, какие из них ему интересны. Просите кроху предлагать темы самостоятельно.
Как общаться с младенцем
Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
- «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
- «Чьи это такие красивые глазки?»
- «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».
Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка представление о схеме тела
Это важно для развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи
Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.
Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).
Пойте по-настоящему. Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете!
Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша. Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо
Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.
Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия. От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.
В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:
- «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» — перед сном.
- «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
- «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
- «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.
Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.
Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!
Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.
Читайте вслух любые книги: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии. Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать — для каждого родителя подходящий момент будет свой.
Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.
Необязательно это должны быть сказки. Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.
По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.
Как разговаривать с грудным ребенком?
Ребенок с момента рождения этом мире ничего пока еще не знает, но все это рассказать и показать должны ему его родители. Как разговаривать с ребенком? Ребенок нуждается в постоянном общении на протяжении периода своего бодрствования. Делитесь с ним своими рассуждениями и наблюдениями, жалуйтесь ему или радуйтесь с ним. Сохраняйте спокойствие, даже если ребенок начал капризничать, это поможет и ему сохранять спокойствие. В противном случае вы можете его напугать, и он начнет плакать еще больше.
Разговаривать с новорожденным малышом нужно спокойно, но в то же время и строго, если этого требует ситуация. Ребенок до года должен понимать интонацию мамы и других близких людей. Это позволит ему различать происходящую ситуацию, он быстрее правильно поймет, что означает «нет» или «нельзя».
Если вы находитесь в состоянии сильного эмоционального напряжения, то в это время не стоит разговаривать с новорожденным малышом, лучше переждите немного, успокойтесь, выпейте успокоительного чая.
Ребенок – это ваше отражение, в его общении вы сможете узнать себя. Если малыш нашкодничал, то ему необходимо объяснить, что так делать нельзя. Ни в коем случае не кричите на него, общение должно быть уравновешенным.
Регулярно перед отходом ко сну выделите время, это всего несколько минут, чтобы почитать ребенку сказки, стихотворения или спеть колыбельную песню. Проводите с новорожденным малышом больше времени в общении. Это позволит ему постепенно настроиться на сон и спокойно уснуть. Здоровый сон ребенка – это не только здоровье и нормальное эмоциональное состояние малыша, но и родителей, которые также смогут выспаться и забыть про нервные напряжения.
Малыш должен понимать те только строгие высказывания, общение с новорожденным лучше проводить на равных. Станьте для него другом, с которым он сможет поделиться всеми своими секретами.
Взаимопонимание между близкими людьми формируется с грудного возраста. Постоянно говорите ребенку о том, как вы в нем нуждаетесь, что он самый дорогой для вас человек. Обязательно ежедневно напоминайте ему, как вы его любите, говорите, какой он молодец, поощряйте его маленькие победы.
Что не нужно говорить ребенку? Никогда не говорите, что он плохой или неумеха. Это будет способствовать развитию у ребенка комплексов и обид, которые в жизни только мешают, а иногда, так и не дают осуществить мечту.
Как рассказать о младенце ребенку 3-5 лет
Тяжелее всего подготовить ребенка 3-5 лет к изменению семейного статуса. В этот период психологи характеризуют девочек и мальчиков, как собственных и капризных маленьких людей, которые не готовы делиться с малышом ни игрушками, ни родительской любовью. Именно в этот период придется задействовать весь арсенал знаний.
Как сказать ребенку о беременности? Лучший вариант подготовить сюрприз для малыша:
- торт с коржами розового или голубого окраса;
- игрушку с подарком, в котором будет фото с УЗИ;
- супергероя, который принесет хорошую весть.
После этого, рождение малыша для старшенького будет ассоциироваться с праздником, а следовательно проблем с ревностью и капризами будет меньше
Какие плюсы регулярного общения с грудным ребенком?
- Новорожденный малыш будет слышать голос родного человека и это позволит сохранять его спокойствие.
- Малыши пополняют свой словарный запас, узнают новое.
- У ребенка начинает работать память, если регулярно петь или рассказывать некоторые известные нам всем песенки, потешки или стихотворения.
- Вероятность возникновения логопедических проблем уменьшается в несколько раз.
- Психологи утверждают, что это поможет маленькому человечку сохранять спокойствие, он будет чувствовать эмоциональное состояние мамы, и сам непроизвольно будет успокаиваться.
Если малыш начал в определенное время отсутствия мамы стал переживать и звать ее, то непременно стоит откликнуться, он успокоится, когда услышит, что мама его слышит
Общаться с ребенком важно постоянно
https://youtube.com/watch?v=vubjjbkbhQw